Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:35, курс лекций
Работа содержит лекционный комплекс по дисциплине "Бухгалтерский учет".
Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа (форма), код формы;
- дату составления;
- содержание факта
- количественную и стоимостную
оценку факта хозяйственной
-наименование должностных лиц, ответственных за совершение факта хозяйственной жизни и правильность его оформления, личные подписи и их расшифровка.
С целью облегчения обработки документов, применяемых в бухгалтерском учете и отличающихся между собой по форме, содержанию, способу отражения фактов хозяйственной жизни их группируют по однородным признакам. Такая группировка называется классификацией первичных документов по однородным признакам. Они классифицируются независимо от средств фиксации по следующим признакам:
- по назначению;
- степени обобщения ( порядку составления);
- степени охвата фактов хозяйственной жизни;
- месту составления;
- количеству учетных позиций;
- характеру фактов
2. Способы исправления ошибочных бухгалтерских записей.
Записи в первичные и учетные регистры производятся вручную или на машинах в зависимости от формы и системы записей. Они должны быть сделаны аккуратно, четко, без подчисток и зачеркивания. Все обнаруженные ошибки подлежат исправлению специальными способами. Существуют три способы исправления ошибок: корректурный метод, дополнительная и сторнировочная запись.
Корректурный метод применяют в тех случаях, когда ошибка замечена в течение учетного периода (месяца, квартал) до составления баланса, носит частный характер. При этом исправления в документах или учетных регистрах производятся путем зачеркивания или оговорок. Ошибочная запись суммы или текста зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать ошибочно написанное. Затем вписывается правильная сумма или текст с указанием даты исправления и подписью должностного лица, сделавшего исправление. В зависимости от исправления существуют три вида оговорок: «исправленному верить», «вписанному верить», «зачеркнутое исправление».
Дополнительная запись применяется, когда корреспонденция счетов указана правильно, а сумма занижена.
Сторнировочная запись выполняется при необходимости аннулировать частично или полностью ошибочную запись. В первом варианте устраняется превышение ошибочного показателя при правильной корреспонденции счетов.
3. Учетный цикл
Учетный цикл - серия последовательных шагов по анализу, регистрации, накапливанию бухгалтерской информации, ведущих к финансовым отчетам. Этот цикл повторяется каждый отчетный период.
Учетный цикл можно разбить на несколько так называемых шагов или ступеней.
Ступени учетного цикла | ||
Номер шага |
Содержание шага |
Цель |
1 |
Установить операцию или факт для регистрации |
Сбор информации в виде первичных документов об операциях |
2 |
Регистрация в соответствующих ведомостях и журналах |
Определить и описать экономическое влияние операций на организацию |
3 |
Разноска из ведомостей и журналов в Главную книгу |
Способ хранения информации на счетах |
4 |
Подготовка пробного баланса |
Составление удобного списка для проверки дебета и кредита и начальной точки для корректирующих записей |
5 |
Регистрация корректирующих журнальных записей |
Регистрация начислений, истечение отсрочек, оценок и других фактов, которые часто не показываются в первичных документах (оформляется бухгалтерскими справками) |
6 |
Регистрация закрытия транзитных счетов |
Закрыть транзитные счета и перевести сумму чистого дохода на нераспределенный доход |
7 |
Подготовить таблицу (оборотную ведомость) |
Проверить равенство дебета и кредита после закрытия счетов |
8 |
Регистрация в Главной книге остатков постоянных счетов |
|
9 |
Подготовить финансовые отчеты |
Передать обобщенную информацию внешним пользователям |
Любая учетная система выполняет следующие функции:
1. Регистрирует и хранит данные.
2. Выполняет арифметические операции с данными.
3. Сортирует и суммирует данные.
4. Подготавливает отчеты.
4. Регистры и формы бухгалтерского учета
Система бухгалтерского учета - это комплекс регистров по выбранной форме учета, группировка аналитических регистров учета первичных документов. Из этого определения следует: для того чтобы получить необходимые показатели о хозяйственной деятельности организации, необходимо сведения, содержащиеся в первичных документах, сгруппировать в соответствии с их экономическим содержанием и зарегистрировать. Такая регистрация осуществляется с помощью учетных регистров, обеспечивающих должную обозримость отраженных в них данных и контроль за сохранностью документов. К ним относятся бухгалтерские книги, карточки, ведомости, журналы. Все они имеют специальное графление в зависимости от требуемых сведений, как для нужд текущего контроля, так и для составления отчетности.
Запись хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета называется учетной регистрацией.
Все бухгалтерские проводки заносятся в регистры.
