Кредитная политика коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:09, реферат

Краткое описание

Главная цель банка, как коммерческого предприятия - получение прибыли. В нормально работающей экономике, основной источник прибыли для банка - предоставление в ссуду своих кредитных ресурсов. В тоже время основные убытки банки терпят от непосредственно кредитной деятельности.

Содержание

Введение
1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
1.1. Основы кредитной политики коммерческого банка
1.2. Выбор метода оценки кредитоспособности заемщика
2. Пути снижения кредитного риска
2.1. Совершенствование кредитной политики коммерческого банка
2.2. Пути повышения кредитоспособности заемщика. Работа с проблемными кредитами
3. Организация кредитной деятельности коммерческого банка.
3.1 Принципы кредитной политики ОАО «УралСиб» и анализ основных показателей
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Кредитная политика коммерческого банка.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Контроль за крупными, особо крупными и проблемными  ссудами может состоять в повторном  анализе бухгалтерских балансов и финансовых отчетов, посещении ссудополучателя, проверке документации, качества обеспечения и т. д. При контрольной проверке вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам кредитной политики банка, оцениваются кредитоспособность и финансовое состояние заемщика.

Таким образом, работа в данном направлении позволяет  своевременно выявлять проблемные ссуды, что способствует снижению кредитного риска.

3. Организация кредитной деятельности коммерческого банка. 

3.1 Принципы кредитной политики ОАО «УралСиб» и анализ основных показателей

     Банк  является правопреемником Открытого  акционерного общества Республиканский инвестиционно - кредитный банк «Башкредитбанк», (РИКБ «Башкредитбанк»), регистрационный номер 2275 от 28 января 1993г.  В 2001г. фирменное наименование банка ОАО РИКБ «Башкредитбанк» было изменено на Открытое акционерное общество «Урало-Сибирский Банк» (ОАО «УралСиб»). ОАО «УралСиб» зарегистрировано Центральным Банком Российской Федерации 19 декабря 2001г., регистрационный номер 2275. На заседании Наблюдательного Совета банка в 2004г. было принято решение о закрытии филиала ОАО «УралСиб» в г.Омск (Протокол № 3 от 30.07.2004г.) Филиал ОАО «УралСиб» в г.Омск № 2275/10 исключен из Книги государственной регистрации кредитных организаций 30.12.2004г.

     Одним из ключевых элементов стратегии  деятельности Финансовой корпорации "УРАЛСИБ" является создание в наиболее экономически активных регионах страны сети "финансовых супермаркетов" и "центров финансовых решений", предоставляющих своим клиентам широкий спектр высококачественных, стандартизированных финансовых услуг. В настоящее время во всех филиалах и отделениях ОАО "УРАЛСИБ" унифицирован продуктовый банковский ряд и введены единые конкурентоспособные тарифы.

     На  сегодняшний день БАНК УРАЛСИБ входит в "пятерку" лидеров отечественного банковского сектора по основным финансовым показателям. Интегрированная  региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг ФК "УРАЛСИБ" насчитывает 43 филиала в Российской Федерации, 246 дополнительных офисов и 159 операционных касс вне кассового узла одно представительство за рубежом.

Банк осуществляет операции в соответствии со следующими видами лицензий:

· Генеральная лицензия Центрального Банка Российской Федерации  № 2275 от 20.09.2005г. на право совершения банковских операций со средствами в  рублях и иностранной валюте.                                · Лицензия Центрального Банка Российской Федерации № 2275 от 20.09.2005г. на совершение банковских операций с драгоценными металлами.                                                                                           · Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, выданная Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг № 103-06473-000100 от 07.03.2003г.                                                                                                                                                        · Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, выданная Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг № 103-06461-100000 от 07.03.2003г.                                                                                                                                                       · Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности, выданная Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг № 103-06466-010000 от 07.03.2003г.                                                                                                                                                                  · Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг № 103-06470-001000 от 07.03.2007г.                                                                                                           Основными целями Банка являются:                                                                                                                         · содействие инвестиционной и коммерческой активности в экономике Российской Федерации;                   · содействие становлению и развитию частного предпринимательства;                                                                       · получение оптимального размера прибыли от использования собственных и привлеченных средств;                                                                                                                                                                                    · увеличение клиентской базы;                                                                                                                                       · расширение видов операций и услуг, оказываемых клиентам.                                                               В процессе своей деятельности Банк всемерно способствует экономическому и социальному развитию региона, с приоритетом для своих акционеров, укреплению денежного обращения, покупательной способности рубля. 

