Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 14:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить методику аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; разработать методику аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; осуществить аудиторскую проверку расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «Черкизово-Урал».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И 6
ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1.Понятия, сущность, виды и формы расчетов с
покупателями и заказчиками 6
1.2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и
заказчиками 11
1.3.Проведение аудита в условиях компьютерной обработки
данных 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 25
2.1.Классификация методик проведения аудита расчетов с
покупателями и заказчиками 25
2.2.Цели проверки, источники информации, нормативное
регулирование 30
2.3.Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями
и заказчиками 37
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ
ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ООО «ЧЕРКИЗОВО-УРАЛ» 49
3.1.Первоначальный этап проведения аудита 49
3.2.Аудиторская проверка расчетов с покупателями и
заказчиками на ООО «Черкизово-Урал» 68
3.3.Выявленные нарушения и рекомендации по их
устранению 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- договор присоединения - договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом [1].
Гражданским Кодексом Российской Федерации также определен ряд обязательных пунктов, которые должны найти отражение в договоре:
- участниками договорных отношений могут быть как граждане, так и юридические лица, которые свободны в заключение договора;
- существенными являются условия о предмете договора;
- исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон;
- изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон или по требованию одной из сторон;
- договор вступает в силу и становится обязательным для сторон, когда между сторонами, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора [1].
Текущие обязательства предприятия представлены в виде дебиторской и кредиторской задолженности.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторами называются те юридические и физические лица, перед которыми данная организация несёт обязательства за уже полученные от них, но не оплаченные (не возвращённые) ценности, услуги, денежные средства. То есть организация имеет перед юридическими и физическими лицами (кредиторами) какую – либо задолженность [19].
Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и другие). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами [19].
Основными задачами учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:
- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
В настоящее время, при оплате за поставленные товары (работы, услуги), предприятия сами выбирают форму расчетов. Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей [25].
Расчеты наличными деньгами по одной операции производятся в переделах до 100 000 рублей, поэтому эта форма является не совсем удобной, так как ограничивает размер выплаты денежных средств по заключенным договорам [12].
Наиболее удобной является безналичная форма расчетов, так как она не имеет ограничений при оплате. В безналичном порядке расчеты должны производиться только через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие расчетные счета. Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку различных документов в другой банк для завершения хозяйственных связей, согласно договору. При расчетах банки не вмешиваются в договорные отношения между предприятиями. Применение безналичных расчетов позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность [25].
Формы безналичных расчетов определены статьей 862 Гражданского Кодекса Российской Федерации:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты по инкассо;
- расчеты по аккредитиву;
- расчеты чеками.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
В соответствии с условиями заключенных договоров, оплата может производиться несколькими видами:
- по факту поставки товаров, оплата производится в момент их получения;
- под реализацию, оплата товаров производится только после того, как они будут реализованы покупателям;
- авансы, которые предусматривают оплату под поставку товара;
- предварительная оплата, предусматривает полностью стопроцентную оплату товара до его поставки покупателю, согласно заключенному договору;
- отсрочка платежа, оплата производится за товары спустя определенный срок, указанный в договоре.
Таким образом, организации вправе сами выбирать форму расчетов с покупателями и заказчиками, регулируя при этом все существенные условия заключенными договорами. Договор является неотъемлемой частью любых финансово-хозяйственных отношений.
1.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на синтетическом счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
К счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" могут быть открыты следующие субсчета: "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты по авансам полученным", "Расчеты в порядке инкассо", "Расчеты плановыми платежами", "Векселя полученные" и другие.
На субсчете "Расчеты в порядке инкассо" учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым кредитной организацией к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
На субсчете "Расчеты плановыми платежами" учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами.
На субсчете "Векселя полученные" учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы отгруженных товаров, продукции, прочих активов, выполненных работ и оказанных услуг, по которым в установленном порядке признан доход.
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей или при погашении дебиторской задолженности иными способами (неденежные расчеты). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно.
На счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" отражаются также возникающие суммовые и курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.
В случае возникновения суммовых разниц при определении доходов (расходов) от прочих видов деятельности они учитываются по дебету (кредиту) счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции с кредитом (дебетом) соответствующих счетов бухгалтерского учета.
Суммовые разницы, возникающие при определении доходов (расходов) от обычных видов деятельности, отражаются бухгалтерской записью:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит счета 90 "Продажи".
При возникновении положительной суммовой разницы бухгалтерская запись будет иметь вид:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Отрицательная суммовая разница оформляется следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы"
Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
В случае возникновения отрицательной суммовой разницы данная операция отражается сторнировочной записью.
При пересчете стоимости обязательств, выраженной в иностранной валюте, в рубли в бухгалтерском учете отражается курсовая разница, возникающая в связи с изменениями курса иностранных валют по отношению к рублю. Курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации по мере ее принятия к бухгалтерскому учету как внереализационные доходы (расходы). Курсовые разницы, связанные с переоценкой задолженности покупателей, отражаются бухгалтерскими записями:
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы"
Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",
Дебет
счета 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками"
Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности.
Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
Величина поступления дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации.
Величина поступления определяется также с учетом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет
счета 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками"
Кредит счета 90 "Продажи".
На суммы выявленного и признанного в установленном порядке брака продукции, ранее отраженные в составе продаж, корректируется методом "сторно" выручка организации и имеет бухгалтерскую запись:
Дебет счета
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит счета 90 "Продажи".
Возврат покупателям и заказчикам излишне полученных с них сумм (в том числе при выявлении брака) отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. При этом в бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:
Дебет
счета 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками"
Кредит
счета 50 "Касса";
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками"
Кредит счета 51 "Расчетные счета";
Дебет
счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит счета 52 "Валютные счета";
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками"
Кредит счета 55 "Специальные счета в банках".
Разница между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, в счет оплаты которых получен вексель, отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками"
Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Указанная разница выявляется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" при несовпадении суммы дебиторской задолженности за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и номинала векселя.
Поступление
денежных средств в кассу
Дебет счета 50 "Касса"
Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Указанная запись производится как в случаях погашения задолженности покупателей и заказчиков за проданные им продукцию (работы, услуги), так и при поступлении денежных средств в порядке предварительной оплаты (авансов).