Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:08, дипломная работа
Основной целью данной работы является изучение учета операций по расчетному счету и оценка способности организации управлять денежными средствами в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов, выявление причин дефицита (избытка) денежных средств и определении источников их поступления и направлений расходования для контроля за текущей ликвидностью и платёжеспособностью организации.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические особенности ведения и организации бухгалтерского учета операций по учету денежных средств предприятий на расчетных счетах в банках;
Изучить классификацию денежных потоков;
Провести горизонтальный анализ денежных потоков предприятия;
Провести вертикальный (структурный) анализ положительного, отрицательного и чистого денежного потока;
Проанализировать сбалансированность денежных потоков.
ВВЕДЕНИЕ 4
Бухгалтерский Учет операций по расчетному счетУ 10
1.1 Расчетные отношения предприятий 10
1.2. Порядок открытия и оформления расчетного счета 11
1.3. Безналичная форма расчетов 15
1.3.1. Порядок оформления расчетных документов 16
1.3.2. Очередность списания денежных средств со счета 19
1.3.3. Расчеты платежными поручениями 20
1.3.4. Расчеты по аккредитивам 23
1.3.5. Расчеты чеками 26
1.3.6. Расчеты по инкассо 29
1.4. Платежное требование 30
1.5. Инкассовое поручение 33
1.6. Наличные расчеты 34
1.6.1. Объявление на взнос наличными 34
1.6.2. Чек на получение наличных денег в банке 37
1.7. Учет операций по счету 51 «Расчетный счет» 38
1.8. Раскрытие информации о движении денежных средств в
бухгалтерской отчетности 43
Анализ ДЕНЕЖНЫХ АКТИВОВ ооо «сЫСЕРТСКИЙ
ХЛЕБОКОМБИНАТ» 45
. Горизонтальный анализ денежных потоков предприятия 47
2.2. Вертикальный (структурный) анализ положительного, отрицательного
и чистого денежного потока 53
2.3. Анализ сбалансированности денежных потоков 60
3. Охрана труда и техника безопасности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. При оформлении договора продавец стремится оговорить безотзывность аккредитива, так как это дает поставщику уверенность в том, что поставленная им продукция будет оплачена, как только он выполнит условия аккредитива.
Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.
Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Порядок расчетов по документарному аккредитиву.
Самым надежным для продавца является безотзывный подтвержденный документарный аккредитив, который дает продавцу (бенефициару) двойную гарантию платежа, поскольку он представляет собой обязательство банка-эмитента и обязательство подтверждающего банка. Второй гарант (подтверждающий банк) берет на себя обязательство в отношении того, что все обязательства по акцепту или платежу по документарному аккредитиву будут своевременно выполнены в соответствии с условиями документарного аккредитива.
Документарный аккредитив – это товарный аккредитив, оплачиваемый банком при предъявлении товарно-распорядительных документов на оплачиваемый товар (коносамента, накладных, сертификатов и т.д.).9
1.3.5. Расчеты чеками
Удобной формой расчетов для получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой.
Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековых книжек осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках».
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное
распоряжение
чекодателя банку произвести платеж указанной
в нем суммы чекодержателю. Чекодатель – лицо (юридическое или физическое),
имеющее денежные средства в банке, которыми
он вправе распоряжаться путем выставления
чеков; чекодержатель – лицо (юридическое
или физическое), в пользу которого выдан
чек; плательщик – банк, в котором находятся
денежные средства чекодателя.
Порядок и условия
использования чеков в
Прежде чем получить чековую книжку, предприятие вместе с заявлением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чековую книжку для расчетов с предприятиями».
Рис.3 Схема расчетов чеками
1. Для получения чековой книжки покупателем в банк представляются: заявление и платежное поручение о депонировании определенной суммы.
2. Банк выдает чековую книжку с депонированием суммы лимита.
3. Поставщик передает товар покупателю (отгружает продукцию, выполняет работы).
4. Покупатель передает чек поставщику в оплату товара или выполненных работ.
5. Поставщик передает чек в банк для оплаты.
6. Банк поставщика пересылает банку покупателя документы на оплату.
7. Банк покупателя перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика.
Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. При выборке товаров на месте разрешается подписывать чеки должностному лицу учреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. В доверенности должны быть оговорены право на подписание чека должностным лицом и сумма, на которую разрешается приобрести товары. Если чек подписывается на основании доверенности должностным лицом учреждения, то оно должно на чеке перед подписью сделать надпись «По доверенности».
Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлением услуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма по чеку.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки.
По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк.
Чек должен содержать обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РФ.
Чек, не содержащий указание
места его составления, рассматривается
как подписанный в месте
Отсутствие в документе какого-либо из обязательных реквизитов лишает его силы чека.
Чек может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством.
Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Термин «инкассовые операции» используется для обозначения различных действий коммерческих банков, направленных на получение от должника (плательщика) платежа и/или акцепта.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании:
Платежные требования и инкассовые
поручения предъявляются
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений. Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, подлежат возврату.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения помещаются в картотеку. Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.11
Рис.4 Схема расчетов платежными требованиями
1. Между поставщиком и покупателем заключается договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями.
2. Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).
3. Поставщик отсылает (вручает) плательщику предусмотренные договором документы.
4. Поставщик отсылает в банк платежное требование.
5. Платежное требование направляется в исполняющий банк.
6. Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.
7. В случае отказа плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявление об отказе от акцепта формы № 0401004.
8. Банк плательщика перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика.
9. Банк поставщика передает выписку с расчетного счета о зачислении суммы платежа.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Платежное требование составляется на бланке формы 0401061. Кроме реквизитов, которые должны содержать все расчетные документы, в платежном требовании указываются:
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.
Последний экземпляр платежного требования используется для извещения плательщика о поступлении платежного требования. Этот экземпляр расчетного документа передается плательщику для акцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления в банк платежного требования. Передача платежных требований плательщику осуществляется исполняющим банком в порядке, предусмотренном договором банковского счета.
Плательщик вправе досрочно акцептовать платежное требование путем представления в банк заявления, составленного в произвольной форме и оформленного подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.
Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта – форма № 0401004, составляемым в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:
Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).
Отсутствие условия о
Все возникающие между плательщиком
и получателем средств
Инкассовое поручение (форма № 0401071) является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.14