«Принципы кредитной политики ОАО «УралСиб» представляют собой документ, являющийся составной частью общей стратегии развития Банка и определяющий курс, которого придерживается Банк в области кредитно-финансовой деятельности, а именно, определяет основные принципы, параметры и другие основополагающие аспекты кредитной работы.

Целями кредитной политики являются:

- максимизация прибыльности кредитных операций;

- контроль кредитных рисков;

- долговременный  рост стоимости бизнеса Банка.

Кредитная политика ориентирована на получение прибыли  в долгосрочной перспективе и  предполагает оказание кредитных услуг, способствующих долгосрочному развитию бизнеса клиентов Банка.

Основные принципы предоставления кредитов

1. Допустимый уровень риска.                                                                                                                                                                       Для достижения цели наилучшего размещения ресурсов при обеспечении приемлемого уровня риска Банк придерживается умеренно-консервативной кредитной политики. Банк стремится поддерживать высокое качество кредитных активов. Качественный кредит предполагает стабильное финансовое положение клиента, достаточность его капитала, должное качество, как общего, так и финансового менеджмента, а также стремление клиента продолжать бизнес и обслуживать обязательства. При этом к числу стабильных (устойчивых) активов относятся те кредиты, которые не только в данных условиях обеспечены от риска залогами, гарантиями и т. д., но и обеспечивают адекватный (процентный) доход даже при негативных изменениях макроэкономических условий и изменении условий ведения бизнеса. При выдаче кредитов Банк руководствуется правилом: кредит предоставляется, в первую очередь, из соображений качества заемщика и качества кредитуемой сделки, и только во вторую очередь, из соображения наличия обеспечения. Исключения возможны только в случае предоставления Клиентом высококлассного обеспечения.

2. Прибыльность и цена кредитов.                                                                                                                               Предоставляемые кредиты должны быть максимально эффективны для Банка, что означает, что предполагаемый доход от кредитной операции должен превышать вероятные убытки от ее проведения. При этом Банк стремится максимально увеличить данный чистый доход, проводя гибкую процентную политику, при которой стоимость кредита должна соответствовать предполагаемой (расчетной) степени риска. При проведении перекрестных продаж (когда помимо кредитов Клиенту продаются иные банковские продукты) общая доходность (эффективность) от операций с Клиентом должна учитывать совокупный риск, связанный с данным Клиентом.

3. Ограничения концентрации рисков.                                                                                                                                                                Банк стремится наращивать кредитный портфель в пределах разумных лимитов. Рост должен контролироваться таким образом, чтобы избежать неприемлемой концентрации риска, в том числе:                                                                -  по заемщикам – ограничивается лимитом на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков; лимит создан с целью снижения потерь от непредвиденных рисков, присущих деятельности заемщика (группы заемщиков), либо от преднамеренного отказа заемщика (группы заемщиков) от исполнения обязательств перед Банком;                            -  по отраслям – ограничивается лимитами на отрасли экономики; отраслевые лимиты служат для повышения прогнозируемости кредитного риска при реализации различных сценариев развития экономики и минимизация возможных потерь Банка;                                                                                                                                                                                    -  по регионам – ограничивается общим лимитом кредитования филиала (отделения); региональные лимиты созданы для ограничения рисков, присущих отдельным региональным экономикам;                                                                         -  по крупным кредитным рискам – ограничивается лимитом на крупных заемщиков; лимит на одного заемщика обеспечивает достаточную диверсификацию в случае, если количество крупных кредитов невелико, в связи с этим необходимо ограничить концентрацию крупных кредитных рисков.

4. Клиентская политика.                                                                                                                                                                       Политика Банка направлена на создание с течением времени устойчивых, партнерских отношений с клиентурой. Прибыльность отношений с клиентом следует максимизировать путем перекрестных продаж предлагаемых Банком продуктов для обеспечения оптимального отношения риска и доходности для каждого отношения банк-клиент. В кредитной работе Банк придерживается правила не осуществлять кредитование сделок в случае отсутствия перспективы дальнейшей работы с клиентом или возможности тиражировать тот или иной вид специализированных сделок с другими клиентами. Исключением могут выступать высокодоходные операции, риск по которым перекрывается высококлассным обеспечением, и которые не требуют отвлечения значительных ресурсов. В концептуальном плане проводимая Банком кредитная политика должна увязываться с политикой Банка по привлечению целевых клиентов и созданию с ними долговременных, взаимовыгодных и лояльных.

