Бухгалтерский учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда (на материалах ЗАО «Гомельлифт»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является системное и комплексное изучение организации и методик бухгалтерского учета расчетов по оплате труда с рабочими и служащими ЗАО «Гомельлифт». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать концепции оплаты труда в условиях рыночной экономики;
изучить основные положения по оплате труда рабочих и служащих ЗАО «Гомельлифт»;
определить цели, задачи и принципы учета труда и его оплаты

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1. Сущность, значение и принципы оплаты и материального стимулирования труда в рыночной экономике……………………………………………………...
1.1. Концепция оплаты труда работников Республики Беларусь, ее сущность, значение и задачи. Основные положения по оплате труда работников ЗАО «Гомельлифт»………………………………………………………………………
1.2. Объекты, цель, задачи и принципы учета оплаты труда………………….
1.3. Краткая экономическая характеристика ЗАО «Гомельлифт»…………….
2. Бухгалтерский учет оплаты труда, пути его совершенствования…………
2.1. Учет численности, рабочего времени и выполненной работы. Документальное оформление и методики расчета заработной платы по видам выплат…………………………………………………………………………….
2.2. Виды удержаний из заработной платы, порядок и методики их исчисления………………………………………………………………………..
2.3. Сводный бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда. Учет отчислений нанимателем от начисленной заработной платы………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 3.09 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Объекты, цель, задачи и принципы учета оплаты  труда.

     Объектами бухгалтерского учёта оплаты труда являются списочная численность работников, рабочее время, заработная плата, выработка работников, расходы на оплату труда.

Целью бухгалтерского учёта  труда и расчётов по его оплате является:

  • получение  информации, необходимой для контроля численности работников, использования рабочего времени, производительности труда, расходов на оплату труда;
  • обеспечение правильного начисления и своевременной выплаты заработной платы работникам, а также налоговых и неналоговых платежей, удерживаемых из неё и начисляемых от фонда заработной платы.

     Исходя из поставленной цели, задачами бухгалтерского учёта труда и его оплаты является:

  • систематический контроль численности персонала и использования рабочего времени;
  • своевременное документальное оформление и точный учёт выработки и выполненной работы;
  • правильное начисления заработной платы, пособий и их выплата в установленные сроки;
  • полнота и правильность начисления и удержания налогов и платежей по заработной плате и своевременное перечисление их в бюджет и другим получателям;
  • правильное распределение начисленной заработной платы по объектам учёта затрат;
  • контроль целевого использования средств фонда заработной платы;

своевременное составление  отчётности по труду и предоставления в соответствующие органы государственного управления;

     Если у бухгалтера участок работы ведения учёта расчётов с персоналом по заработной плате, то он должен осуществлять контроль:

  • за отработанным временем и дисциплиной труда;
  • за учётом выработки каждого работника;
  • за своевременным и правильным документальным оформлением;
  • за своевременным и правильным начислением заработной платы, (за                отработанные дни, за дни отпуска, за дни болезни);
  • за правильностью удержаний из заработной платы, (подоходного налога и др. удержаний);
  • за правильностью записей в учёте;
  • за использованием средств фонда оплаты труда;
  • за своевременное составление отчётности по труду и заработной плате.

     В бухгалтерском учёте труда и его оплаты придерживаются следующих принципов:

  • дифференциация оплаты труда в зависимости от его количества, качества и условий применение хозяйствующими субъектами республиканской тарифной системы, контрактной формы найма на работу, введение надбавок (за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, сложность и напряжённость в работе) позволяет дифференцировать оплату труда с учётом его количества, качества и условий;
  • сочетание государственного регулирования оплаты труда и самостоятельности субъекта хозяйствования и её установлении;
  • материальная заинтересованность работника в результатах его труда;
  • установления зависимости между величиной заработной платы и эффективностью работы организации;
  • сочетание индивидуальных интересов работника с коллективными интересами;
  • сближение уровней номинальной и реальной заработной платы;
  • простота и доступность к пониманию установленного порядком оплаты труда;
  • документирование и контроль рабочего времени и объёмов выполненных работ;
  • соблюдение установленного порядка оплаты труда;
  • соответствие данных бухгалтерского учёта оплаты труда и отчётности по труду;
  • персонифицированный учёт расчётов по оплате труда.

     По составу заработную плату подразделяют на основную и дополнительную.

