Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 09:57, курс лекций
Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регули-рования несостоятельности (банкротств) в России. (2 ч.)
Правовая природа несостоятельности предприятий. История возникновения и разви-тия института банкротства в России и за рубежом. Банкротские Указы. Банкротские Уста-вы. Дореволюционное правоведение несостоятельности. Законодательная база банкротст-ва в период НЭПа. Нормативно – правовое регулирование банкротства в Российской Фе-дерации. Федеральные Законы 1992, 1998,2002 г.г. Процедуры банкротства и порядок их реализации.
Разрушительные для экономики
последствия банкротства
Несостоятельность и разорение предпринимателей препятствуют нормальному развитию экономики, нарушают социально-политическую стабильность и создают напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полноценно выполнять свои функции.
Наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.
В истории развития российского
института банкротства
Нормы дореволюционного конкурсного права характеризуются высокой степенью разработанности с точки зрения интересов как должника, так и кредиторов.
Советское конкурсное право развивалось в течение непродолжительного времени — периода нэпа — и может быть охарактеризовано как аномальное, прежде всего потому, что от участия в отношениях были полностью отстранены кредиторы. Со свертыванием нэпа положения о несостоятельности, содержащиеся в ГК РСФСР и ГПК РСФСР, перестали применяться.
Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института несовместимо с господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.
Современный этап развития института банкротства в России начинается с Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».
19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса
В дальнейшем приоритетной задачей
стало создание ФСДН – Федеральной службы
по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению.
- разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;
- проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность;
- разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.
В соответствии с
Федеральная служба вела учет платежеспособных крупных, а также экономически или социально значимых организаций, формировала перечни таких организаций, анализировала их финансовое состояние и представляла в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций.
ФСФО России приняла ряд распоряжений, в которых определила порядок проведения систематического анализа (мониторинга) финансового состояния и учета платежеспособности крупных экономически и социально значимых организаций, к которым относятся организации:
• входящие в число ста крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации);
• имеющие фактическую
• признаваемые в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии;
• в соответствии с Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)»,
имеющие численность работников не менее
25 % численности работающего населения
соответствующего населенного пункта
или работников более 5 тыс. человек.
проводилась в двух аспектах:
- с точки зрения функционирования предприятия как хозяйствующего субъекта;
- с позиции его ликвидации (возможного банкротства, возбуждения процедуры банкротства).
Финансовый анализ позволял выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия.
Для обеспечения единого
• Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (от 23 января 2001 г. № 16);
• Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12 августа 1994 г. № 31-р);
• Типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления (от 5 декабря 1994 г. № 98-р).
ФСФО вела автоматизированный учет неплатежеспособных предприятий. В банках данных территориальных отделений а также департамента регионального развития Феде-ральной службы в числе документов, относящихся к учитываемому неплатежеспособному предприятию, содержатся:
• учетная карта предприятия, если принято решение о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
• акт о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
• уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
• заключение по результатам анализа состояния платежеспособности и структуры баланса предприятия, на основании которого было принято решение;
• баланс предприятия, на основании которого было принято решение.
Федеральная служба России проводила работу по изучению и обобщению отечественной и зарубежной практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), участвовала в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства).
ФСФО информировала общество о своей деятельности, выпуская официальное издание «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству».
Важное место в институте банкротства занимает арбитражный суд как правоприменительный орган, реализующий законодательство о банкротстве в рамках правового поля.
К задачам судопроизводства в арбитражном суде относятся следующие:
• защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• обеспечение доступности правосудия;
. справедливое публичное
• укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• формирование
уважительного отношения к
• содействие установлению и развитию партнерских, деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Анализ статистических данных системы арбитражных судов Российской Федерации показывает, что большинство возбужденных судом дел о несостоятельности предприятий (более 70 %) заканчивается признанием их банкротами и открытием конкурсного производства. Полное удовлетворение требований кредиторов в рамках конкурсного производства как одна из целей законодательства о банкротстве не достигается. Зачастую имущества должника достаточно только для возмещения текущих расходов, удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. Механизмы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», направленные на оздоровление экономики несостоятельных предприятий, пока еще используются недостаточно.
В современной России в ходе рыночных преобразований возникает необходимость нормативно-правового и государственного регулирования механизма банкротства предприятий.
В настоящее время к нормативно-
1. Гражданский кодекс РФ (введен в действие с 1 января 1995 г.).
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (принят Государственной Думой 5 апреля 1995 г.).
3. Уголовный кодекс РФ от 9 июля 1999 г. № 158.
4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».
7. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
8. Постановление
Правительства РФ от 25 июня 2003 г.
№ 367 «Об утверждении правил
проведения арбитражным
9. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
10. Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р.
11. Методические
рекомендации по выявлению
«Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 3).
В названном Законе установлены признаки банкротства: должник считается несостоятельным (банкротом), если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дела о банкротстве
В нем регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяются следующие процедуры банкротства (ст. 27):
• наблюдение применяется к должнику
в целях обеспечения
• финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
• внешнее управление применяется к должнику с целью восстановления его платежеспособности;
• конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, с целью соразмеренного удовлетворения требований кредиторов;
• мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, которая может быть применена на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Процедуры банкротства начинаются
с анализа финансового
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
С целью предупреждения банкротства предприятия учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятия. Эти меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.