5. Срок кредитования.                                                                                                                                                             Формирование кредитного портфеля по срокам производится Банком при условии соблюдения приемлемого соответствия срочности активов и пассивов Банка. При потребительском кредитовании, а также при выдаче долгосрочных кредитов корпоративным клиентам, как правило, предусматривается поэтапный график погашения кредита.

6. Валюта кредита.                                                                                                                                                                                                                                                         Кредиты предоставляются как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. При этом в целях минимизации валютных рисков обязательным является соблюдение оптимального соотношения между валютными активами и пассивами. В целях минимизации кредитных рисков кредиты в иностранной валюте предоставляются преимущественно экспортно-ориентированным клиентам. 

Задачами Банка  является:                                                                                                                                                                                      · комплексное, универсальное кредитно-расчетное и кассовое обслуживание основной, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности своих клиентов;                                      · эффективное использование кредитных ресурсов через проведение активной процентной и депозитной политики, экономического влияния на производственно-финансовую деятельность клиентов.                                                                                                                                                   Основными видами предоставляемых ОАО «УралСиб» услуг являются: переводы денежных средств по России и за рубеж, расчетно-кассовое обслуживание. валютно-обменные операции, вклады в долларах США, валютные переводы, операции с векселями, кредиты физическим лицам, кредиты юридическим лицам, ипотечное кредитование, вклады в рублях, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц и другие банковские услуги.

     В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами.

     Сложившаяся в 2010г. структура операций банка на финансовых рынках определила финансовый результат по итогам 2010г. за счет увеличения объема продаж, комиссионных услуг и роста операций банка на рынке кредитования корпоративных и частных клиентов. Чистая прибыль Банка в 2010 года составила 2 082 млн. руб. при балансовой прибыли в 3 903 млн. руб.

Финансовые результаты

Чистая прибыль Корпорации за 12 месяцев 2010 года составила 2,1 млрд. руб. Прибыль до налогообложения достигла 3,9 млрд. руб.

По итогам отчетного  года Корпорация продемонстрировала значительные темпы роста операционного и  стабильного банковского дохода, а также высокий уровень рентабельности. За 12 месяцев 2010 года объем чистых процентных доходов возрос до 28,8 млрд. руб. (на 53,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2009 года). Чистый комиссионный доход по результатам 2010 года составил 7,6 млрд. руб. (рост на 7,7% по сравнению с 2009 годом).

Благодаря существенному  увеличению чистых процентных доходов по итогам отчетного года чистая процентная маржа выросла до 8,98% с 7,13% по результатам 2009 года. Опережающий рост стабильного банковского дохода, а также сокращение операционных издержек позволил значительно улучшить коэффициент Cost-to-Income (C/I) за период 2010 года - 59,8%, против 78,2% за 2009 год. Коэффициент покрытия операционных расходов стабильным банковским доходом достиг по итогам отчетного периода 171,8% по сравнению с 115,5% за 2009 год.

Стабильный банковский доход в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 47,5% и составил 36,4 млрд. руб. Чистый операционный доход Корпорации по итогам года достиг 25,1 млрд. руб.

В связи с финансовым кризисом Корпорация была вынуждена  сформировать повышенный объем резервов под потери по кредитному портфелю и инвестициям в финансовый лизинг. По итогам 2010 года расходы на формирование резервов по ссудам составили 10,3 млрд. руб., превысив показатель 2009 года в 9,3 раза. Однако, несмотря на значительные расходы на резервирование, Корпорация показала высокий уровень рентабельности и прибыльности.

Расчетный показатель операционного дохода до расходов на создание резервов составил 35,4 млрд. руб. (рост к 2009 году на 29,6%), прибыли до налогообложениядо расходов на создание резервов - 14,2 млрд. руб. (рост в 2,4 раза к 2009 году).

Операционные расходы  по итогам 2010 года составили 21,2 млрд. руб., незначительно сократившись к показателю 2009 года (на 0,8%). В частности, расходы на персонал сократились на 19,4% - до 10,2 млрд. руб. с 12,7 млрд. руб. Доля расходов на персонал в структуре операционных издержек снизилась до 48,2% за 12 месяцев 2010 года с 59,3% за аналогичный период 2009 года.

Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка