Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:09, реферат
Главная цель банка, как коммерческого предприятия - получение прибыли. В нормально работающей экономике, основной источник прибыли для банка - предоставление в ссуду своих кредитных ресурсов. В тоже время основные убытки банки терпят от непосредственно кредитной деятельности.
Введение
1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
1.1. Основы кредитной политики коммерческого банка
1.2. Выбор метода оценки кредитоспособности заемщика
2. Пути снижения кредитного риска
2.1. Совершенствование кредитной политики коммерческого банка
2.2. Пути повышения кредитоспособности заемщика. Работа с проблемными кредитами
3. Организация кредитной деятельности коммерческого банка.
3.1 Принципы кредитной политики ОАО «УралСиб» и анализ основных показателей
Заключение
Список литературы
Приложение
Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменение его товарных запасов. Чаще всего с этими статьями связаны трудности в погашении займа.
Кроме первых двух критериев банк большое внимание уделяет также другим факторам, а именно акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа, его достаточности, качеству и степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды.
Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах (квантифицировать) указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий этого кредита и т. д. В рамках дилеммы “риск - доходность” заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (а, следовательно, более подверженные риску) должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.
От полноты и достоверности информации о потенциальном заемщике зависит правильность принятия решения о выдаче кредита. В каждом конкретном банке состав и характер информации запрашиваемой у клиента и получаемой из других доступных источников может различаться, однако должны быть освещены основные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.
После беседы кредитный инспектор должен принять решение - продолжать ли дальнейшую работу с кредитной заявкой или ответить отказом.
Если предложение клиента расходится в каких то важных аспектах с принципами кредитной политики проводимой банком, то заявку следует отклонить, объяснив заявителю причины отказа.
Если по итогам беседы кредитный инспектор решает продолжать работу с клиентом, то он запрашивает у клиента пакет сопроводительных документов, детальный анализ которых будет проведен на последующих этапах работы с заявкой и на основании которых заполняется кредитное досье. Состав такого пакета следующий:
— финансовый отчет (баланс) фирмы за последние три года работы.
— отчет о движении кассовых поступлений.
— внутренние финансовые отчеты.
— внутренние управленческие отчеты.
— технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия.
— налоговые декларации.
Кроме информации получаемой непосредственно от клиента банк старается получить информацию о нем и из других источников. Такими источниками могут быть:
— материалы о клиенте имеющиеся в архиве банка;
— сведения других банков, в которых этот клиент уже кредитовался;
— сведения других фирм, сотрудничавших с клиентом в прошлом (его кредиторы, покупатели продукции, поставщики и т.д.);
— отчеты и другие
материалы частных и
Эксперты кредитного
отдела в первую очередь обращаются
к архивам своего банка. Банк может
располагать центральной
Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми уже имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материалы о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т.д. Торговые партнеры компании могут сообщить данные о размерах предоставленных ей коммерческих кредитов. По этим данным можно судить о том, использует клиент заемные средства эффективно или нет.
Кредитный отдел может также обратиться к специализированным кредитным агентствам и получить у них отчет о финансовом положении предприятия или физического лица. Отчет содержит сведения об истории компании, ее операциях, рынках сбыта, филиалах, регулярности оплаты счетов, размерах задолженности и т.д.
2. Пути снижения кредитного риска
2.1. Совершенствование кредитной политики коммерческого банка
Одним из организационных мероприятий, направленных на улучшение качества проверки кредитоспособности заемщика, может быть кредитная оценка. Составление данного документа поможет кредитному инспектору систематизировать имеющиеся у него сведения и изложить их в сжатом и полном виде для представления руководству.
Кредитный комитет, который, собственно, и принимает решение о выдаче кредита, имея такой документ может лучше оценить перспективность данной сделки, поскольку вся необходимая информация по кредиту собрана в одном месте и в удобном для восприятия виде. Отпадает необходимость ворошить кипы финансовых отчетов, справок, заключений и других документов.
Работа по составлению кредитной оценки производится следующим образом: в процессе проверки заявки клиента на предоставление кредита производится оценка его кредитоспособности, перспективности кредитуемого проекта, качества и достаточности обеспечения. Кредитный инспектор получает необходимые материалы от клиента, от предприятий и банков которые ранее взаимодействовали с ним, изучает бизнес-план, на реализацию которого запрашивается кредит, посещает Заемщика с целью:
— убедиться в правильности информации, имеющейся в бизнес-плане;
— получить необходимую информацию, которая нужна для оценки кредита и не включена в бизнес-план;
— оценить жизнеспособность
бизнес-плана и особенно определить
способность руководства
— подсчитать активы предлагаемого заемщика, особенно те активы, которые предлагается взять как обеспечение на основании средних рыночных цен и при условии вынужденной продажи;
— предложить заемщику принять такие условия, при которых он имеет наибольшие шансы на положительное решение.
После получения всей необходимой информации составляется кредитный обзор в котором обобщаются имеющиеся факты и излагаются рекомендации и заключения кредитного инспектора.
