Бухгалтерский учет по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к ка-тегории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части до-бавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимо-стью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Актуальность темы объясняется изменениями в нормативном регулиро¬вании бухгалтерского учета в целом и учета налога на добавленную стоимость в частности, произошедшими в последние годы и в связи с принятием поправок в главу 21 Налогового Кодекса РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……..………….….......….3
1. НДС КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙ НАЛОГ….…..…………..……….….…5
1.1 Значение и сущность НДС………………………………….………….……....5
1.2 Роль НДС и методика исчисления ……….…………….…..............................6
1.3Основные направления совершенствования НДС …….……………….…......…9
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ ….……………………………………………….…………..……..…15
2.1 Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а так же иных средств облагаемых НДС …….………………………….…………….…......15
2.2 Порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС ………………29
2.3 Порядок бухгалтерского учета НДС по отдельным хозяйственным операци-ям …..……………………………………………..….……………….…………..…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………..…..38
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….……..43

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая бух фин учет.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС

Согласно п.2 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму начисленного НДС на установленные налоговые вычеты.

В частности вычету подлежит НДС:

- предъявленный налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), либо

- уплаченный налогоплательщиком:

              * при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза, переработки вне таможенной территории);

              * при перемещении товаров через границу РФ без таможенного контроля и оформления.

              НДС подлежит вычету, если товары (работы, услуги, имущественные права) приобретены для операций, являющихся объектом налогообложения.[42]

В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ вышеуказанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг, имущественных прав), либо документов, подтверждающих уплату НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, либо документов, подтверждающих перечисление в бюджет НДС, удержанного налоговыми агентами. Вычеты производятся после принятия на учет приобретенных (ввезенных на таможенную территорию РФ) товаров (работ, услуг, имущественных прав) и при наличии соответствующих первичных документов.

При этом следует учитывать, что и для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки, и для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере оплаты товаров (поступления денежных средств), порядок применения налоговых вычетов одинаков и не зависит от порядка определения выручки. (см. приложение таблица 2.2.19 стр. 56).

 

2.3 Порядок бухгалтерского учета НДС по отдельным хозяйственным операциям

      Строительно-монтажные работы

Согласно п.6 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ. При этом на основании п.5 ст.172 указанные вычеты производятся по мере постановки на учет и на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг)[43].

Согласно подп.3 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. При этом согласно п.2 ст.159 НК РФ налоговой базой является стоимость выполненных работ, равная сумме расходов налогоплательщика на их выполнение (включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации).[44]

Согласно п.6 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения СМР. При этом в соответствии с п.5 ст.172 НК РФ указанные вычеты производятся на дату определения налоговой базы, установленной в п. 10 ст. 167 НК РФ, т.е. налоговая база определяется в последний день каждого налогового периода.[45]

Таким образом, суммы НДС, уплаченные при приобретении материалов, работ или услуг сторонних организаций для производства СМР, выполняемых подрядным или хозяйственным способом, заказчик учитывает по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" на отдельном субсчете и кредиту счетов 60, 76, 71 и др. Учтенная сумма налога на счете 19 списывается в дебет счета 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС".

Одновременно, на всю стоимость выполненных налогоплательщиком строительно-монтажных работ должен быть начислен НДС по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом по НДС". После этого у налогоплательщика появляется право поставить в налоговой декларации уплаченную сумму налога к вычету.

      Реализация полученного права требования долга

Согласно п.2 ст.155 НК РФ при уступке денежного требования или при прекращении обязательства, вытекающих из договора реализации (работ, услуг), облагаемой НДС, для нового кредитора налоговой базой является превышение полученного дохода над расходами на приобретение требования.

При этом в соответствии с п.8 ст.167 НК РФ налоговая база определяется в день уступки требования или прекращения обязательства, или исполнения обязательства должником. (см. приложение таблица 2.3.20 стр. 57).

      Посредническая деятельность

Согласно ст.156 НК РФ для налогоплательщиков, действующих в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии, агентских договоров налоговой базой является полученный ими доход, в том числе в виде вознаграждения.

При этом необходимо учесть, что освобождаются от налогообложения посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п.1, подп.1, 8 п.2 и подп.6 п.3 ст.149 НК РФ.

Схема бухгалтерских проводок у посредников может выглядеть так, как указано в таблицах 2.1.14 и 2.1.15 настоящей курсовой работы.

      Удержание НДС налоговыми агентами

В ст.161 НК РФ определены особенности определения налоговой базы налоговыми агентами. А именно:

1. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ, налоговой базой является доход от реализации этих товаров (работ, услуг) с НДС. Эта налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.

2. При предоставлении в аренду государственного или муниципального имущества органами государственной власти и местного самоуправления налоговой базой является арендная плата с НДС.

3. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговой базой является цена имущества, определяемая с учетом положений ст.40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов и без включения в нее налога с продаж. В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Согласно п.3 ст.171 НК РФ вычету подлежит НДС, перечисленный в бюджет. НДС подлежит вычету, если товары (работы, услуги) приобретены для операций, являющихся объектом налогообложения. (см. приложение таблица 2.3.21 стр. 58).

 

      Экспортные операции

При отражении в бухгалтерском учете экспортных операций с точки зрения исчисления НДС необходимо соблюдать следующие условия:

- Согласно п.1 ст.164 НК РФ налогообложение экспортных операций производится по налоговой ставке 0 процентов.

- Согласно ст.165 НК РФ налогоплательщик обязан подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, тем самым подтвердить свое право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов (налоговых вычетов). Для этого в налоговые органы представляются документы, перечисленные в ст.165 НК РФ.

