Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:17, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции ОДО «Джалмет».
Объект исследования – ОДО «Джалмет».
Предмет исследования – организация и методология учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть процесс реализации как объект бухгалтерского учета;
- охарактеризовать задачи учета и анализа выпуска готовой продукции и ее реализации;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета выпуска готовой продукции и ее реализации в Республике Беларусь;
- описать особенности учета выпуска и реализации готовой продукции в международной практике;
Важное значение для правильной организации учета наличия и движения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры, т.е. перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данной организацией. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, размер, марка, сорт и т.п.). Номенклатурные номера строятся по-разному, исходя из конкретных условий производства.
Номенклатура продукции необходима для контроля за выполнением графика выпуска изделий в ассортиментном разрезе, графика договорных поставок, составления сводок и отчетов [44, c. 197].
Субъекту хозяйствования необходимо регулярно проводить анализ объемов выпуска отдельных образцов продукции, размера чистой прибыли, полученной от их реализации, а также суммы чистой прибыли на единицу продукции. Это позволит вырабатывать рекомендации по снятию с производства устаревших образцов изделий и переходу на новые виды продукции.
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных направлений увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства [12, c. 289].
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции в организациях являются:
– оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;
– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества [12, c. 289].
Объектами данного направления анализа являются:
– объем производства и реализации продукции;
– ассортимент и структура продукции;
– качество продукции;
– ритмичность продукции.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах, поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.
В Республике Беларусь в области бухгалтерского учета предусмотрена широкая законодательная база. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики Республики Беларусь на рыночные отношения. В первую очередь это относится к разработке и принятию документов, регламентирующие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета.
При исследовании и написании дипломной работы были изучены и использованы следующие нормативные документы:
1. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г., № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 г., № 302-3). Данный Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Статьей 2 Закона определено, что активы – имущество, в том числе имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций [25].
Определение стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет и переоценка активов осуществляется в соответствии со статьей 11, согласно которой активы принимаются на бухгалтерский учет в белорусских рублях. Стоимость активов, изготовленных (созданных) самой организацией, определяется по стоимости их изготовления (создания). При этом в стоимость изготовления (создания) активов включаются затраты, связанные с использованием основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, а также другие затраты, связанные с изготовлением (созданием) активов и доведением их до состояния, пригодного к использованию.
2. Постановление
Министерства финансов
Инструкция устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организации как совокупности способов ведения бухгалтерского учета и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, в том числе относительно учета незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции и выручки от реализации [26].
Учетная политика организации включает в себя: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета; регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота).
3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г., № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета (в редакции от 05.01.2011 г. № 1).
Типовым планом счетом предусмотрены счета для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции, товаров отгруженных, работ, услуг, а также для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним.
4. Постановление
Министерства финансов
В частности инструкцией установлено, что учет готовой продукции осуществляется по местам хранения и отдельным ее видам в количественных и стоимостных показателях. Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в организации, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно).
В аналитическом учете по отдельным наименованиям изделий допускается применение учетных цен (отпускных цен, плановой себестоимости, нормативной себестоимости и других) с отдельным отражением в регистрах отклонений фактической себестоимости этих изделий от их стоимости по учетным ценам.
Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов [32].
5. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвер-жденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181, определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для организаций. Данная инструкция разработана как национальный стандарт учета и является промежуточным этапом внедрения международных стандартов учета и отчетности. В Инструкции приводятся понятия экономическая выгода, доход, выручка от реализации, курсовые разницы, суммовые разницы; дана классификация доходов; их оценка и учет.
6. Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182, определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для организаций. Инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для организаций. В Инструкции приводятся понятия затрат и расходов организации. В Инструкции описан порядок оценки и учета расходов по видам деятельности, порядок признания расходов.
7. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 «Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» (в ред. от 22.04.2010 № 50).
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
Таким образом, в Республике Беларусь создана достаточная нормативная база, регулирующая учет движения готовой продукции. Нормативная документация постоянно пересматривается, обновляется и изменяется.
