Методика аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «Развитие»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – разработка методики аудита учета операций по заработной плате на примере конкретного предприятия, освещение теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом.
Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить цель и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационное обеспечение аудита;
- рассмотреть план проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изучить законодательные основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изложить этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты аудита 5
1.1 Нормативно-правовое регулирование аудита 5
1.2 Планирование аудита 8
1.3. Доказательства и документирование аудита 14
1.4. Оформление результатов аудиторской проверки 20
Глава 2. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 27
2.1. Методика проведения аудита 27
2.2.Типичные ошибки при аудите 32
Глава 3. Результаты аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «Развитие» 35
3.1. Финансово-хозяйственная характеристика организации 35
3.2 Сообщение руководителю по результатам аудиторской проверки 42
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

аудит.docx

— 159.85 Кб (Скачать файл)

Для проведения аудита необходимо просмотреть  первичные документы, сводные регистры, главную книгу и баланс.

Из первичных документов в выборку  должны попасть:

  • расчет по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении;
  • листки нетрудоспособности.

Обобщение и группировка данных по учету труда в ЗАО «Альфа»  в условиях полной автоматизации  производится на ПК. Поэтому здесь  используются только:

  • табели учета рабочего времени;
  • расчетно-платежные ведомости;
  • платежные ведомости на аванс;
  • платежные ведомости на зарплату;
  • расчетные листки на каждого работника.

После определения целей и задачей  аудита, необходимо определить уровень  аудиторского риска.

Аудиторский риск - риск, который берет  на себя аудитор, давая заключение о  полной достоверности данных внешней  отчетности, в то время как там  возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:

1) оценочный (интуитивный), наиболее  широко применяющийся в настоящее  время российскими аудиторскими  фирмами, заключается в том,  что аудиторы исходя из собственного  опыта и знания клиента определяют  аудиторский риск на основании  отчетности в целом или отдельных  групп операций как высокий,  вероятный и маловероятный и  используют эту оценку в планировании аудита;

2) количественный метод предполагает  количественный расчет многочисленных  моделей аудиторского риска (будет  произведен ниже).

Предпринимательский риск - влияние  не зависящих от аудитора обстоятельств  деловой активности клиента на ухудшение  его финансовых позиций в то время как аудитор подтвердил их устойчивость.

Аудиторский риск является предпринимательским  риском аудиторской фирмы, поэтому  его величина отражает положение  фирмы на рынке аудиторских услуг  и степень конкурентности рынка.

Предварительно установленная  величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его  представление о той экономической  среде, в которой он действует.

Для того, чтобы определить предпринимательский риск, воспользуемся критериями оценки предпринимательского риска, рассмотреные в Таблице 1.

Таблица 1.

 Критерии оценки  предпринимательского риска

Критерии

Оценка фактора риска

Уровень предпринима-тельского риска

Определение экономической ситуации, в которой функционирует предприятие

Стабильная

Высокий

Определение отрасли функционирования

Стабильная

Высокий

Политика управления на предприятии

Пассивная

Низкий

Система контроля на предприятии

Слабая

Высокий

Результаты аудита прошлых лет

Не было проверки

Высокий

Частота смены руководства

Низкая

Низкий

Финансовое положение компании

Среднее

Высокий

Репутация управляющих и владельцев

Хорошая

Низкий

Их опыт работы

Низкий 

Высокий

Понимание клиентом роли и ответственности  аудита

Высокий

Низкий


 

Далее, используя формулу факторной  модели аудиторского риска, можно приблизительно определить, чему он равен (более точно  аудиторский риск будет определен  после проверки организации СВК). 

Факторная модель аудиторского риска:

АР=НР*КР*ДР, где                                                               

 АР - аудиторский риск;

НР - наследственный (присущий) риск. Это  степень восприимчивости отчетности к материальным ошибкам в результате влияния ряда субъективных и объективных  факторов;

КР - риск контроля. Это оценка аудитором  структуры внутреннего контроля клиента с целью определения  ее эффективности при предотвращении или исправлении ошибок в учете  и отчетности;

ДР - детекционный риск. Это риск, который аудитор желает определить на случай, если он не сумеет найти материальной ошибки в отчетности.

Далее должен быть определен уровень  существенности (материальности). Материальность - предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или  финансового показателя в отчетности, а также финансовых результатов  в целом, или максимально допустимый размер ошибочной сумме, которая  может быть показана в публикуемых  финансовых отчетах и рассматриваться  как несущественная, то есть не вводящая пользователей в заблуждение.

Основной целью аудитора при  проверке учета труда является определение  сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии:

  • упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия;
  • выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства;
  • сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.

При определении эффективности  систем внутреннего контроля приобретают  многие факторы:

  • круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;
  • наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;
  • наличие технических средств контроля;
  • наличие технологии контроля;
  • контролируемые параметры.

