Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:17, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции ОДО «Джалмет».
Объект исследования – ОДО «Джалмет».
Предмет исследования – организация и методология учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть процесс реализации как объект бухгалтерского учета;
- охарактеризовать задачи учета и анализа выпуска готовой продукции и ее реализации;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета выпуска готовой продукции и ее реализации в Республике Беларусь;
- описать особенности учета выпуска и реализации готовой продукции в международной практике;
Выручка от продажи товаров признается при соблюдении следующих условий:
- перевода компанией на покупателя рисков и вознаграждений, связанных с собственностью на товары;
- когда компания не контролирует проданные товары;
- когда выручка может быть надежно определена и имеется уверенность в том, что экономические выгоды поступят в компанию;
- затраты, связанные со сделкой, также могут быть определены.
В большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с собственностью, совпадает с передачей юридических прав собственности и передачей владения покупателю.
Выручка за предоставление услуг признается при соблюдении тех же условий, что и при признании выручки от продажи товаров, но с обязательным указанием стадии завершенности сделки на отчетную дату. Признание выручки по стадии завершенности сделки называют методом «по мере готовности».
Если результат сделки на оказание услуг не может быть надежно оценен, то выручка признается в размере признанных возмещаемых расходов.
Выручка от использования другими организациями активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды, признается при условии, когда экономические выгоды, связанные со сделкой, поступят в компанию, и сумма выручки может быть надежно оценена.
Кроме того, для признания выручки должны быть соблюдены следующие условия:
- проценты должны признаваться на пропорционально временной основе, учитывающей реальный доход на актив;
- лицензионные платежи признаются по методу начисления в соответствии с содержанием договора;
- дивиденды признаются тогда, когда установлено право акционеров на их получение.
В отчетности должна раскрываться следующая информация:
- учетная политика для признания выручки и методы, используемые для определения стадии завершенности сделок на оказание услуг;
- сумма выручки от продажи товаров, предоставления услуг, процентов, дивидендов и лицензионных платежей;
- сумма выручки от обмена товаров и услуг, включенная в каждую статью выручки [42, c. 110].
Одно из существенных различий в подходе к выручке от реализации в отечественной практике заключается в том, что за момент реализации продукции можно принимать момент оплаты продукции или момент её отгрузки, тогда как в международной практике момент реализации продукции определяется, как правило, только по моменту отгрузки.
Отечественные стандарты бухгалтерского учета не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно отечественным стандартам главное – произошел переход права собственности или нет. МСФО учитывает экономическое содержание сделки. Конечно, в большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с покупкой, совпадает с передачей прав собственности покупателю. Но так бывает не всегда. Например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО может быть признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос – насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно.
Приведем несколько примеров, когда согласно МСФО выручка не может быть признана [42, c. 119]:
- получение выручки от конкретной продажи возможно только после перепродажи товаров покупателем;
- проданные объекты подлежат установке, а она составляет значительную часть стоимости контракта, который еще не выполнен организацией. Выручка по этой сделке не признается до завершения установки;
- покупатель имеет право расторгнуть сделку. Например, если условиями контракта предусмотрен возврат товаров, но невозможно оценить его вероятность.
Также следует выделить некоторые различия в составе себестоимости реализованной продукции. В соответствии с МСФО коммерческие расходы и, в общем случае, общехозяйственные расходы (амортизация зданий управления, расходы на содержание аппарата управления, вспомогательных служб) не рассматриваются как непосредственно связанные с приобретением и производством товаров, и, следовательно, не включаются в себестоимость производства. В соответствии с белорусской системой учета коммерческие расходы и общехозяйственные расходы могут включаться в состав себестоимости реализованной продукции, если это предусмотрено учетной политикой.
Изучение опыта и практики организации бухгалтерского учета в зарубежных странах позволяет решить одну из актуальных проблем белорусской экономики – приведение существующей системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международным стандартам.
2.1 Краткая характеристика организации бухгалтерского учета в ОДО «Джалмет»
Основным направлением деятельности ОДО «Джалмет» является производство металлоконструкций, металлоизделий как стандартных видов, так и по индивидуальным чертежам, а также производство изделий из нержавеющей стали. Данное производство металлоконструкций сертифицировано. ОДО «Джалмет» осуществляет монтаж металлоконструкций и демонтаж всего перечня производимых металлоконструкций, на что имеется соответствующая лицензия.
«Джалмет» организовано в форме общества с дополнительной ответственностью. Высшим органом управления организации является общее собрание участников общества, единоличным исполнительным органом является директор.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ОДО «Джалмет» и непосредственно подчиняется директору.
Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации. Главный бухгалтер осуществляет непосредственное руководство деятельностью бухгалтерии и контролирует работу всех входящих в состав бухгалтерии работников:
- бухгалтера по учету основных средств и материалов, в обязанности которого входит бухгалтерский учет движения основных средств, начисление амортизации, учет движения материальных ресурсов, ГСМ, специального инструмента и специальной одежды;
- бухгалтера по учету готовой продукции и учету расчетов с персоналом организации, в обязанности которого входит учет выпуска и реализации готовой продукции, формирование документов на отгрузку готовой продукции, начисление заработной платы, начисление отчислений от фонда оплаты труда по социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев, расчеты с подотчетными лицами;
- бухгалтера по расчетам – кассира, в обязанности которого входит расчеты с дебиторами и кредиторами организации, формирование операций в системе «Клиент-банк», ведение учета операций по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальный счет».
В соответствии с основными задачами на бухгалтерию возлагаются следующие функции:
1. Рациональная организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации.
2. Внедрение передовых форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных технических средств и технологий.
3. Подготовка рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности.
4. Формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах, а также разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
5. Организация учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
6. Обеспечение законности, своевременности и правильности оформления документов, составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчетов по заработной плате, правильного начисления и перечисления налогов и сборов в республиканский и местный бюджет, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашения в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчислений средств на материальное стимулирование работников организации.
7. Предупреждение недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательств.
8. Организация работы по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
9. Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
10. Оказание методической помощи работникам подразделений организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
В ОДО «Джалмет» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета на базе программы «1С: Предприятие 7.7» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней, что обеспечивает:
- механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса;
- высокую точность учетных данных;
- оперативность данных учета;
- повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности;
- увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.
В ОДО «Джалмет» применяются бухгалтерские книги, которые представляют собой сброшюрованные учетные таблицы (листы бумаги) и заключенные в переплет. Все страницы в бухгалтерской книге нумеруются, а в конце ставится подпись главного бухгалтера и указывается общее число пронумерованных страниц. Например, ведется в кассовой книге детальный учет операций по счету "Касса", ведется Главная книга.
Регистрами синтетического учета в организации являются: главная книга, оборотно-сальдовая ведомость; анализ счета. Регистрами аналитического учета в организации являются: оборотно-сальдовая ведомость по счету; карточка счета.
На директора и главного бухгалтера ОДО «Джалмет» возложена обязанность организации внутрихозяйственного контроля, при которой исключаются потери и непроизводительные расходы материальных и финансовых ресурсов, достигается полная сохранность имущества и наиболее эффективное использование оборотных и основных средств.
Одним из механизмов, способствующих укреплению внутрихозяйственного контроля, является разработка графика документооборота, способствующего оперативному и своевременному составлению, сдаче и обработке первичных документов и контроль за соблюдением сроков его исполнения всеми службами организации. Учетной политикой ОДО «Джалмет» (приложение А) установлено, что первичные учётные документы создаются в организации исполнителями и поступают в бухгалтерию организации за первую половину месяца не позднее 15 числа текущего месяца, за вторую половину – 31 числа текущего месяца.
Основными направлениями для реализации мероприятий по осуществлению внутрихозяйственного контроля в ОДО «Джалмет» являются:
- согласно утвержденным графикам проведение выборочных инвентаризаций товарно-материальных ценностей у материально ответственных лиц;
- обязательное проведение сплошных инвентаризаций при смене или уходе в отпуск материально ответственных лиц;
- обеспечение контроля за обоснованностью списания основных средств, товарно-материальных ценностей;
- контроль за исполнением договорных сроков производства работ, недопущение их необоснованного переноса;
- контроль за обоснованностью отнесения на себестоимость расходов;
- контроль за размером дебиторской и кредиторской задолженности, принятием мер для своевременных расчетов, недопущением возникновения необоснованной задолженности.
Таким образом, основной задачей внутрихозяйственного контроля в ОДО «Джалмет» является:
- своевременное пресечение нарушений и злоупотреблений,
- регулярное рассмотрение на совещаниях основных финансово-экономических показателей работы,
- анализ причин при возникновении убытков либо снижении рентабельности,
- разработка путей и методов совершенствования управления производством,
- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив его развития и выявление внутренних резервов.
Осуществлению внутрихозяйственного контроля в ОДО «Джалмет» способствует проведение инвентаризации. Необходимость проведения организациями инвентаризаций, их периодичность и правила оформления установлены следующими документами:
1) Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 №3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности»;
2) Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.11.2007г. № 180.
Инвентаризация производится ежегодно по состоянию на 31 декабря текущего года перед составлением годовой отчетности.
Таким образом, бухгалтерский учёт в ОДО «Джалмет» ведётся в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности», при этом отдельные аспекты ведения бухгалтерского учета конкретизированы и закреплены в Положении об учетной политике организации.
Задачи бухгалтерского учета готовой продукции в ОДО «Джалмет» решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета движения готовой продукции.
При учете готовой продукции необходимо обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам. Как правило, готовая продукция сдается на склад готовой продукции. Исключение допускается для крупногабаритных изделий, сдача на склад которых затруднена по техническим причинам. Они могут приниматься представителем покупателя (заказчика) на месте изготовления, комплектации или сборки либо отгружаться непосредственно с этих мест.