Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является системное и комплексное изучение организации и методик бухгалтерского учета расчетов по оплате труда с рабочими и служащими ЗАО «Гомельлифт». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать концепции оплаты труда в условиях рыночной экономики;
изучить основные положения по оплате труда рабочих и служащих ЗАО «Гомельлифт»;
определить цели, задачи и принципы учета труда и его оплаты
Введение……………………………………………………………………………
1. Сущность, значение и принципы оплаты и материального стимулирования труда в рыночной экономике……………………………………………………...
1.1. Концепция оплаты труда работников Республики Беларусь, ее сущность, значение и задачи. Основные положения по оплате труда работников ЗАО «Гомельлифт»………………………………………………………………………
1.2. Объекты, цель, задачи и принципы учета оплаты труда………………….
1.3. Краткая экономическая характеристика ЗАО «Гомельлифт»…………….
2. Бухгалтерский учет оплаты труда, пути его совершенствования…………
2.1. Учет численности, рабочего времени и выполненной работы. Документальное оформление и методики расчета заработной платы по видам выплат…………………………………………………………………………….
2.2. Виды удержаний из заработной платы, порядок и методики их исчисления………………………………………………………………………..
2.3. Сводный бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда. Учет отчислений нанимателем от начисленной заработной платы………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Как видно из таблицы, выручка от реализации постоянно растет, так, в 2012 году по отношению к предыдущему году она возросла на 125,2 %. Величина налогов и сборов, включаемых в выручку от реализации продукции, растет быстрее, чем выручка от реализации. Так, в 2012 году она увеличилась на 140,8%. Прибыль от реализации тоже все время увеличивается. В 2012 году она возросла на 119,5%. Производственная себестоимость реализованной продукции, также увеличилась в 2012 году на 125,1%. Валовая прибыль по отношению к выручке снизилась в 2012 году на 0,8%. Коммерческие расходы на реализацию увеличились в 2012 году по отношению к 2011 на 130,3 %. В 2012 году прибыль от реализации увеличилась на 846 млн.рублей. Среднесписочная численность работников в 2012 году снизилась, однако показатели производственной деятельности выросли.
Для того чтобы узнать, насколько прибыльна деятельность предприятия, рассчитаем коэффициенты рентабельности.
Таблица 1.3. – Динамика показателей рентабельности (убыточности) ЗАО «Гомельлифт» за 2011 - 2012 гг.
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Отклонение (+; -) или темп изменения, % |
1. Средняя стоимость активов, млн.р. |
15451 |
19911 |
4460 |
2. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
24843 |
31100 |
6257 |
3. Полная себестоимость
реализованных товаров, |
18222 |
22797 |
4575 |
4. Прибыль (убыток)
от реализации товаров, |
4497 |
5343 |
846 |
5. Чистая прибыль (убыток), млн р. |
11994 |
15511 |
3517 |
6. Показатели рентабельности (убыточности), % |
|||
6.1. Рентабельность (убыточность) продаж (стр. 4: стр. 2 × 100) |
18,10 |
17,18 |
-0,92 |
6.2. Рентабельность (убыточность) расходов (стр. 4: стр. 3 × 100) |
24,68 |
23,44 |
-1,24 |
6.3 Рентабельность (убыточность) активов (стр. 5: стр. 1 × 100) |
77,63 |
77,90 |
0,27 |
Данные таблицы показывают, что коэффициент рентабельности активов в 2012 году повысился по сравнению с 2011 годом на 0,27. Это говорит о том, что возросла прибыльность общих активов. Коэффициент рентабельности продаж в 2012 году снизился на 0,92. Это говорит о том, что предприятие получило меньше прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции, т.е. продажи стали убыточнее.
Таблица 1.4. – Динамика показателей ликвидности и платежеспособности ЗАО «Гомельлифт» за 2011-2012 гг.
Показатели |
На 01.01.2011г. |
На 01.01.2012г. |
Отклонение (+;-) |
1. Оборотные активы, млн р. |
11105 |
13622 |
2517 |
2. Денежные средства, млн р. |
7060 |
2643 |
-4417 |
3. Финансовые вложения |
556 |
5308 |
4752 |
4. Краткосрочная дебиторская задолженность, млн р. |
579 |
2146 |
1567 |
5. Краткосрочные обязательства, млн р. |
1595 |
1216 |
-379 |
6. Показатели ликвидности и платежеспособности: |
|||
6.1. Коэффициент абсолютной ликвидности [(стр.2 + стр.3) : стр. 5] |
4,775 |
6,539 |
1,764 |
6.2. Коэффициент промежуточной ликвидности [(стр.2 + стр.3 + стр. 4) : стр.5] |
5,138 |
8,303 |
3,165 |
6.3. Коэффициент текущей ликвидности [стр.1 : стр.5] |
6,962 |
11,202 |
4,240 |
Коэффициенты, приведенные в таблице находятся в пределах установленных нормативов, т.е. организация является платежеспособной, а ее финансовое состояние – устойчивым.
Показатели производственно-экономической деятельности за 2011-2012 годы в целом по организации не превышают нормативы, находятся на достаточно высоком уровне и свидетельствуют о финансовой устойчивости и независимости предприятия.
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЛАТЫ ТРУДА, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Учет численности,
рабочего времени и
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
1) Конституция Республики Беларусь [16];
2) Трудовой Кодекс и другие акты законодательства о труде;
3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством [17];
4) трудовые договоры.
В соответствии с отчётностью по труду организации различают списочный и не списочный состав работников.
В списочный состав работников организации включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную, а также на временную работу на срок 1 день и более со дня зачисления их на работу (принятые на работу с испытательным сроком включаются в списочный состав с первого дня выхода на работу).