В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), что согласуется с национальной системой бухгалтерского учета, запасами считаются активы, которые:
- предназначены для продажи в ходе нормальной деятельности;
- находятся в процессе производства для такой продажи;
- находятся в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг [42, c. 87].
Исходя из данного определения, запасы подразделяются на три категории: сырье, незавершенное производство и готовая продукция. К незавершенному производству относятся товары, производство которых завершено частично, а готовая продукция – это законченные товары, готовые к продаже.
Для целей МСФО, принятая в национальном бухгалтерском учете классификация, за исключением товаров отгруженных, может быть сгруппирована по следующим категориям: сырье, незавершенное производство и готовая продукция.
Различия между МСФО и отечественной системой бухгалтерского учета применительно к готовой продукции и товарам проявляются в оценке предметов по наименьшему из себестоимости и чистой цены продажи, оценке незавершенного производства и готовой продукции с учетом производственных затрат и использовании различных систем учета себестоимости, а также распределения накладных расходов. Рассмотрим наиболее общие моменты учета готовой продукции по МСФО.
Внутри систем учета себестоимости, используемых организациями, идентификация затрат, связанных с процессом производства, основывается либо на учете фактических затрат, либо на учете нормативных затрат. При учете фактических затрат, в системе собираются данные по фактическим затратам материалов, труда и накладным производственным расходам, в то время как при учете по методу нормативных затрат, система собирает как фактические, так и нормативные затраты по этим элементам производства. Нормативные затраты вводятся в систему учета для того, чтобы определить стандартную, или "нормативную", себестоимость готовой продукции. Затраты, фактически произведенные в течение периода, затем сравниваются с нормативными значениями для облегчения процесса принятия решений руководством и определения того, осуществляется ли должный контроль за производственными издержками [42, c. 88].
Сложности, с которыми сталкиваются белорусские организации, применяющие систему учета нормативных затрат, заключаются в экономических условиях, результатом воздействия которых являются постоянно меняющиеся нормативы и несвоевременный учет отклонений. Поскольку из-за инфляции цены стремительно меняются, устанавливаемые организациями нормативы зачастую бывают неточными. Если в системе учета затрат применяются неправильные нормативы, в учете возникают значительные отклонения, которые необходимо распределять. Поскольку наиболее вероятным источником возникновения отклонений являются меняющиеся цены, отклонения следует относить на стоимость запасов (незавершенное производство и готовая продукция), и себестоимость реализованной продукции [36, c. 149].
Согласно МСФО, в отношении запасов (в том числе и готовой продукции) ценностей должна предоставляться следующая информация:
- принципы учетной политики, принятые для измерения запасов, включая используемый способ расчета себестоимости;
- общая балансовая стоимость запасов и балансовая стоимость запасов по видам, используемым данной организацией;
- балансовая стоимость запасов, учитываемых по справедливой стоимости за вычетом затрат на их продажу;
- величина запасов, признанная в качестве расходов в течение отчетного периода;
- сумма любой уценки запасов, признанная в качестве расходов в отчетном периоде;
- сумма любой реверсивной записи в отношении уценки, которая была признана как уменьшение величины запасов, отраженных в составе расходов, в отчетном периоде;
- обстоятельства или события, которые привели к реверсированию уценки запасов;
- балансовая стоимость запасов, заложенных в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Международный стандарт финансовой отчетности № 18 «Выручка» предназначен для определения порядка учета выручки, возникающей от определенных видов сделок и событий, определения критериев и признания выручки [42, c. 108]. Стандарт применяется при учете выручки от следующих сделок и событий:
- продажи товаров;
- предоставления услуг;
- использования другими сторонами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды.
Настоящий стандарт не применяется к выручке, полученной от:
- договоров аренды;
- дивидендов от инвестиций;
- договоров страхования страховых компаний;
- изменений в справочной стоимости активов, обязательств других краткосрочных активов;
- прироста скота, сельскохозяйственных и лесных продуктов.
В стандарте дано следующее определение понятия «выручка». Выручка – это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, кроме за счет взносов акционеров. При этом выручка оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого возмещения [42, c. 110].