Далее приведен примерный формат кредитного обзора, который должен стать результатом работы кредитного инспектора по проведению кредитной оценки.
Формат кредитного обзора:
1. Информация о Заемщике.
Этот раздел
должен представить полную информацию
о заемщике и любых Поручителях
и содержать следующие
– когда они были основаны и приватизированы;
– их юридический статус (например: акционерное общество);
– сколько каждый имеет акционеров - излагается информация обо всех основных акционерах;
– в какой отрасли промышленности они берут участие, и какую должность занимают в этой отрасли;
– какие сильные (слабые) стороны, возможности, угрозы имеют заемщик/Поручители - кратко;
– Имеют ли заемщик/Поручители дочерние предприятия. Какое влияние они имеют на операции, и особенно, как они влияют на предлагаемый проект. Если дочерние предприятия имеют значительное влияние, их счета должны быть сведены в таблицах и Оценка должна включать анализ цифр дочерних предприятий.
2. Информация о Проекте.
Этот раздел должен предоставлять исчерпывающие сведения о проекте, который требует финансирования и должен содержать следующую информацию:
– целевое использование кредитных средств (может быть представлена в виде бизнес-плана);
– почему было принято решение о выборе этого варианта;
– какие рассматривались альтернативы и почему они были отклонены;
– какие преимущества получит заемщик, осуществляя этот проект (например: будет иметь выход на новые рынки, получит большую часть рынка, уменьшит базу цены и пр.).
3. Анализ направления деятельности Заемщика.
Этот раздел должен анализировать отрасль промышленности, в которой принимает участие заемщик и ее характеристики:
– расширяется отрасль, стабильна или падает. Необходимо проанализировать перспективы этого производства;
– циклично ли производство. На каком цикле оно сейчас находится. Какое влияние на него имеет экономическое падение/переходный период;
– спрос/поставка сырья - сезонные или равномерные на протяжении всего года;
– это производство направлено на экспорт или на внутренний рынок. Какие новые рынки позволит обслуживать заемщику предлагаемый проект;
– кто является конкурентом, и доля рынка обслуживаемая конкурентами.
В результате анализа сильных и слабых сторон и возможностей заемщика, необходимо сделать вывод об угрозах в данной отрасли промышленности и как на них можно повлиять посредством воплощения предлагаемого проекта.
4. Финансовый анализ.
– анализ бухгалтерских документов.
Этот раздел должен освещать бухгалтерскую политику, которая использовалась для отчетов предыдущих лет, а также и то, были ли они подвернуты аудиторской проверке. Он также должен указывать имена аудиторов и любые ограничения к их свидетельствам.
Любые разногласия в отчетах за предыдущие годы должны освещаться вместе с причинами этих разногласий.
– Коммерческая деятельность.
Этот раздел должен предоставлять исчерпывающий анализ коммерческой деятельности за предыдущие годы заемщика/Поручителей, включая:
а) продажу: направления
торговли за последние годы должны
указываться как денежными
б) издержки: какие основные издержки, с которыми придется столкнуться заемщику. Какая разбивка между фиксированными и изменяющимися издержками. Как за последние годы увеличились/уменьшились издержки. Что свидетельствует о том, что издержки находятся под эффективным контролем.
в) другие доходы/издержки:
какие другие значительные доходы/издержки
имел заемщик, не связанные с доходами/
г) прибыльность капитала: необходимо указать уровень прибыли, которая достигалась за последние годы в связи с продажей или использованием капитала. Какие направления и динамика. Указать причины, относящиеся к этим направлениям.
– Баланс предприятия.
Все составные
части баланса предприятия
а) текущие активы (денежные средства или другие активы, которые могут быть переведены в денежные средства в 12-месячный период от даты баланса предприятия).
б) деньги: имеет ли заемщик значительные уровни денежных средств. Если есть, то каков их источник и как предлагается использовать эти средства в деле.
в) дебиторы: каким образом уровень должников относится к уровню и срокам продаж в значении количества дней продажи. Как возникают должники (много мелких должников или долги сконцентрированы в одних руках). Как быстро расплачиваются должники. Должники возникли недавно или наблюдаются значительные задолженности. Каков предыдущий опыт в безнадежных долгах.
г) запасы: могут ли быть проданы запасы, или они состоят из устаревших, непродажных товаров. Насколько высоки уровни запасов по отношению к издержкам производства за год.
д) текущие пассивы, то есть пассивы, которые должны быть погашены на протяжении 12 месяцев от даты баланса предприятия.
е) банковские займы: какие другие займы, и в каких банках имеет заемщик. Зачем они были взяты. Как они обеспечены. Когда их следует выплатить. Выполнялись ли выплаты процентов и кредита до настоящего времени.
ж) кредиторы: каким образом уровень кредиторов относится к годовым производственным издержкам и срокам закупок. Существует много мелких кредиторов или есть несколько больших. Есть ли просроченная кредиторская задолженность.