- Согласно п.9 ст.167 НК РФ при реализации на экспорт товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) (подп.1 п.1 ст.167 НК РФ).

Если на момент наступления первой из вышеперечисленных дат реальный экспорт не подтвержден, в бухгалтерском учете отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в порядке, действующем для отражения реализации товаров на территории РФ. При этом налоговая база должна быть сформирована на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), в том числе в отношении пересчета в рубли обязательства в иностранной валюте.

В момент отгрузки товаров на экспорт:

Д-т 19/эксп - К-т 60 - сумма НДС по приобретенным ТМЦ, использованным для производства и реализации товаров, отгруженных на экспорт;

Д-т 62 - К-т 90/эксп - выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.

1. Реальный экспорт товаров подтвержден в течение 180 дней с момента отгрузки:

Д-т 68 - К-т 19/эксп - после подтверждения реального экспорта сумма НДС по приобретенным ТМЦ, использованным для производства и реализации товаров, отгруженных на экспорт, принимается к вычету из сумм НДС, начисленных к уплате в бюджет (в отдельной налоговой декларации).

2. На 181-й день после отгрузки товаров реальный экспорт не подтвержден:

Д-т 68 - К-т 19/эксп - сумма НДС по приобретенным ТМЦ, использованным для производства и реализации товаров, отгруженных на экспорт, принимается к вычету из сумм НДС, начисленных к уплате в бюджет (в отдельной налоговой декларации);

Д-т 91 - К-т 68 - начислен НДС с экспортной выручки, рассчитанной по курсу на дату отгрузки.

Если позднее обоснованность применения налоговой ставки 0% налогоплательщиком будет подтверждена, то в бухгалтерском учете по данным операциям делается корректировочные записи по сумме начисленного НДС с выручки (п.9 ст.165 НК РФ).

Д-т 91 - К-т 68 (сторно) - скорректирована начисленная сумма НДС с экспортной выручки при подтверждении реального вывоза по истечении 180 дней.

3. Получен аванс под предстоящую экспортную поставку:

Д-т 52 - К-т 62 - получен валютный аванс под предстоящую экспортную поставку;

Д-т 62 - К-т 68 - выделен НДС по ставке, рассчитываемой как отношение 18% к 118% (10% к 110%), с суммы аванса (по курсу на дату поступления аванса на валютный счет).

Реальный экспорт товаров подтвержден в течение 180 дней с момента отгрузки:

Д-т 68 - К-т 62 - произведен вычет ранее начисленного к уплате в бюджет НДС с полученных авансов (в фактически начисленной сумме).

На 181-й день после отгрузки товаров реальный экспорт не подтвержден:

Д-т 68 - К-т 62 - произведен вычет ранее начисленного к уплате в бюджет НДС с полученных авансов (в фактически начисленной сумме);

Д-т 91 - К-т 68 - начислен НДС с экспортной выручки (по курсу на дату отгрузки товаров).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для достижения цели курсового исследования, в первой главе было охарактеризована сущность и значение налога на добавленную стоимость, а также рассмотрена роль НДС, методика его исчисления и проанализированы основные направления совершенствования налога.

Изучив данный налог можно заключить, что он обладает некоторыми преимуществами и недостатками. К преимуществам относятся:

o              НДС выступает фактором, регулирующим размер цены;

o              Налог является постоянно поступающим и стабильным доходом государства;

o              НДС отличается простотой взимания;

o              Налог обладает механизмом взаимной проверки плательщиками налоговых обязательств;

o              НДС, включаемый в цену товара, платится незаметно для потребителя.

Недостатки:

o        Поскольку НДС в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику.

o        Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.

o        Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета.

В настоящее время продолжается реформирование НДС, проблема взимания налога на добавленную стоимость, его оптимальные размеры, методы и сроки взимания вызывают серьёзную заинтересованность большинства граждан нашей страны, делового сообщества, законодателей и различных уровней государственной власти. Ведь наиболее серьезные проблемы возникают у налогоплательщиков, когда они применяют закон, устанавливающий новый порядок обложения НДС тех или иных операций, а в самом законе переходные положения не прописаны, при этом в Налоговом кодексе РФ подходящие нормы тоже отсутствуют. НК РФ не предусматривает использование аналогии закона в случаях, прямо не урегулированных самим Кодексом. В этом случае налогоплательщикам приходится «изобретать» собственные правила налогообложения в расчете на п. 7 ст 3 НК РФ. Эти правила следует закрепить в учетной политике.

Во второй главе были раскрыты схемы бухгалтерских проводок различных объектов налогообложения, порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС, а также рассмотрен учет НДС по нескольким хозяйственным операциям.

Порядок бухгалтерского учета различных объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость имеет свои особенности, которые динамично меняются, в связи с внесением поправок в главу 21 Налогового Кодекса РФ. Тоже касается бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС.

Понятия «отгрузка», «оплата» и «принятие на учет» Налоговый кодекс делает ключевыми для начисления и вычета НДС. Но при этом ни одному из них никакого определения Кодекс не дает. В результате учет налога на добавленную стоимость может вестись неправильно, если каждый будет понимать ключевые для начисления НДС и его вычета термины как захочет. В следствие этого о равенстве налогообложения (п. 1 ст. 3 НК) можно забыть. Поэтому, налоговые законы должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, что от него. Это, в частности, означает, что в законах должно быть определение всех понятий, правовое содержание которых отличается от общепринятого.

Информация о работе Бухгалтерский учет по налогу на добавленную стоимость