    К основной относят оплату за выполненную работу или проработанное время независимо от форм и систем оплаты труда: начисленную по ставкам и расценкам и различные доплаты (за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, руководство бригадой, выполнение обязанностей отсутствующего работника и т. д.). К дополнительной относят выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплату трудовых, дополнительных, социальных отпусков, льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей, выполнение государственных и общественных обязанностей, за время вынужденного прогула, простоев не по вине работника и т. п. В состав дополнительной заработной платы включаются выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

     Выплаты стимулирующего характера - это надтарифная часть заработной платы. Выплаты устанавливаются с целью формирования у работников побудительных мотивов к более высокой результативности труда (за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации, профессиональное мастерство, наличие ученой степени и звания и т.п.), к длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной сфере деятельности (надбавка за стаж работы в организации).

     Премии также являются поощрительными выплатами стимулирующего характера (надтарифная часть заработной платы), которые призваны обеспечить взаимосвязь тарифной (основной) части оплаты труда работников с результатами их труда, связанными с выполнением и перевыполнением показателей, непосредственно входящих в их трудовые обязанности.

     Выплаты компенсирующего характера – это надтарифная часть заработной платы. Такие выплаты устанавливаются с целью компенсации неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье и работоспособность (за работу с тяжелыми (вредными) и особо тяжелыми (особо вредными) условиями труда, за работу в ночное время, в зонах радиоактивного загрязнения и т.п.), за дополнительную работу, на связанную непосредственно с основными трудовыми функциями (за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и т.п.), выплаты, связанные с особым характером выполняемой работы (отдаленность, сезонность, неопределенность объекта работы).

     Учёт оплаты труда по своей важности и значимости занимает одно из центральных мест в работе бухгалтерии. Это обусловлено тем, что заработная плата:

  • является основным источником доходов населения и она должна своевременно, в полном объёме и правильно выплачиваться;
  • служит базой для расчёта отчислений государственное социальное страхование, на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в фонд содействия занятости, Чрезвычайного и подоходного налогов;
  • входит в состав затрат, включаемых в себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, и влияет на конечные результаты деятельности коммерческой организации.

     Таким образом, полнота реализации цели, задач и принципов бухгалтерского учёта труда и расчётов по его оплате зависит от его организации у хозяйствующего субъекта и в свою очередь позволяет эффективно управлять трудовыми ресурсами и обеспечить повышение производительности труда, рост заработной платы, превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

     Руководители и главные бухгалтеры организаций несут персональную ответственность за рациональное использование средств на оплату труда и своевременность расчётов с работниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Краткая экономическая  характеристика ЗАО «Гомельлифт»

 

     ЗАО "Гомельлифт" работает с 1968 года и является одной из крупнейших лифтовых компаний Беларуси. Его услугами по поставке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и эскалаторов, а также средств диспетчерского контроля пользуются многочисленные заказчики не только во всех областях республики, но и в ряде регионов России. История ЗАО "Гомельлифт началась с создания в г. Гомеле хозрасчетного ремонтного участка под названием "Ремлифтналадка" с количеством работающих - 23 человека. Основными видами деятельности организации были ремонт, химическая очистка водогрейных котлов и бойлеров. Первый лифт был принят на обслуживание в 1970 году. С этого времени обслуживание лифтов становится основным видом деятельности предприятия. К концу 2000 года компания уже обслуживала 3335 лифтов. Акционерное общество "Гомельлифт" закрытого типа зарегистрировано в июле 1992 года. В обращение выпущено 3600 акций, из которых 188 акций - привилегированные. Номинальная стоимость одной акции - 19 USD. Владельцы акций – работники фирмы, в том числе: руководители - 32 %; рабочие - 68 %. ЗАО “Гомельлифт”  располагается в городе Гомеле по адресу ул. Владимирова, 8. Компания хоть и относится к Министерству промышленности, занимается, по сути, обслуживанием жилищно-коммунального комплекса.

     ЗАО “Гомельлифт”  выполняет следующие виды услуг:

  • поставка, монтаж, техническое обслуживание, модернизация, ремонт и  диспетчеризация     лифтов;
  • санитарно- технические работы;
  • техническое обслуживание и ремонт электроплит;
  • техническое обслуживание и ремонт противопожарной автоматики;
  • продажа лифтового оборудования,

основными из которых являются монтаж, техобслуживание и ремонт лифтового оборудования.

