Курс лекций по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:35, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный комплекс по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный комплекс бу.docx

— 174.68 Кб (Скачать файл)

 

3. Предметом бухгалтерского учета выступают имущество предприятий, движение хозяйственных средств (активов) и источников их формирования (пассивов) в процессе их воспроизводства. Для обеспечения контроля за назначением и целевым использованием хозяйственных средств показатели бухгалтерского учета делятся на две группы: одна отражает состав, размещение и использование хозяйственных средств, а другая - источники образования этих средств.

Хозяйственные средства, как отмечалось ранее, совершают непрерывный оборот, в результате чего они находятся одновременно в сфере заготовления, производстве и реализации, переходя из одной сферы в другую. Движение (оборот) хозяйственных средств в процессе постоянной и непрерывной производственно-хозяйственной деятельности предприятия происходит в неразрывной взаимосвязи с источниками формирования этих хозяйственных средств.

Метод бухгалтерского учета должен обеспечить постоянную, неразрывную взаимосвязь данных, отражающих движение (оборот) хозяйственных средств, с показателями, характеризующими источники образования этих средств. Внутренним содержанием такой взаимосвязи является балансовое обобщение (равенство) итоговых данных в денежном выражении этих двух групп показателей, что составляет основное содержание метода бухгалтерского учета.

Таким образом, методом бухгалтерского учета является балансовое обобщение оборота (движение) хозяйственных средств во взаимосвязи с их целевым назначением и источниками образования.

Чтобы обеспечить балансовое обобщение, т.е. равенство между показателями, характеризующими состав, размещение и использование хозяйственных средств, и данными, определяющими источники образования этих средств, используются следующие элементы (слагаемые) метода бухгалтерского учета бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, денежная оценка объектов бухгалтерского учета и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг); документация и инвентаризация, обобщение учетных данных (отчетность).

Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки активов, капитала и обязательств в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Счета бухгалтерского учета – система хранения информации. Они применяются для группировки и текущего учета состояния и движения каждого вида хозяйственных средств и источников их образования. На каждый вид хозяйственных средств или источник их образования открываются отдельные счета. Ведение счетов позволяет учесть все объекты бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета используются не только для учета средств и источников их образования, но и для учета хозяйственных процессов.

Хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета отражаются способом двойной записи. Это означает, что каждая хозяйственная операция одновременно отражается на двух счетах в одной и той же сумме. Это позволяет обеспечить балансовое обобщение оборота хозяйственных средств и источников их образования. Например, при приобретении материалов у поставщика одновременно отражают показатели поступления материалов на счете "Материалы" и возникающую задолженность перед поставщиком этих материалов на счете "Счета к оплате". При этом в счете, который предназначен для учета материалов, будет отражено увеличение материалов, а в счете, предназначенном для учета расчетов с поставщиками, — увеличение задолженности поставщикам за полученные от них материальные ценности, на одинаковую сумму.

Оценка - это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Она представляет собой обязательную предпосылку учета, ибо только в денежной оценке можно отразить в учете в обобщенном виде различные виды хозяйственных средств. Реальность и правильность оценки имущества предприятия имеют важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета. На всех предприятиях оценка объектов бухгалтерского учета должна проводиться единообразно, что достигается строгим соблюдением установленных положений и правил оценки.

Калькулирование - это способ группировки затрат и исчисления в денежном выражении фактической себестоимости заготовленных и приобретенных предметов труда, произведенной продукции и выполненных работ. Калькулирование позволяет определить фактическую себестоимость объектов бухгалтерского учета (готовой произведенной и реализованной продукции, приобретенных сырья и материалов) и, следовательно, является основой их денежной оценки.

Документация - способ первичного отражения хозяйственных операций в документах. Каждая хозяйственная операция, выраженная в денежном измерении и отраженная на счетах бухгалтерского учета, должна быть оформлена документом. Применение документации, составляемой с соблюдением юридических требований, придает бухгалтерским данным доказательную силу и обеспечивает достоверность учетных показателей.

Однако не все явления, происходящие в процессе хозяйственной деятельности, могут быть зафиксированы посредством документации. Так, естественная убыль материальных ценностей, неточности при приеме или отпуске средств, ошибки в учете и, наконец, хищения приводят к отклонениям действительного количества соответствующих ценностей от указанного в носителях первичной информации и отраженного в учете.

В целях проверки соответствия данных учета фактическому наличию хозяйственных средств и обеспечения реальности учетных показателей проводится инвентаризация.

