Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 14:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить методику аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; разработать методику аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; осуществить аудиторскую проверку расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «Черкизово-Урал».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И 6
ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1.Понятия, сущность, виды и формы расчетов с
покупателями и заказчиками 6
1.2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и
заказчиками 11
1.3.Проведение аудита в условиях компьютерной обработки
данных 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 25
2.1.Классификация методик проведения аудита расчетов с
покупателями и заказчиками 25
2.2.Цели проверки, источники информации, нормативное
регулирование 30
2.3.Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями
и заказчиками 37
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ
ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ООО «ЧЕРКИЗОВО-УРАЛ» 49
3.1.Первоначальный этап проведения аудита 49
3.2.Аудиторская проверка расчетов с покупателями и
заказчиками на ООО «Черкизово-Урал» 68
3.3.Выявленные нарушения и рекомендации по их
устранению 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Состав аудиторских процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений должен соответствовать классификатору возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому учету). Одному возможному нарушению в соответствии с разработанным аудиторской организацией классификатором должно соответствовать не менее одной аудиторской процедуры.
Составление классификатора возможных нарушений по счету, а также описание каждой аудиторской процедуры, проведение которой позволяет выявить каждое из возможных нарушений, позволяют аудиторской организации провести проверку на высоком качественном уровне. Однако важна последовательность выполнения аудиторских процедур, так как, во-первых, итоговые данные одной контрольной процедуры могут быть исходными для другой; во-вторых, одни процедуры могут выполняться параллельно, другие – только последовательно, и последовательность эта не случайна.
Особенности проведения аудита в условиях использования проверяемых экономическим субъектом компьютерной обработки данных должны содержать описание процедур, которые следует выполнить аудитору в данных в условиях.
При проведении аудиторских проверок можно использовать методы экономического анализа для дополнения сделанных выводов в процессе аудита. Объектами анализа являются учетная политика аудируемого лица, данные форм бухгалтерской (финансовой) отчетности [28].
Предлагаемая структура методики детальной проверки правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам может использоваться для разработки внутренних стандартов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по разделам и счетам бухгалтерского учета. Наличие таких стандартов не только облегчает работу аудиторов, обеспечивает высокое качество оказываемых аудиторских услуг, но и позволяет осуществлять проверку качества деятельности аудиторской организации, а также защищать интересы отдельных аудиторов.
Таким образом, все методы проведения аудита применяются для того, чтобы произвести проверку хозяйственных операций, их соответствие нормативным документам и учетной политике организации, а также правильность осуществления расчетов проверяемым предприятием и их дальнейшее отражение в бухгалтерской отчетности.
2.2. Цели проверки, источники информации, нормативное регулирование
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.
Основными целями аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам, ее соответствии учетной политике, а также установление правильности ведения расчетов с покупателями. От их реальности зависят результаты деятельности предприятия, его платежеспособность. Прежде всего, уверенность в достоверности показателей о состоянии расчетов необходима для всех пользователей отчетности, а также для самого предприятия с целью планирования дальнейшей своей деятельности, налаживания связей с покупателями.
В ходе
аудита расчетов с
- установление реальности
- оценка правильности
- проверка наличия просроченной дебиторской задолженности;
- установление дебиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;
- проверка списания
- проверка правильности и
Для достижения поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные приемы и источники получения информации. При проверке внешних расчетных операций необходимо использовать:
- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения внешних расчетных операций;
- приказ об учетной политике;
- договоры выполнения работ и оказания услуг, которые являются одним из основных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя;
- бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- регистры синтетического и аналитического учета внешних расчетных операций, составленные организацией;
- первичные документы по отражению внешних расчетных операций.