Существуют следующие формы учета:
1. «журнал-Главная»
2. мемориально-ордерная
3. журнально-ордерная
4. автоматизированная
В настоящее время используется утвержденный пакет учетных регистров, который включает 14 журналов-ордеров и 12 ведомостей к ним, а также Главную книгу и разработочные таблицы. Для организаций малого и среднего бизнеса используется упрощенная форма учет».
Вопросы для контроля
Литература 2,3,4,10,12,13,14
Лекция 5 Учет денежных средств и их эквивалентов
Цель: рассмотрение понятия денежных средств, задач учета денежных средств, изучение порядка ведения учета денежных средств в кассе и текущих банковских счетах,
План:
Ключевые понятия: денежные средства, касса, текущий банковский счет, иностранная валюта, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер
1. В соответствии с позицией FASB любой актив (как статья) имеет три существенные характеристики:
1. Он воплощает вероятную
будущую выгоду, обеспечиваемую (или
в комбинации с другими
2. Благодаря активам
3. Хозяйственные операции или другие события, обеспечивающие увеличение прав на выгоду или контроль над ней, уже имели место.
По срокам погашения активы подразделяются на текущие и долгосрочные.
Текущие активы используются до одного года.
Долгосрочные активы – более одного года.
Денежные средства, наиболее ликвидные активы, являются стандартным средством обмена и основой для оценки и учета всех остальных статей. Денежные средства обычно классифицируются как текущие активы. Для того чтобы они относились к категории денежных средств, они должны быть всегда доступными для оплаты текущих обязательств и не должны являться предметом никаких конкретных ограничений, ограничивающих их использование в целях погашения долгов.
Денежные средства
включают деньги в кассе и
доступные средства на
Эквиваленты денежных средств – краткосрочные, высоколиквидные вложения, быстро обращаемые в известную сумму денежных средств, и подвергающиеся незначительную риску изменения ценности.
Потоки денежных средств – приток и отток денежных средств, и их эквивалентов.
Эквиваленты денежных средств – это краткосрочные, высоко ликвидные инвестиции, которые легко конвертируются в известные денежные средства, и срок их погашения настолько краток, что они представляют незначительный риск, связанный с изменением процентной ставки. Обычно, только инвестиции с первоначальным сроком погашения, составляющим 3 месяца или менее, подходят под это определение. В качестве примеров эквивалентов денежных средств можно привести казначейские векселя, краткосрочные коммерческие векселя и фонды денежных рынков. Эквиваленты денежных средств предназначены скорее для удовлетворения краткосрочных денежных обязательств, а не для инвестиций или других целей. Банковские овердрафты обычно рассматриваются, как финансовая деятельность и могут включаться в качестве компонента денежных средств и их эквивалентов.
В соответствии с Типовым планом счетов Подраздел 1000 «Денежные средства» предназначен для учета денежных средств и включает следующие группы счетов:
1010 – «Денежные средства в кассе»;
1020 – «Денежные средства в пути»,
1030 – «Денежные средства на текущих банковских счетах;
1030- «Денежные средства на карт-счетах»
1050 – «Денежные средства на сберегательных счетах»;
1060 – «Прочие денежные средства».
Организации хранят наличные деньги и денежные документы в кассе - специально оборудованном помещении. Организация должна обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка. Помещение кассы должно быть изолировано и оборудовано в соответствии с Требованием по технической укрепленности касс и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации, а также при доставке их из банка и сдаче в банк. Операции с денежными средствами организации, хранящимися в ее кассе, называются кассовыми операциями. Кассовые операции ведет кассир. В кассе организации могут храниться не только денежные средства, но и документы, относящиеся к бланкам строгой отчетности.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в тенге и в валюте в кассе организации предназначен счет 1010 «Денежные средства в кассе». По дебету данного счета отражается поступление денег в кассу организации, а по кредиту - выплата денег.
В кассу организации наличные денежные знаки поступают с банковского счета в банке, а также в результате платежей наличностью за товарно-материальные запасы и услуги, при возврате ранее выданных сумм и т.п. Прием денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам (Ф.№КО-1), подписанным главным бухгалтером.
Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (форма № КО –2). Этот документ подписывается руководителем, главным бухгалтером, кассиром, лицом, получающим деньги в кассе с указанием паспортных (удостоверении) данных получателя, а также погашается ордер при выдаче денег из кассы штампом «оплачено».
Все приходные и расходные кассовые ордера при выписке должны регистрироваться в журналах регистрации приходных и расходных документов (форма № КО-3). Записи в журналах производится в хронологическом порядке, причем отдельно ведется журнал по регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Движение денег в кассе осуществляется кассиром в кассовой книге (форма №КО-4), которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Бухгалтерский учет"