СВК предусматривает наличие:

1) компетентного персонала с  четко определенными правами  и обязанностями;

2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов и их  учету, по совершению сделок, по  учету);

3) соблюдения необходимых процедур  при совершении операции;

4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);

5) фактического контроля над  активами и документацией (фактическая  проверка материально-ответственным  лицом);

6) независимой проверки выполнения  обязанностей (внутренний аудит).

Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы  и блок-схемы. Пример вопросов, которые  может отразить аудитор рассмотрен в Таблице 2.

Таблица 2.

Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда

 

Содержание

Ответ

1

Все ли работники предприятия получают оплату труда через кассу?

да

2

Проверяется ли свод по начислению и  удержанию оплаты труда главным  бухгалтером?

нет

3

Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена?

нет

4

Сверяет ли бухгалтер объем выполненных  работ с начислением оплаты труда?

нет

5

Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию?

да

6

Сопоставляются ли периодически ведомости  на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих?

нет

7

Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет "Депонированная оплата труда"?

да

8

Подаются ли  в бухгалтерию списки вновь нанятых работников?

нет

9

Нумеруются ли расчетно-платежные  ведомости?

нет

10

Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя?

нет

11

Сохраняются ли распоряжения об удержании  с оплаты труда?

да

12

Подписывают ли ведомости лица, составившие  их?

 

13

Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры?

да

14

Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными  учета затрат времени и начисленной  оплатой труда?

да

15

Разработаны ли инструкции по учету  затрат и удержаний с оплаты труда?

нет

16

Проверяет ли ответственный бухгалтер  данные о месячных,

 квартальных и годовых  накоплениях оплаты труда?

да


 

Выявить сильные стороны контроля можно используя следующие вопросы:

1. Учет заработной платы ведется  отдельно от учета кадров и  учета рабочего времени.

2. Табеля учета рабочего времени  подписывает определенный круг  лиц. 

3. Списки вновь поступивших и  уволенных работников отдел кадров  своевременно передает в бухгалтерию. 

4. Ставки по оплате труда устанавливаются  приказом руководителя.

5. Расчеты по оплате труда  проверяют лица, не имеющие отношения  к их осуществлению. 

6. Итоговые данные в ведомости  сверяют с итоговыми данными  о выплате оплаты труда, отраженными  в Главной книге. 

7. Периодически определяется правильность  распределения оплаты труда по  объектам затрат (центрам возникновения).

8. Расходы на оплату труда  сопоставляются с себестоимостью  продукции, работ и услуг. 

9. Оплата труда начисляется,  выплачивается и в учете отражается  ежемесячно.

Если бухгалтерский учет ведется  с помощью ПК, необходимо рассмотреть  следующие вопросы:

1) концентрация функций и знаний: имеет ли персонал, занятый обработкой  данных, детальные знания о взаимосвязи  источников данных, процесса их  получения, распределения и использования,  недостатках СВК? 

2) концентрация программ и данных: существует ли возможность доступа  посторонних лиц к компьютерным  программам и угроза изменения  самих программ или данных? 

    1. отсутствие ввода документов: выдается ли письменное подтверждение на ввод данных?

1.3. Доказательства и документирование аудита

 

Методы и процедуры получения  аудиторских доказательств проводятся в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства».

Аудиторские доказательства - это  информация, полученная аудитором при  проведении проверки, и результат  анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Данным правилом (стандартом) предусмотрены  следующие процедуры:

Инспектирование представляет собой  проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования  записей и документов аудитор  получает.

Наблюдение представляет собой  отслеживание аудитором процесса или  процедуры, выполняемой другими  лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).

Запрос представляет собой  поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает  подтверждение о дебиторской  задолженности непосредственно  у дебиторов).

Пересчет представляет собой  проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских  записях либо выполнение аудитором  самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры  представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических  показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Аналитические процедуры, представляют собой один из видов аудиторских  процедур по существу, состоят в  выявлении, анализе и оценке соотношений  между финансово – экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта.

Основной целью применения аналитических процедур является выявление  наличия или отсутствия необычных  или неверно отраженных фактов и  результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующего особого внимания аудитора.

Целями аудиторских процедур также являются:

  • Изучение деятельности экономического субъекта.
  • Оценка финансового положения экономического субъекта и перспектив непрерывности его деятельности.
  • Выявление фактов искажения бухгалтерской отчетности.
  • Сокращение числа детальных аудиторских процедур.
  • Обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы.

В процессе проведения аудита аудитор применяет следующие  аналитические процедуры:

    • Сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом.
    • Сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определенными аудитором.
    • Сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом.
    • Сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными.
    • Сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими данными (данными, не входящими в состав бухгалтерской отчетности).
    • Анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними.
    • Другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие индивидуальные особенности организационной структуры экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит.

Информация о работе Методика аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «Развитие»