Курс лекций по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:35, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный комплекс по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный комплекс бу.docx

— 174.68 Кб (Скачать файл)

2. Виды дебиторской задолженности.

3. Учет расчетов с покупателями  и заказчиками.

4. Понятие сомнительной дебиторской  задолженности.

5. Способы учета сомнительной  дебиторской задолженности.

6. Методы оценки сомнительной  дебиторской задолженности.

7. Учет расчетов с подотчетными  лицами.

8. Учет расходов будущих периодов.

9. Учет авансов выданных поставщикам.

10. Учет авансов выданных персоналу  организации.

 

Литература 1,4,8,12, 13, 15

 

Лекция 8. Учет основных средств

Цель: рассмотрение понятия, классификации и оценки основных средств, учета движения основных средств,  порядка проведения инвентаризации и переоценки основных средств, рассмотрение понятия, амортизации основных средств, изучение учета  износа и амортизации основных средств, рассмотрение понятия аренды и ее видов, изучить учет аренды ОС

План:

  1. Основные  средства, их оценка и классификация
  2. Учет основных средств

Ключевые понятия: основные средства, износ, амортизация, инвентаризация, ремонт, переоценка

 

Основные средства – это материальные активы, которые используются организацией для производства или поставки готовой продукции (работ, услуг),  для сдачи в аренду другим организациям или для административных целей и которые предполагается использовать  в течение длительного периода времени (более 1 года).

 Научно обоснованная  классификация основных средств  является необходимым условием  единообразной группировки их  в учете и отчетности. Классификация основных средств:

по функциональному назначению:

– производственные, непосредственно участвующие в процессе производства;

– непроизводственные, не связанные с уставной деятельностью субъекта (объекты здравоохранения и культуры, жилищный фонд и др.);

по натурально-вещественному признаку, основные средства группируются в тринадцать групп, в состав каждой группы входят однородные по целевым назначениям и видам объекты основных средств;

по степени использования основные средства делятся на действующие, т.е. находящиеся в эксплуатации, бездействующие, т.е. находящиеся на консервации и запасные; находящиеся на складе;

по принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.   В учете и отчетности основные средства оцениваются по следующим видам оценок: первоначальная стоимость,  справедливая рыночная стоимость (стоимость реализации), балансовая стоимость,  ликвидационная стоимость,  текущая стоимость,  возмещаемая стоимость,  амортизируемая стоимость.

Первоначальная стоимость- это затраты на строительство,  сооружение или приобретение основных средств;

Балансовая стоимость – это сумма, на которую основные средства признаются в бухгалтерском балансе, за вычетом суммы накопленного износа и накопленного убытка от снижения стоимости.

Справедливая стоимость (стоимость реализации)  основных средств – это сумма денежных средств, на которую можно обменять основные средства между независимыми сторонами.

Ликвидационная стоимость – это  предполагаемая чистая  стоимость в виде запасных частей, лома, отходов, которые могут быть получены при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по их разработке и ликвидации.

Текущая стоимость – сумма денежных средств или их эквивалентов,  которая может быть оплачена,  если такие же основные средства  приобретались бы в настоящее время.

Амортизируемая стоимость – это разница между первоначальной стоимостью и ликвидационной стоимостью.

Движение основных средств- это их поступление, выбытие и внутренне перемещение.

Основные средства поступают в результате:

- строительства (изготовлении) новых зданий, сооружений и передаточных  устройств;

- приобретения за плату  основных средств у других  юридических и физических лиц;

- безвозмездного получения  основных средств от других  юридических и физических лиц  или в порядке субсидий исполнительных  органов;

- получения объектов основных  средств от учредителей в счет  их вкладов в уставный капитал;

- поступления объектов  основных средств на условиях  долгосрочной финансируемой аренды;

- оприходования неучтенных (излишних) основных средств, выявленных при инвентаризации.

Поступившие в организацию объекты основных средств принимаются специальной комиссией, которая создается по распоряжению руководителя. Поступление основных средств оформляется “Актом приемки–передачи основных средств” (форма № ОС–1), которая составляется созданной комиссией.

Согласно Типового плана счетов подраздел 2400 «Основные средства» предназначен для учета основных средств и включает следующие группы счетов:

2410 – «Основные средства»,

2420 – «Амортизация и  обесценение основных средств»

2430 – «Убыток от обесценения  основных средств»

В зависимости от причины поступления в бухгалтерском  учете составляется следующая корреспонденция счетов, представленная в таблице 5.

 

Таблица 1 Корреспонденция счетов по учету  поступления основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. оприходование основных средств за счет выданных подотчетных сумм

2410

1250

2 поступление основных  средств  за счет ранее выданных  поставщикам авансов

2410

1610

3 поступление основных  средств от дочерних, ассоциированных  и совместных организаций

2410

3320,

3330

4 приобретение основных  средств у физических лиц и  организаций 

2410

3390


 

Основные средства списываются по следующим причинам:

Вследствие физического или морального износа;

Реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности;

Передачи другим предприятием основных средств в виде вклада уставный капитал;

Передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

Ликвидации в результате аварии, стихийных бедствий;

Безвозмездной передачи другим юридическим и физическим лицам;

Обменных операций;

Сдачи объектов основных средств в долгосрочную (финансируемую) аренду.

