Лекции по " Учет и анализ банкротства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 09:57, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регули-рования несостоятельности (банкротств) в России. (2 ч.)
Правовая природа несостоятельности предприятий. История возникновения и разви-тия института банкротства в России и за рубежом. Банкротские Указы. Банкротские Уста-вы. Дореволюционное правоведение несостоятельности. Законодательная база банкротст-ва в период НЭПа. Нормативно – правовое регулирование банкротства в Российской Фе-дерации. Федеральные Законы 1992, 1998,2002 г.г. Процедуры банкротства и порядок их реализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине «Учет и анализ банкротств».doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

Разрушительные для экономики  последствия банкротства предпринимателей, как бы последние ни назывались - купцы, банкиры, заводчики, фермеры, фабриканты, - остро проявились уже в момент возникновения и становления рыночных отношений. И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.

Несостоятельность и разорение  предпринимателей препятствуют нормальному развитию экономики, нарушают социально-политическую стабильность и создают напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полноценно выполнять свои функции.

Наличие в правовой системе государства  института конкурсного права имеет огромное значение как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.

В истории развития российского  института банкротства исследователи выделяют три этапа: дореволюционный, советский, современный.

Нормы дореволюционного конкурсного  права характеризуются высокой  степенью разработанности с точки зрения интересов как должника, так и кредиторов.

Советское конкурсное право развивалось  в течение непродолжительного времени — периода нэпа — и может быть охарактеризовано как аномальное, прежде всего потому, что от участия в отношениях были полностью отстранены кредиторы. Со свертыванием нэпа положения о несостоятельности, содержащиеся в ГК РСФСР и ГПК РСФСР, перестали применяться.

Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института несовместимо с господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.

Современный этап развития института  банкротства в России начинается с Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».

19 ноября 1992 г. был принят Закон  РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса

В дальнейшем приоритетной задачей стало создание ФСДН – Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.                                                                                            Федеральная служба осуществляла возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях. К основным задачам ФСФО относились:

  - разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;

   - проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность;

   - разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

 В соответствии с возложенными  на нее задачами Федеральная  служба принимала участие в  формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций. При этом ФСФО организовывала привлечение необходимых для этого финансовых средств, в том числе зарубежных инвесторов, и участвовала в рассмотрении вопросов о государственной финансовой поддержке неплатежеспособных организаций.

Федеральная служба вела учет платежеспособных крупных, а также экономически или  социально значимых организаций, формировала перечни таких организаций, анализировала их финансовое состояние и представляла в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций.

ФСФО России приняла ряд распоряжений, в которых определила порядок проведения систематического анализа (мониторинга) финансового состояния и учета платежеспособности крупных экономически и социально значимых организаций, к которым относятся организации:

•  входящие в число ста крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации);

•  имеющие фактическую численность  работников, превышающую 10 тыс. человек (для холдинговых компаний - с учетом численности работников дочерних обществ)-

•  признаваемые в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии;

• в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имеющие численность работников не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта или работников более 5 тыс. человек.                                                                                                                                                                                                        Оценка финансово-экономического состояния предприятия

проводилась в двух аспектах:

                - с точки зрения функционирования предприятия как хозяйствующего субъекта;

                - с позиции его ликвидации (возможного банкротства, возбуждения процедуры банкротства).

Финансовый анализ позволял выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия.

Для обеспечения единого методологического  подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также в целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий Федеральная служба разработала и утвердила:

• Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (от 23 января 2001 г. № 16);

• Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12 августа 1994 г. № 31-р);

• Типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления (от 5 декабря 1994 г. № 98-р).

ФСФО вела автоматизированный учет неплатежеспособных предприятий. В банках данных территориальных отделений а также департамента регионального развития Феде-ральной службы в числе документов, относящихся к учитываемому неплатежеспособному предприятию, содержатся:

•  учетная карта предприятия, если принято решение о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;

• акт о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;

•  уведомление о признании  предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;

•  заключение по результатам анализа  состояния платежеспособности и структуры баланса предприятия, на основании которого было принято решение;

•  баланс предприятия, на основании  которого было принято решение.

Федеральная служба России проводила  работу по изучению и обобщению отечественной  и зарубежной практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), участвовала в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства).

ФСФО информировала общество о  своей деятельности, выпуская официальное издание «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству».

Важное место в институте  банкротства занимает арбитражный  суд как правоприменительный орган, реализующий законодательство о банкротстве в рамках правового поля.

К задачам судопроизводства в арбитражном  суде относятся следующие:

•   защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

•   обеспечение доступности  правосудия;

.  справедливое публичное судебное  разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

•   укрепление законности и  предупреждение правонарушений в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности;

•  формирование уважительного отношения к закону и суду;

•  содействие установлению и развитию партнерских, деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Анализ статистических данных системы  арбитражных судов Российской Федерации  показывает, что большинство возбужденных судом дел о несостоятельности предприятий (более 70 %) заканчивается признанием их банкротами и открытием конкурсного производства. Полное удовлетворение требований кредиторов в рамках конкурсного производства как одна из целей законодательства о банкротстве не достигается. Зачастую имущества должника достаточно только для возмещения текущих расходов, удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. Механизмы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», направленные на оздоровление экономики несостоятельных предприятий, пока еще используются недостаточно.

В современной России в ходе рыночных преобразований возникает необходимость нормативно-правового и государственного регулирования механизма банкротства предприятий.

В настоящее время к нормативно-правовой базе банкротства предприятий Российской Федерации относятся следующие документы.

1. Гражданский кодекс РФ (введен  в действие с 1 января 1995 г.).

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (принят Государственной Думой 5 апреля 1995 г.).

3. Уголовный кодекс РФ от 9 июля 1999 г. № 158.

4.  Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

5.  Федеральный  закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

6.  Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

7.  Постановление  Правительства РФ от 27 декабря  2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

8. Постановление  Правительства РФ от 25 июня 2003 г.  № 367 «Об утверждении правил  проведения арбитражным управляющим  финансового анализа».

9.  Постановление  Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».

10. Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р.

11. Методические  рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. № 70-р.

 «Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 3).

В названном Законе установлены признаки банкротства: должник считается несостоятельным (банкротом), если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дела о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 тыс. руб., к должнику — гражданину не менее 50 тыс. руб.

В нем регулируются порядок и  условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяются следующие процедуры банкротства (ст. 27):

• наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения анализа  финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

• финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

•  внешнее  управление применяется к должнику с целью восстановления его платежеспособности;

•  конкурсное производство применяется  к должнику, признанному банкротом, с целью соразмеренного удовлетворения требований кредиторов;

•  мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, которая может быть применена на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Процедуры банкротства начинаются с анализа финансового состояния предприятия с целью прогнозирования вероятности банкротства (блок 1 рис. 1.4). В результате анализа выявляются формальные и неформальные признаки банкротства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

С целью предупреждения банкротства  предприятия учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятия. Эти меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Информация о работе Лекции по " Учет и анализ банкротства"