Основными законодательными и нормативными документами, регулирующими проверку расчетов с покупателями и заказчиками являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации, части I, II и III;
- Налоговый кодекс Российской Федерации, части I и II;
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года №119-ФЗ;
- Федеральный закон «О
применении контрольно-
- Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года;
- Положение по ведению
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика органи
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учет материально-
- Положение о безналичных
- План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» от 02.12.2000 года №914;
- Приказ Министерства Финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.07.2003 года № 67н;
- Указание Центрального Банка Российской Федерации «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» от 20.06.2007 года N 1843-У;
- Письмо Министерства Финансов Российской Федерации «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организации за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» от 31.10.1994 года №142;
- Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Основные объекты, понятия, такие как синтетический и аналитический учёт, требования по оформлению первичных документов, находят отражение в Федеральном Законе «О бухгалтерском учёте»
№ 129-ФЗ [3]. В соответствии с законом все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт на предприятии.
В соответствии с Гражданским Кодексом [1] определяются моменты возникновения, прекращения обязательств, обязанности сторон при заключении договоров купли – продажи, предоставления услуг, ответственности сторон за нарушение договоров, предоставление услуг ненадлежащего качества.
На основании Плана счетов бухгалтерского учёта и его инструкции, учёт должен вестись в организациях всех форм собственности, ведущих учёт методом двойной записи. В плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе Плана счетов бухгалтерского учёта организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учёта.
Постановлением «Об утверждении порядка ведения журналов учёта счетов – фактур при расчётах по налогу на добавленную стоимость»
№914 пунктом 3 регламентируются обязательные реквизиты, которыми должна быть оформлен счёт – фактура [6].
На основании Положения Центрального Банка Российской Федерации «О безналичных расчётах в Российской Федерации» №2-п [9], безналичные расчёты осуществляются через кредитные организации или банки по счетам, открытым на основании договора, заключённого с банком или кредитной организацией. Положение регулирует осуществление безналичных расчётов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчётных документов, а также устанавливает правила проведения расчётных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций или банков.
Отражение в бухгалтерском учёте операций, связанных с обращением векселей, осуществляется в соответствии с Планом счетов и Письмом «О порядке отражения в бухгалтерском учёте и отчётности операций с векселями, применяемыми при расчётах организации за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» №142 [14].
При отсутствии у должников, признавших претензии, денежных средств, достаточных для удовлетворения требований кредиторов, то кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующей денежной суммы обращением взыскания на принадлежащее должнику имущество. Этот порядок определён Письмом Высшего Арбитражного суда.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления её результатов, устанавливают Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49 [15]. Инвентаризации подлежит всё имущество организации, независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Основными целями инвентаризации обязательств является проверка полноты отражения в учёте обязательств.
Отражение всех налогов, порядок их начисления, сроки и порядок уплаты, особенности налогообложения товарных операций, а также операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, раскрывает Налоговый Кодекс Российской Федерации [2].
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности Российской Федерации №34н [7] определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности юридическими лицами, независимо от правовой формы (кроме кредитных и бюджетных организаций), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, даёт представление о дебиторской и кредиторской задолженности, порядке списания долгов и сроков исковой давности.
Бухгалтерская отчётность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности составляется на основании данных бухгалтерского учёта. Формы бухгалтерской отчётности и указания по ней отражены в Приказе «О формах бухгалтерской отчётности» №67н [10].
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации [2] институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом Кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации. Принимая во внимание, что в Налоговом Кодексе Российской Федерации не используется особое понятие "срок исковой давности", при формировании резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли следует учитывать положения главы 12"Исковая давность" Гражданского Кодекса Российской Федерации [1].
Согласно Федеральному закону №119-ФЗ все налогоплательщики Налога на добавленную стоимость перешли на новые правила по учету Налога на добавленную стоимость. Организации обязаны уплачивать налог, еще не имея денежных средств, полученных от покупателя. Для организаций, ранее уплачивающих Налог на добавленную стоимость работавших "по оплате", был установлен период 2 года (с 01.01.2006 года по 01.01.2008 года) (статья 2 Федерального закона №119-ФЗ), в течение которого по дебиторской и кредиторской задолженности зафиксированной по состоянию на 1 января 2006 года, организации применяющие ранее учетную политику "по оплате", обязаны были вести два разных налоговых учета по Налогу на добавленную стоимость: "старые" счета-фактуры включать в книгу продаж и книгу покупок "по оплате", а "новые" – по правилам, установленным новой редакцией статей 167 и 171 Налогового Кодекса Российской Федерации.