В отчётности по труду весь персонал организации делится на две группы – занятые в основной и неосновной деятельности.
Оперативный учёт работников возлагается на отдел кадров, а в малой организации – на лицо, которому данная работа поручена руководителем.
Движение личного состава работников организации оформляется типовыми формами первичных документов. В ЗАО «Гомельлифт» некоторые из них имеют произвольную форму.
Впервые приступившему к работе выписывают трудовую книжку, которую хранят в отделе кадров до его увольнения. Для учёта каждому работнику организации присваивают табельный номер, который проставляют в табеле учёта рабочего времени, в документах по учёту выработке, выполненной и в регистрах по учёту заработной платы. Бухгалтерия каждому работнику открывает лицевой счёт по его табельному номеру для учёта расчетов по оплате труда, фиксирует страховой номер по свидетельству социального страхования.
Учёт рабочего времени обязательно ведётся по всём работникам независимо от применяемых форм оплаты труда. Трудовой режим в организациях устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, а для отдельных работников и графиками выхода на работу, утверждаемыми нанимателем по согласованию профсоюза. При многосменной работе организации могут составлять ленточный график выхода на работу или применять суммированный учёт рабочего времени, но его продолжительность за учётный период не должна превышать установленную законодательством. Учёт рабочего времени в организациях ведёт в табелях учёта использования рабочего времени формы №Т-13.В ЗАО «Гомельлифт» табели учета рабочего времени формируются в модуле «Табельный учет» ERP Галактика 8.1 (Приложение 15). Их составляют табельщики или руководители структурных подразделений по отделам или категориям работающих в зависимости от их численности. Табель представляет собой список работников организации, который заполняют в одном экземпляре с указанием табельного номера каждого работника, фамилии, имени и отчества, количества отработанных часов, выходных дней, неявок на работу (по болезни, в связи с отпуском, командировкой, выполнением государственных и общественных обязанностей). При этом используются условные цифровые и буквенные обозначения, указанные на лицевой стороне кабеля. Отметку в табеле о причинах неявок на работу, о работе неполный рабочий день, о сверхурочной работе и других отступлениях от установленного режима работы должны быть документально подтверждены: листками нетрудоспособности (Приложение 16), справками о выполнении государственных или общественных обязанностей (Приложение 17), справками о донорстве (Приложение 18) и т.п.
Для оформления аванса в табелях подсчитываются итоги за первую половину месяца и они передаются в бухгалтерию. По истечению месяца табеля закрываются, то есть в них по каждому работнику (и в целом по табелю) подсчитываются: отработанные дни и часы (в том числе сверхурочные, ночные и др.), дни неявок по причинам, недоработанные часы по причинам и другие показатели. Табель подписывают: лицо, его составившее, и начальник цеха, отдела, участка. После этого, его передают в бухгалтерию. По данным табелей работникам начисляют заработную плату, проводят анализ использования рабочего времени в организации, составляют установленную отчётность по труду (Приложение 9), исчисляют ряд показателей, отражаемых в отчётности по труду. При повременной форме они являются единственным основанием для начисления заработной платы.
Все документы по учёту рабочего времени и выработки работников должны быть надлежаще оформлены и представлены в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота.
В зависимости от отраслевой принадлежности, применяемых форм и систем оплаты труда, особенностей технологии и организация производства и других факторов организациях применяются различные формы первичных документов по учёту труда и заработной платы. Из типовых форм, разработанных и рекомендованных к применению государственными органами наиболее широко распространены: табель (формы №Т-12, Т-13), наряд на сдельные работы (формы №Т-40, Т-41, 41а) (Приложение 19), маршрутный лист (форма №Т-23), рапорт о выработке (накопительный) (форма №Т-28), рапорт о выработке бригады (формы №Т-17, Т-18), список лиц, работавших сверхурочно (форма №Т-15) листок учётов простоев (форма №Т-16), листок на доплату (форма №Т-48) и др.
Кроме типовых организации могут использовать отраслевые формы первичных документов по труду и заработной плате, либо формы, разработанные ими самостоятельно.
Таким образом, для эффективного контроля за наличием, движением персонала, отработанного времени и составления по труду необходим надлежаще организованный учёт количественного и качественного состава работающих – численности по профессиям, специальностям, разрядам, полу, возрасту и другим показателям, а также использования рабочего времени каждым работником.
Согласно трудовому законодательству рабочим и служащим в ряде случаев начисляется заработная плата, как за отработанное время, так и за неотработанное. Правила предусматривают период, за который исчисляется заработок; порядок корректировки заработка в связи с увеличением тарифных ставок (окладов); порядок расчёта среднего заработка, сохраняемого за работниками за время отпуска, для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством. В случаях, когда законодательством установлен специальный порядок определения среднего заработка, например для назначения пенсии, указанный порядок не применяется.
В соответствии с трудовым законодательством все работники имеют право на трудовые, дополнительные и специальные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка. Продолжительность отпуска устанавливается в соответствии с трудовым законодательством и коллективным договором в зависимости от его вида.
Продолжительность трудового основного минимального отпуска составляет не менее 21 календарного дня и обязательна для всех нанимателей. Его продолжительность наниматель вправе увеличивать за счёт собственных средств на условиях и в порядке, предусмотренных коллективным или трудовым договором. Отдельным категориям работников ежегодно представляется основной удлинённый отпуск: работникам моложе 18-ти лет или признанными инвалидами – 30 календарных дней; работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на ЧАЭС с периодическим радиоактивным контролем, с правом на отселение, первоочерёдного (и последующего) отселения – соответственно 30, 37, 44 календарных дней и т. п.