Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:35, курс лекций
Работа содержит лекционный комплекс по дисциплине "Бухгалтерский учет".
Балансовые статьи объединяются в группы, а группы - в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположение статей на конкретной стороне определен вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами. Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отражаются менее ликвидные статьи («Нематериальные активы», «Основные средства», «Долгосрочные инвестиции» и т.п), а в конце - наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах).
Группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела:
- Долгосрочные активы
- Текущие активы
4 Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями.
Бухгалтерский баланс, как известно, отражает состояния активов, собственного капитала и обязательств на определенную дату. Однако в процессе хозяйственной деятельности происходит непрерывное изменение активов, собственного капитала и обязательств. Величина активов, собственного капитала и обязательств под влиянием хозяйственных операций увеличивается и уменьшается, в результате чего изменяются и отдельные статьи баланса. В ряде случаев эти изменения вызывают появление новых статей баланса и исчезновение других Существуют четыре типа изменения в бухгалтерском балансе, вызываемые хозяйственными операциями.
Первый тип изменения в бухгалтерском балансе за счет хозяйственных операций - это изменение только в активе бухгалтерского баланса.
Можно выразить в виде уравнения:
А + И - И = СК + О,
где, А - активы
И - изменения ( увеличение)
И - изменения ( уменьшение)
СК - собственный капитал
О - обязательства
Второй тип изменения в бухгалтерском балансе за счет хозяйственной операции, когда изменения происходит собственного капитала или обязательства. Итог баланса не изменяется.
А = СК+И - И или О +И - И
Третий тип изменения в бухгалтерском балансе за счет хозяйственной операции, когда происходит увеличение актива, собственного капитала или обязательства и выражается в виде уравнения.
А + И = СК + И или О+ И;
Четвертый тип изменения в бухгалтерском балансе за счет хозяйственных операции, когда происходит уменьшение актива, собственного капитала или обязательств и выражается уравнением:
А - И = СК - И или О - И
Рассмотренные четыре типа изменения хозяйственных операции позволяет сделать выводы: Каждая хозяйственная операция вносит изменения не менее чем в две статьи баланса. Это обусловлено особенностями кругооборота хозяйственных средств, в процессе которого происходят изменения или в активе, или в собственном капитале, или в обязательстве.
Вопросы для контроля
Литература 2,3,4,10,12,13,14
Лекция 3. Система счетов и двойная запись
Цель: раскрытие понятий счетов и двойная запись, рассмотрение классификации счетов бухгалтерского учета, изучение порядка составления оборотных ведомостей, рассмотрение структуры Типового плана счетов
План:
1. Понятие о бухгалтерских счетах и их классификация
2 Сущность двойной записи.
Ключевые понятия: бухгалтерский счет, двойная запись, оборотная ведомость, план счетов, обороты, сальдо
1. Понятие о бухгалтерских счетах и их классификация
Основным содержанием каждой хозяйственной операции организации является движение ее средств, смена одной формы на другую. Например, при покупке взамен денежных средств организация получает нужные ей товарно-материальные запасы, при расходе товарно-материальные запасы превращаются в готовую продукцию и т.п. В результате хозяйственных операций изменяется финансовое положение организации и бухгалтерский учет должен фиксировать эти изменения. Счет является тем бухгалтерским инструментом, при помощи которого можно анализировать и классифицировать факты хозяйственной жизни организации. Счет - основная единица хранения информации в системе бухгалтерского учета. Бухгалтерский счет - является важнейшим элементом информационной системы бухгалтерского учета, предназначенным для группировки и хранения данных о хозяйственных операциях.
Бухгалтерские счета открываются на каждый вид актива, собственного капитала и обязательства. Совокупность всех счетов с соответствующими номерами (кодами) называется планом счетов. Приказом Министра финансов РК от 23 мая .2007 г. № 185 был Типовой план счетов бухгалтерского учета. Типовой план счетов представляет собой систему регистрации и группировки операций в бухгалтерском учете и содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Для банковских организаций план счетов утверждается Национальным банком РК, для бюджетных - Министерством финансов РК.
Рабочий план счетов содержит следующие разделы:
1 раздел – «Краткосрочные активы»,
2 раздел – «Долгосрочные активы»,
3 раздел – «Краткосрочные обязательства»,
4 раздел – «Долгосрочные обязательства»,
5 раздел – «Капитал и резервы»,
6 раздел – «Доходы»,
7 раздел – «Расходы»,
8 раздел - «Счета производственного учета».
Счета бухгалтерского учета бывают синтетическими и аналитическими. Синтетические счета дают обобщенные показатели об экономических ресурсах и операциях. Они ведутся только в денежном выражении. Аналитические счета служат для подробной характеристики объектов учета. Аналитические счета, отражающие материальные запасы и расчеты по заработной плате, содержат не только денежные, но и натуральные показатели.
Бухгалтерские счета предназначены для отражения на них результатов воздействия фактов хозяйственной жизни. Природа экономического воздействия на бухгалтерские счета могут иметь два направление: увеличение (=) или уменьшение (-). В этой связи счет разбивается на две информационные зоны, каждая из которых (в зависимости от отражаемого на счета объекта наблюдения) предназначена для учета изменений, направленных на увеличение или уменьшение величины показатели, характеризующегося объекта наблюдения на начало отчетного периода (такой показатель называется начальное сальдо). Исторически сложилось, что левая часть счета называется дебет, а правая - кредит.
Простейшей формой счета является так называемый Т-счет. В таких счетах все увеличения записываются на одной стороне (левой), а уменьшения - на другой (правой). Обычно вместо того, чтобы говорить или писать «поместить в левую часть Т-счета», применяют слово «дебетовать». Дебет означает левую сторону Т-счета, кредит - правую. Дебет и кредит обычно пишутся сокращенно Д-т и К-т.
Основные элементы бухгалтерского учета: название, левая часть – дебет, правая - кредит. Расположение начального сальдо (в дебете или кредите счета) для счетов актива, капитала и обязательства зависит от местонахождения объекта учета в бухгалтерском балансе. Зависимости от вида сальдо счета подразделяются на активные, пассивные.
Активный счет (А) – счет бухгалтерского учета, увеличение которого отражается по дебету, а уменьшение – по кредиту. Сальдо по активному счету может быть только дебетовое.
Пассивный счет (П)) – счет бухгалтерского учета, увеличение которого отражается по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо по пассивному счету кредитовое.
Итоги называются оборотами и их подсчитывают в конце месяца. Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами называется сальдо счета. Если дебетовая сумма больше кредитовой, то сальдо называется дебетовым. Если наоборот, то - кредитовым. Счета учета активов, расходов и изъятий увеличиваются по дебету и имеют дебетовое сальдо. Счета учета обязательств, собственного капитала, доходов имеют кредитовое сальдо.
Важнейшим условием правильного применения бухгалтерских счетов является их классификация. Она позволяет изучить сущность счетов, знать их общие и отличительные признаки, назначение, содержание и структуру.
В зависимости о получения информации об активах или источниках их образования счета делятся на активные и пассивные счета. К активным счетам относят, например счета по учету нематериальных активов, основных средств, инвестиций, денег, запасов, дебиторской задолженности и расходов. К пассивным счетам- счета собственного капитала, обязательств и расходов. Счета доходов и расходов изменяют величину капитала. Если доходы больше расходов, то получена прибыль. Если расходы больше доходов, то возникают убытки.
Группировка счетов по назначению и структуре показывает, каково строение счетов, для поучения каких показателей они используются. В соответствии с этим признаком можно выделить счета:
1. Основные.
2. регулирующие
3. распределительные
4. калькуляционные
5. сопоставляющие
6. забалансовые
2 Сущность двойной записи.
Каждая хозяйственная операция анализируется с точки зрения своего влияния на активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы организации. Эти изменения (увеличение или уменьшение) отражаются по дебету или кредиту соответствующих счетов. При этом для каждой хозяйственной операции сумма по дебету должна быть равна сумме по кредиту. Этот метод расположения счетов описал в XV в. монах Лука Пачоли. Он опирался на основное балансовое уравнение, где
Активы = Обязательства + Капитал.
Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, приобретение, возникновение, которые компенсируют друг друга. В системе двойной записи хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту.
Правило двойной записи предполагает, что для отражения любой хозяйственной операции требуется по крайней мере два счета, то есть должен быть один или более дебетуемых счетов и один или более кредитуемых счетов. Итог записей по дебету должен быть равен итогу записей по кредиту, зная о балансовом уравнении А= СК + О
Вопросы для контроля
Литература: 2,3,4,10,12,13,14
Лекция 4. Учетная политика предприятия
Цель: рассмотрение понятия документа, ошибки в бухгалтерском учете, изучение способов исправления ошибочных бухгалтерских записей, раскрытие порядка проведения инвентаризации, изучение учетных регистров, рассмотрение понятия учетного цикла и его ступеней.
План:
Ключевые понятия: документ, ошибка, инвентаризация, документация, документооборот, учетный цикл, учетные регистры, форма бухгалтерского учета
1. Первичные документы и их классификация
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете является оформление их документами. Документация является основой бухгалтерского учета. Все совершаемые операции принимаются для регистрации в бухгалтерском учете только после их документального оформления. Каждая хозяйственная операция находит свое отражение, прежде всего в документе. Такое оформление совершаемых операций документами называется документацией. Согласно принципу непрерывности бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации до его ликвидации. Все факты хозяйственной жизни находят сплошное и непрерывное отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных оправдательных документов, подтверждающих их законность и достоверность.
Таким образом, документ - это письменное свидетельство права на совершение той или иной операции или ее фактического исполнения.
Показатели, характеризующие факты хозяйственной жизни, приводимые в документах называются реквизитами. Реквизиты делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся реквизиты, которые в рамках организации никогда или длительное время не меняются. Это наименование и адрес организации, номер расчетного счета и т.д. Переменные реквизиты зависят от характера операции.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Бухгалтерский учет"