Инвентаризация  - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявление отклонений от учетных данных и отражение их в учете, в результате чего приводятся в соответствие показатели учета и фактические данные о хозяйственных средствах и их источниках на определенную дату.

Для получения обобщенных показателей, характеризующих изменения в составе средств и источников их образования за определенный период времени, составляется отчетность.

Отчетность - это система экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный промежуток времени.

Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, направленных на повышение эффективности его работы.

Для обеспечения реальности данных о составе, размещении и использовании хозяйственных средств (активов) предприятия и источников формирования этих средств, а также получения сводных данных по предприятиям одной отрасли и в целом по республике важное значение имеет соблюдение единых методологических принципов организации бухгалтерского учета, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности".

Согласно Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» приняты следующие принципы:

Начисления. Доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Операции и события отражаются в бухгалтерском учете и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Финансовая отчетность составленная по принципу начисления обеспечивает информацию о прошлых операциях и прочих событиях, которая чрезвычайно важна для пользователей при принятии экономических решений.

Непрерывная деятельность. Предполагается, что субъект будет продолжать свою деятельность в течение неопределенного периода времени и у него нет намерения или необходимости ликвидации в обозримом будущем, или он не собирается существенно сокращать масштабы своей деятельности.

Основные качественные характеристики финансовой отчетности:

Понятность. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям.

Уместность. Влияние на экономические решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

На уместность информации серьезное влияние оказывает ее характер и существенность. Информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей. 

Надежность. В информации нет существенных ошибок и искажений и пользователи могут положиться на нее, как на правдиво представленную.

      Сопоставимость. Для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, отчетные периоды должны быть сопоставимы. Пользователи должны быть информированы об учетной политике субъекта, всех изменениях в ней и результатах таких изменений.

 

Вопросы для контроля:

  1. Какие существуют концепции в бухгалтерском учете?
  2. Что обозначает принцип понятности?
  3. Что обозначает принцип сопоставимости?
  4. Что обозначает принцип существенности?
  5. Назовите основные  элементы метода БУ

 

Литература: 2,3,4,10,12,13,14

 

Лекция 2. Принципы двусторонности и балансовое уравнение

Цель: рассмотрение понятия бухгалтерского баланса, его роль и значение, их  классификацию, раскрытие понятий изменений в бухгалтерском балансе, рассмотрение классификации изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций

План:

1. Понятие о бухгалтерском балансе и его значение.

2. Виды бухгалтерских балансов.

3. Структура и строение  бухгалтерского баланса.

4  Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями.

 

Ключевые понятия: двойственность, баланс, структура, активы, капитал, обязательства, изменения,

 

  1. Понятие о бухгалтерском балансе и его значение.

В целях управления организацией контроля сохранности и эффективности использования средств, необходима информация о составе и величине ее активов, размере капитала и обязательств на определенную дату. Такую информацию получают с помощью одного из элементов бухгалтерского учета- баланса.  Термин  «баланс»  широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в качестве символа равновесия (от латинского - «имеющий две весовые чаши»», французского - «весы»).

Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: дату создания организации (регистрации Устава); на начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случаях санации банкротства, ликвидации, реорганизации или других предусмотренных для этого случаях.

 

 

 

2. Виды бухгалтерских балансов.

В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов,  которые отличаются в зависимости от цели их составления. Бухгалтерские балансы классифицируются по признакам:

- по время составления;

- источник составления;

- объем информации;

- характер деятельности;

- объект отражения;

- способ очистки.

            1. Классификация по времени составления.

Вступительные балансы.

Текущие балансы

Санируемые балансы

Ликвидационные балансы

Разделительные балансы

Объединительные балансы

2. Классификация  по источникам составления.

Инвентарные балансы

Книжный баланс

Генеральный баланс

3. Классификация  по объему информации.

Единичные балансы

Сводные (консолидированные) балансы.

4. Классификация  по характеру деятельности. Балансы делятся на основной и неосновной деятельности.

5. Классификация  по объекту отражения. Балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

            6. Классификация по способу очистки.

Баланс - брутто - бухгалтерский баланс включающие регулирующие  статьи.

Баланс - нетто - бухгалтерский баланс без регулирующих статей.

3. Структура и  строение бухгалтерского баланса.

Основным элементом бухгалтерского баланса считается балансовая статья. Балансовая статья соответствует показателю (на начало и на конец отчетного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и обязательства)

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальном форме активы показываются в левой части баланса, а  капитал и обязательства - в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Бухгалтерский учет"