Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является системное и комплексное изучение организации и методик бухгалтерского учета расчетов по оплате труда с рабочими и служащими ЗАО «Гомельлифт». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать концепции оплаты труда в условиях рыночной экономики;
изучить основные положения по оплате труда рабочих и служащих ЗАО «Гомельлифт»;
определить цели, задачи и принципы учета труда и его оплаты
Введение……………………………………………………………………………
1. Сущность, значение и принципы оплаты и материального стимулирования труда в рыночной экономике……………………………………………………...
1.1. Концепция оплаты труда работников Республики Беларусь, ее сущность, значение и задачи. Основные положения по оплате труда работников ЗАО «Гомельлифт»………………………………………………………………………
1.2. Объекты, цель, задачи и принципы учета оплаты труда………………….
1.3. Краткая экономическая характеристика ЗАО «Гомельлифт»…………….
2. Бухгалтерский учет оплаты труда, пути его совершенствования…………
2.1. Учет численности, рабочего времени и выполненной работы. Документальное оформление и методики расчета заработной платы по видам выплат…………………………………………………………………………….
2.2. Виды удержаний из заработной платы, порядок и методики их исчисления………………………………………………………………………..
2.3. Сводный бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда. Учет отчислений нанимателем от начисленной заработной платы………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
1.2. Объекты, цель,
задачи и принципы учета
Объектами бухгалтерского учёта оплаты труда являются списочная численность работников, рабочее время, заработная плата, выработка работников, расходы на оплату труда.
Целью бухгалтерского учёта труда и расчётов по его оплате является:
Исходя из поставленной цели, задачами бухгалтерского учёта труда и его оплаты является:
своевременное составление отчётности по труду и предоставления в соответствующие органы государственного управления;
Если у бухгалтера участок работы ведения учёта расчётов с персоналом по заработной плате, то он должен осуществлять контроль:
В бухгалтерском учёте труда и его оплаты придерживаются следующих принципов:
По составу заработную плату подразделяют на основную и дополнительную.
К основной относят оплату за выполненную работу или проработанное время независимо от форм и систем оплаты труда: начисленную по ставкам и расценкам и различные доплаты (за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, руководство бригадой, выполнение обязанностей отсутствующего работника и т. д.). К дополнительной относят выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплату трудовых, дополнительных, социальных отпусков, льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей, выполнение государственных и общественных обязанностей, за время вынужденного прогула, простоев не по вине работника и т. п. В состав дополнительной заработной платы включаются выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера - это надтарифная часть заработной платы. Выплаты устанавливаются с целью формирования у работников побудительных мотивов к более высокой результативности труда (за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации, профессиональное мастерство, наличие ученой степени и звания и т.п.), к длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной сфере деятельности (надбавка за стаж работы в организации).
Премии также являются поощрительными выплатами стимулирующего характера (надтарифная часть заработной платы), которые призваны обеспечить взаимосвязь тарифной (основной) части оплаты труда работников с результатами их труда, связанными с выполнением и перевыполнением показателей, непосредственно входящих в их трудовые обязанности.
Выплаты компенсирующего характера – это надтарифная часть заработной платы. Такие выплаты устанавливаются с целью компенсации неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье и работоспособность (за работу с тяжелыми (вредными) и особо тяжелыми (особо вредными) условиями труда, за работу в ночное время, в зонах радиоактивного загрязнения и т.п.), за дополнительную работу, на связанную непосредственно с основными трудовыми функциями (за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и т.п.), выплаты, связанные с особым характером выполняемой работы (отдаленность, сезонность, неопределенность объекта работы).
Учёт оплаты труда по своей важности и значимости занимает одно из центральных мест в работе бухгалтерии. Это обусловлено тем, что заработная плата:
Таким образом, полнота реализации цели, задач и принципов бухгалтерского учёта труда и расчётов по его оплате зависит от его организации у хозяйствующего субъекта и в свою очередь позволяет эффективно управлять трудовыми ресурсами и обеспечить повышение производительности труда, рост заработной платы, превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.
Руководители и главные бухгалтеры организаций несут персональную ответственность за рациональное использование средств на оплату труда и своевременность расчётов с работниками.