     ЗАО «Гомельлифт» является региональным монополистом в сфере техобслуживания и ремонта лифтов. Это обусловлено спецификой выполняемых работ. Выполнение монтажа не зависит от географического расположения фирмы, так, например ЗАО «Гомельлифт» осуществляет установку лифтов и в городах Беларуси, и на территории России.

Рисунок 1.1.- Структура выполняемых работ ЗАО "Гомельлифт" в 2012 г.

     В 2012 году количество лифтов, находящихся на обслуживании ЗАО «Гомельлифт» составляло 3573 лифта.

     ЗАО Гомельлифт» для планирования своей деятельности пользуется годовыми бизнес-планами. Бизнес-план охватывает все стороны деятельности предприятия: производственную, коммерческую, финансовую, инвестиционную и социальную.  В июле каждого года руководитель предприятия издает приказ, в котором утверждает календарный план этапов разработки бизнес-плана на следующий год. Также назначаются ответственные за разработку бизнес-плана и контроль исполнения приказа. При разработке целевых планов обеспечивается соответствие основным показателям социально-экономического развития предприятия на планируемый период. Проекты целевых планов согласовываются с руководителями функциональных подразделений в срок до 1 октября.

     Структура административного управления ЗАО «Гомельлифт» строится на современных концепциях, которые направлены на развитие горизонтальных связей внутри организации. ЗАО «Гомельлифт» имеет линейную структуру управления , но, в отличие от жестких вертикальных связей, на предприятии отдается предпочтение горизонтальным связям, то есть управление ЗАО «Гомельлифт» осуществляется на базе линейно-функциональной организационной структуры. Общее функциональное направление осуществляет генеральный директор с делегированием своих функций другим отделам. Главы отделов непосредственно сами решают возникшие между ними проблемы. Генеральный директор осуществляет общее руководство, налаживает контакты с другими фирмами, решает вопросы с государством, то есть занимается внешними связями. Проблемами внутрифирменного уровня он занимается лишь при необходимости его участия. А так его заместители при согласовании с ним отвечают за функционирование фирмы.

     У генерального директора пять заместителей:

 -финансовый директор; 

-директор маркетинга  и продаж;

 -директор сервис центра;

-технический  директор;

-заместитель  генерального директора по техническому  обслуживанию.

Каждый   из   них   является   начальником   отдела,   в   которые   входят различные службы.

     Схематично структура административного управления ЗАО «Гомельлифт» представлена в приложении (Приложение 3).

     Проанализировав статистическую отчетность предприятия за 2 года, а именно:

  • Отчеты о прибылях и убытках – форма № 2 (Приложение 4), в которых взяла данные о выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и пр. обязательных платежей), себестоимости реализованной продукции, прибыли (убытке) от  реализации, прибыли (убытке) отчетного периода, налоге из прибыли и иных обязательных платежах;
  • Бухгалтерские балансы – форма № 1 (Приложение 5,6), в которых взяла данные о среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств;
  • Приложения к бухгалтерскому балансу – форма № 5 (Приложение 7,8), в которых взяла данные о величине амортизации и материальных затрат;
  • Отчеты по труду – форма № 1-Т (Приложение 9), в которых взяла данные о численности работников и величине фонда заработной платы.

можно построить таблицу  показателей эффективности производственно-хозяйственной  деятельности.  

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной выручки от реализации, прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и  выше уровень рентабельности, тем  эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Рассмотрим основные финансовые показатели деятельности ЗАО «Гомельлифт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2. – Основные показатели производственной деятельности  ЗАО «Гомельлифт» за 2011- 2012 гг.      

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+; –)

Темпы 
изменения, %

1. Выручка от реализации продукции,млн.р

24843

31100

6257

125,2

2. Налоги и сборы, включаемые  в выручку от реализации продукции,  млн р.

1840

2590

750

140,8

3. Производственная себестоимость  реализованной продукции, млн р.

18222

22797

4575

125,1

4. Валовая прибыль от реализации  продукции:

       

4.1. Сумма, млн р.

4781

5713

932

119,5

4.2. В процентах к выручке от  реализации

19,2

18,4

-0,8

х

5. Коммерческие расходы  на реализованную продукцию, млн р.

284

370

86

130,3

6. Полная себестоимость  реализованной продукции,млн.р.

2187

3641

1454

166,5

7. Прибыль (убыток) от  реализации продукции,млн.р.

4497

5343

846

х

8. Среднесписочная численность  работников,чел.

335

304

-31

90,7

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда (на материалах ЗАО «Гомельлифт»)