Основные средства, учавствуя в течении длительного периода времени в процессе производства, постепенно изнашиваются, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Износ-это процесс потери физических и моральных характеристик.

Физический износ основных средств при использовании наступает в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений, а также под влиянием природно-климатических условий, вызывающих коррозию металлов, старение, гноение. В результате происходит утрата части первоначальной стоимости основных средств.

Моральный износ основных средств связан с техническим прогрессом, совершенствованием и обновлением методов производства анологичных действующих основных средств. В связи с этим основные средства, находящиеся в эксплуатации, как бы обесцениваются, теряя часть своей стоимости. Амортизация- стоимостное выражение износа.

Амортизация – объективный процесс перенесения амортизируемой стоимости основных средств по мере износа на производимый с помощью продукт, работы и услуги; использование специальных денежных средств- амортизационных отчислений, включаемых в издержки производства или обращения для простого и расширенного производства основных средств (основного капитала).

Сумма износа основных средств  определяется различными методами. Существуют  следующие методы определения суммы износа основных средств:

1. равномерного (прямолинейного) списания стоимости;

2. списания стоимости  пропорционально объему выполненных  работ (производственный);

3. списания стоимости  по сумме чисел (кумулятивный  метод);

4. метод уменьшающего  остатка.

Переоценку основных средств осуществляют для того, чтобы получить полные данные об их реальной стоимости и степени износа. Перед  началом проведения переоценки основных средств проводится их инвентаризация. Переоценки должны проводиться достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчетную дату. Справедливой стоимостью земли, зданий, машин и оборудования обычно является их рыночная стоимость. Для обобщения информации о наличии и движения сумм переоценок предназначен счет группы 5420 « Резерв на переоценку основных средств», по кредиту которого показывают сумму увеличения первоначальной стоимости в корреспонденции со счетами группы 2410 «Основные средства). Согласно IAS №16 «Недвижимость, здания и оборудование» переоценку основных средств можно отражать 2 методами:

1. метод коррекции амортизации

2. метод аннулирования  амортизации

   В бухгалтерском учете затраты по ремонту отражаются в зависимости от того, каким способом будет выполняться ремонт.

   По организационно-техническим признакам, характеру ремонтных работ, по их срочности, объему различают капитальный и текущий ремонт. Текущий ремонт предназначен для поддержания основных средств в исправном и работоспособным состоянии, при котором производится замена небольшого количества изношенных деталей и регулирование механизмов оборудования с целью обеспечения его нормальной эксплуатации до очередного ремонта по плану, покраски, побелки стен и другие. Текущий ремонт проводят в сроки, предусмотренные графиком. Ремонтные работы выполняются силами ремонтных бригад на месте эксплуатации основных средств или в специально отведенных местах.

Капитальным ремонтом считается такой вид ремонта, при котором производится разборка ремонтируемых объектов, замена или восстановление всех износившихся узлов, деталей и конструкций.  Для оборудования и транспортных средств – это ремонт с периодичностью свыше одного года, при котором производится полная разборка агрегатов, замена или восстановления всех изношенных узлов и узлов, сборка, регулировка и испытания агрегатов.

Ремонтные работы могут производиться собственными силами (хозяйственный способ),  с привлечением сторонней организации (подрядный способ) и смешанным способом.

Подрядный метод является более прогрессивным,  экономичным, так как ремонт выполняется специалистами, следовательно более квалифицированно, и при этом сокращаются сроки проведения ремонта.         Хозяйственный способ заключается в проведении ремонта собственными силами организации. При хозяйственном способе себестоимость ремонта формируется из затрат на материалы, запчасти, оплату труда и прочих  затрат, которые понесла организация , проводя ремонт. Смешанный (комбинированный) способ, заключается в проведении ремонта при использовании  и подрядных организаций, и собственных сил организации. Организация имеет право передавать другим организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, а также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели.

 

Вопросы для контроля

  1. Что относится к долгосрочным активам?
  2. Что такое основные средства?
  3. На каких счетах ведется учет основных средств?
  4. Какие источники поступления основных средств?
  5. Какие документы составляются при движении основных средств?

 

Литература 1,4,8,12, 13, 15

 

Лекция 9. Учет нематериальных активов и их амортизация

Цель: изучение понятия, классификации и оценки нематериальных активов, раскрытие порядка ведения учета наличия и движения нематериальных активов, а также учета амортизации нематериальных активов

План:

  1. Нематериальные активы, их оценка и признание
  2. Учет НМА

Ключевые понятия: износ, амортизация, инвентаризация, переоценка, НМА, патент

 

Нематериальные (неосязаемые) активы – активы, не имеющие физической натуральной формы, но наделенные "неосязаемой ценностью" и в силу этого приносящие субъекту дополнительный доход в течение длительного времени или постоянно. Кроме того, нематериальные активы должны обладать способностью отчуждения. К нематериальным активам относят товарные знаки (знаки обслуживания), зарегистрированные места происхождения товаров, цену фирмы (гудвилл), "ноу-хау", патенты и промышленные образцы, лицензии, интеллектуальную собственность, организационные расходы, права на пользование природными ресурсами, права на использование производственной информацией, программное обеспечение ЭВМ и другие.  Нематериальные активы – это не имеющие физической сущности объекты имущества субъекта, которые отвечают следующим требованиям:

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Бухгалтерский учет"