Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:04, курсовая работа
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к ка-тегории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части до-бавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимо-стью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Актуальность темы объясняется изменениями в нормативном регулиро¬вании бухгалтерского учета в целом и учета налога на добавленную стоимость в частности, произошедшими в последние годы и в связи с принятием поправок в главу 21 Налогового Кодекса РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……..………….….......….3
1. НДС КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙ НАЛОГ….…..…………..……….….…5
1.1 Значение и сущность НДС………………………………….………….……....5
1.2 Роль НДС и методика исчисления ……….…………….…..............................6
1.3Основные направления совершенствования НДС …….……………….…......…9
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ ….……………………………………………….…………..……..…15
2.1 Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а так же иных средств облагаемых НДС …….………………………….…………….…......15
2.2 Порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС ………………29
2.3 Порядок бухгалтерского учета НДС по отдельным хозяйственным операци-ям …..……………………………………………..….……………….…………..…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………..…..38
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….……..43
38
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……..
1. НДС КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙ НАЛОГ….…..…………..……….….…5
1.1 Значение и сущность НДС………………………………….………….……....5
1.2 Роль НДС и методика исчисления ……….…………….…...................
1.3Основные направления совершенствования НДС …….……………….…......…9
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ ….……………………………………………….…………..…….
2.1 Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а так же иных средств облагаемых НДС …….………………………….…………….…......15
2.2 Порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС ………………29
2.3 Порядок бухгалтерского учета НДС по отдельным хозяйственным операциям …..……………………………………………..….………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………..…..38
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….……..4
ВВЕДЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Актуальность темы объясняется изменениями в нормативном регулировании бухгалтерского учета в целом и учета налога на добавленную стоимость в частности, произошедшими в последние годы и в связи с принятием поправок в главу 21 Налогового Кодекса РФ.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия налога на добавленную стоимость и изучение бухгалтерского учета различных операций – объектов налогообложения НДС.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать значение и сущность налога на добавленную стоимость;
2. Рассмотреть роль НДС и методику его исчисления;
3. Проанализировать основные направления совершенствования НДС;
4. Изучить порядок ведения бухгалтерского учета различных объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость;
5. Охарактеризовать порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС;
6. Рассмотреть бухгалтерский учет НДС по некоторым хозяйственным операциям.
Предметом данного исследования является бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, сравнительный метод, метод обобщения.
Курсовое исследование написано при использовании литературы по бухгалтерскому учету, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также материалам периодической печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
В работе использовано две главы. В первой главе описаны понятие налога на добавленную стоимость как основного косвенного налога, его сущность, роль и основные направления совершенствования. Во второй главе НДС характеризуется с точки зрения бухгалтерского учета основных операций – объектов налогообложения, а также порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС. Структура курсовой работы обусловлена поставленными задачами.
1. НДС КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙ НАЛОГ
1.1. Значение и сущность НДС
Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ. НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли.
В отличие от прочих видов налогов с оборота, НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей. Основной функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства. НДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг). [1]
НДС, как и налог с оборота, взимается многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов.
Преимуществом НДС является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков. НДС, так же как и налог с оборота, налог с продаж, является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок.
Поскольку сумма налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада этой каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат, а не добавленная стоимость.
Важным свойством налога является его возможная нейтральность по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сущность и назначение НДС сводятся к следующему:
1. стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление. НДС имеет потенциально широкую базу обложения;
2. предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС – конечный потребитель товаров и услуг).
1.2 Роль НДС и методика его исчисления.
Налог на добавленную стоимость регулируется статьей 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, который определяет круг плательщиков налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки и налоговый период, регламентирует порядок исчисления, учета и восстановления НДС, налоговые вычеты и прочее.
В соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщиками являются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые Таможенным Кодексом РФ налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.[2]
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ в случае, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих календарных месяца не превысила два миллиона рублей (без НДС).
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- Реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории РФ.
- Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.[3]
Ряд товаров, работ, услуг освобождается от налогообложения.[4]
Налоговая база определяется по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг):
- облагаемым по разным налоговым ставкам – отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг):
- облагаемым по одной налоговой ставке – суммарно по всем операциям.[5]
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав являются все доходы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги, имущественные права), полученные налогоплательщиком в денежной или натуральной форме.[6]
НДС взимается по следующим ставкам[7]:
0% - реализация товаров, помещаемых под таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с ними; драгметаллы при условии их добычи или производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненному к нему персоналу.
10% - некоторые продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая (исключая ценные породы), море- и рыбопродукты (исключая деликатесные); некоторые товары для детей, некоторые периодические печатные издания и медицинские товары.
18% - товары (работы, услуги), не указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 164.
Порядок исчисления налога[8]:
1. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой ставки и налоговой базы. Если налоговые базы определяются отдельно, НДС исчисляется отдельно по каждой из них.
2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) определяется путем сложения сумм НДС, исчисленных с налоговых баз, определенных в соответствии со статьями 154-159, 162 НК РФ.
3. Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, являющимся объектом налогообложения (кроме ввоза товаров на таможенную территорию РФ), момент определения налоговой базы по которым относится к этому налоговому периоду, с учетом изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу.
4. По каждой операции, облагаемой по налоговой ставке 0%, НДС исчисляется отдельно.
1.3 Основные направления совершенствования НДС
В Налоговый кодекс РФ в последнее время был внесен ряд положительных изменений, касающийся налога на добавленную стоимость, облегчающих участь налогоплательщиков. Одним из таких решений было принятие Федерального закона от 13.10.2008 N 172-ФЗ, который изменил редакцию п. 1 ст. 174 НК РФ и ввел алгоритм, позволяющий, начиная с третьего квартала 2008 года, платить налог на добавленную стоимость равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Очевидно, что в результате такого нововведения организации получили рассрочку уплаты налога (временное высвобождение денежных средств). Не маловажную роль сыграли и иные законы, такие как: Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ, Федеральный закон от 04.12.2008 N 251-ФЗ, Федеральный закон от 25.12.2008 N 282-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2008 N 314-ФЗ, Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ иные, которые так же позволили налогоплательщику снизить бремя налогообложения, в более короткий срок получить вычет или отсрочить дату уплату налога. В том числе:
налогоплательщики-покупатели получили право принять НДС к вычету при перечислении продавцу предварительной оплаты;
отменено требование о перечислении суммы НДС деньгами при расчетах ценными бумагами, взаимозачете или мене;
несколько облегчена деятельность экспортеров с вводом реестров таможенных деклараций и увеличением срока на представление документов, подтверждающих экспорт;
снято условие оплаты при принятии НДС к вычету по строительно-монтажным работам для собственного потребления;
реализация лома и отходов черных металлов включена в перечень необлагаемых операций;
освобожден от налогообложения ввоз технологического оборудования, при условии, если на территории России не производятся его аналоги (по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ);
снижено бремя налогообложения при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц, так как НДС уплачивается с разницы между ценой продажи и стоимостью приобретения автомобиля;
средства, полученные страховщиком по соглашению о прямом возмещении убытков, выведены из-под налогообложения;
освобожден от обложения НДС ввоз российских судов рыбопромыслового флота, капитальный ремонт (модернизация) которых был выполнен за пределами таможенной территории РФ;
устранены недостатки ранее действующих норм законодательства, касающихся разграничения прав и обязанностей налогового агента в части исчисления НДС;
Информация о работе Бухгалтерский учет по налогу на добавленную стоимость