1.3. Краткая экономическая
характеристика ЗАО «
ЗАО "Гомельлифт" работает с 1968 года и является одной из крупнейших лифтовых компаний Беларуси. Его услугами по поставке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и эскалаторов, а также средств диспетчерского контроля пользуются многочисленные заказчики не только во всех областях республики, но и в ряде регионов России. История ЗАО "Гомельлифт началась с создания в г. Гомеле хозрасчетного ремонтного участка под названием "Ремлифтналадка" с количеством работающих - 23 человека. Основными видами деятельности организации были ремонт, химическая очистка водогрейных котлов и бойлеров. Первый лифт был принят на обслуживание в 1970 году. С этого времени обслуживание лифтов становится основным видом деятельности предприятия. К концу 2000 года компания уже обслуживала 3335 лифтов. Акционерное общество "Гомельлифт" закрытого типа зарегистрировано в июле 1992 года. В обращение выпущено 3600 акций, из которых 188 акций - привилегированные. Номинальная стоимость одной акции - 19 USD. Владельцы акций – работники фирмы, в том числе: руководители - 32 %; рабочие - 68 %. ЗАО “Гомельлифт” располагается в городе Гомеле по адресу ул. Владимирова, 8. Компания хоть и относится к Министерству промышленности, занимается, по сути, обслуживанием жилищно-коммунального комплекса.
ЗАО “Гомельлифт” выполняет следующие виды услуг:
основными из которых являются монтаж, техобслуживание и ремонт лифтового оборудования.
ЗАО «Гомельлифт» является региональным монополистом в сфере техобслуживания и ремонта лифтов. Это обусловлено спецификой выполняемых работ. Выполнение монтажа не зависит от географического расположения фирмы, так, например ЗАО «Гомельлифт» осуществляет установку лифтов и в городах Беларуси, и на территории России.
Рисунок 1.1.- Структура выполняемых работ ЗАО "Гомельлифт" в 2012 г.
В 2012 году количество лифтов, находящихся на обслуживании ЗАО «Гомельлифт» составляло 3573 лифта.
ЗАО Гомельлифт» для планирования своей деятельности пользуется годовыми бизнес-планами. Бизнес-план охватывает все стороны деятельности предприятия: производственную, коммерческую, финансовую, инвестиционную и социальную. В июле каждого года руководитель предприятия издает приказ, в котором утверждает календарный план этапов разработки бизнес-плана на следующий год. Также назначаются ответственные за разработку бизнес-плана и контроль исполнения приказа. При разработке целевых планов обеспечивается соответствие основным показателям социально-экономического развития предприятия на планируемый период. Проекты целевых планов согласовываются с руководителями функциональных подразделений в срок до 1 октября.
Структура административного управления ЗАО «Гомельлифт» строится на современных концепциях, которые направлены на развитие горизонтальных связей внутри организации. ЗАО «Гомельлифт» имеет линейную структуру управления , но, в отличие от жестких вертикальных связей, на предприятии отдается предпочтение горизонтальным связям, то есть управление ЗАО «Гомельлифт» осуществляется на базе линейно-функциональной организационной структуры. Общее функциональное направление осуществляет генеральный директор с делегированием своих функций другим отделам. Главы отделов непосредственно сами решают возникшие между ними проблемы. Генеральный директор осуществляет общее руководство, налаживает контакты с другими фирмами, решает вопросы с государством, то есть занимается внешними связями. Проблемами внутрифирменного уровня он занимается лишь при необходимости его участия. А так его заместители при согласовании с ним отвечают за функционирование фирмы.
У генерального директора пять заместителей:
-финансовый директор;
-директор маркетинга и продаж;
-директор сервис центра;
-технический директор;
-заместитель
генерального директора по
Каждый из них является начальником отдела, в которые входят различные службы.
Схематично структура административного управления ЗАО «Гомельлифт» представлена в приложении (Приложение 3).
Проанализировав статистическую отчетность предприятия за 2 года, а именно:
можно построить таблицу
показателей эффективности
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются
Рассмотрим основные финансовые показатели деятельности ЗАО «Гомельлифт».
Таблица 1.2. – Основные показатели производственной деятельности ЗАО «Гомельлифт» за 2011- 2012 гг.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (+; –) |
Темпы |
1. Выручка от реализации |
24843 |
31100 |
6257 |
125,2 |
2. Налоги и сборы, включаемые
в выручку от реализации |
1840 |
2590 |
750 |
140,8 |
3. Производственная |
18222 |
22797 |
4575 |
125,1 |
4. Валовая прибыль от реализации продукции: |
||||
4.1. Сумма, млн р. |
4781 |
5713 |
932 |
119,5 |
4.2. В процентах к выручке от реализации |
19,2 |
18,4 |
-0,8 |
х |
5. Коммерческие расходы
на реализованную продукцию, |
284 |
370 |
86 |
130,3 |
6. Полная себестоимость реализованной продукции,млн.р. |
2187 |
3641 |
1454 |
166,5 |
7. Прибыль (убыток) от реализации продукции,млн.р. |
4497 |
5343 |
846 |
х |
8. Среднесписочная численность работников,чел. |
335 |
304 |
-31 |
90,7 |