Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 14:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить методику аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; разработать методику аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; осуществить аудиторскую проверку расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «Черкизово-Урал».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И 6
ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1.Понятия, сущность, виды и формы расчетов с
покупателями и заказчиками 6
1.2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и
заказчиками 11
1.3.Проведение аудита в условиях компьютерной обработки
данных 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 25
2.1.Классификация методик проведения аудита расчетов с
покупателями и заказчиками 25
2.2.Цели проверки, источники информации, нормативное
регулирование 30
2.3.Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями
и заказчиками 37
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ
ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ООО «ЧЕРКИЗОВО-УРАЛ» 49
3.1.Первоначальный этап проведения аудита 49
3.2.Аудиторская проверка расчетов с покупателями и
заказчиками на ООО «Черкизово-Урал» 68
3.3.Выявленные нарушения и рекомендации по их
устранению 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Решение первой задачи – облегчение аудитору анализа полноты и соответствия имеющимся первичным документам сформированного журнала бухгалтерских проводок.
Файл журнал бухгалтерских проводок позволяет аудитору:
- проверить корректность сформированных бухгалтерских проводок;
-получить список записей по заинтересовавшей
его корреспонденции;
-получить список записей по проверяемому
счету;
-распечатать рабочую таблицу для проверки
наличия первичных документов, подтверждающих
правомерность интересующих аудитора
записей.
Проверку
корректности сформированных бухгалтерских
проводок можно выполнить либо вручную,
либо автоматически. Такая задача особенно
важна, если бухгалтерские записи (проводки)
в файл журнал бухгалтерских проводок
вводит сам бухгалтер (или оператор по
указанию бухгалтера), заполняя рабочие
окна: дебетуемый счет, кредитуемый счет,
содержание операции. Несмотря на то, что
многие пакеты прикладных программ предусматривают
проверку вводимых проводок на корректность,
допускается корректировка записей по
инициативе бухгалтера. Таким образом,
по этой причине также возможны случаи
попадания в файл журнал бухгалтерских
проводок некорректных бухгалтерских
проводок.
При ручной проверке имеет смысл отсортировать файл журнал бухгалтерских проводок по признаку: счет (субсчет) дебетуемый плюс счет (субсчет) кредитуемый и получить суммарные записи по указанному признаку в виде сжатого списка.
При большом объеме файла журнал бухгалтерских проводок, полученный список вполне обозрим, так как в любой бухгалтерии используется обычно ограниченное количество типовых бухгалтерских проводок. Проверяемый список обычно содержит около 200 записей. Вначале следует использовать признак: счет дебетуемый плюс счет кредитуемый (без детализации по субсчетам). В этом случае проверяемый список окажется существенно меньше. Если на данном этапе аудитор обнаружит некорректные проводки, он может получить рабочую таблицу, содержащую все относящиеся к ним записи. Данные такой таблицы являются основанием для выяснения с бухгалтером причин выявленных отклонений.
Описанная процедура также может быть выполнена автоматически. В этом случае база данных аудиторской автоматизированной системы должна содержать нормативный справочник допустимых корреспонденций. Такой справочник может быть составлен по утвержденному плану счетов и на основе другой информации.
Алгоритм решения задачи предполагает последовательную обработку всех записей файла журнал бухгалтерских проводок:
- просматривая запись журнала бухгалтерских проводок, найти в файле нормативный справочник допустимых корреспонденций аналог имеющейся корреспонденции;
- если аналог найден, переходить к следующей записи в журнале бухгалтерских проводок, иначе внести в список некорректных проводок проверяемую запись и перейти к следующей записи в журнале бухгалтерских проводок.
Результат этой процедуры – рабочая таблица выявленных некорректных проводок, попавших в файл журнал бухгалтерских проводок. Эта таблица может быть выведена на экран или напечатана.
Такая процедура необходима, но не достаточна для анализа содержания файла журнал бухгалтерских проводок, так как, используя вполне корректные корреспонденции, бухгалтер может неверно отразить суть хозяйственной операции. Поэтому проверку следует выполнять на содержательном уровне, и просмотр первичных документов исключить невозможно.
В том случае, когда с аудитором работают ассистенты, проверяющие отдельные участки учета, ведение отдельных журналов либо учет по отдельному синтетическому счету, аудитор может сформировать рабочую таблицу, содержащую интересующие его записи файла журнал бухгалтерских проводок, по своему усмотрению, а ассистент целенаправленно проверит их документальное подтверждение.
Вычислительные средства, которые используются в настоящий момент организации и предприятия, позволяют целиком автоматизировать обработку всех экономических данных хозяйственной деятельности. А в современных условиях от того, насколько своевременна информация о критических факторах, как внутри, так и вне предприятия представляется ответственным за принятие решений работникам, зависит конкурентоспособность предприятия.
В настоящее время на программном рынке финансово-экономических программ наряду с бухгалтерскими пакетами прикладных программ, стали появляться аналитические, аудиторские, управленческие и другие системы. То, что несколько лет назад казалось труднореализуемым для массового пользователя, а для крупных предприятий недостаточно функциональным из-за проблем адаптации под быстротекущую российскую действительность, сегодня уже не является несбыточным.
Современный рынок аналитических, управленческих решений интенсивно развивается. Не только зарубежные, но и отечественные фирмы сегодня предлагают современные, построенные на новой технологической основе комплексные решения проблем. Развился рынок прикладных программных продуктов с широким спектром выполняемых функций. Ведется жесткая конкуренция фирм-изготовителей, заставляющая постоянно совершенствовать программы, разрабатывать их новые версии.
В заключение хочется добавить, что эффективность работы аудитора во многом зависит от его автоматизированного рабочего места, от того, в какой степени оно соответствует современным требованиям управления производством. Существенно упрощают работу аудитора программы, позволяющие использовать возможности компьютера работать одновременно с различными текстами и пользоваться результатами работы разных программных модулей. Достижения в области разработки пакетов прикладных программ, расширения ресурсной возможности и функционального совершенства создают реальные условия для принятия оптимальных управленческих решений.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
2.1. Классификация методик проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Методики выполнения аудиторских проверок, разрабатываемые специалистами аудиторских организаций, – их коммерческая тайна, их «ноу-хау».
В настоящее время можно выделить четыре основных подхода к созданию методик аудита:
- бухгалтерский;
- юридический;
- специальный;
- отраслевой.
Бухгалтерский подход является традиционным. Он заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета, например аудит – проверка учета кассовых операций, учета расчетов с персоналом по оплате труда, учета расчетов с подотчетными лицами. Методики аудиторской проверки по счетам бухгалтерского учета в том или ином наборе выступают составными частями проведения обязательного аудита. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных аспектов составленных документов и выполненных операций организации с юридической точки зрения. В некоторых случаях такие методики пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности аудируемого лица в учете. К таким методикам можно отнести методику аудита уставного капитала, включающую в себя экспертизу правильности и полноты формирования уставного капитала, а также порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки средств системы контроля [28].
Специальный подход включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом). К специальным относятся также методики проверки предприятий, работающих в условиях специальных налоговых режимов: по упрощенной системе налогообложения; системе налогообложения единым сельскохозяйственным налогом; системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
При отраслевом подходе разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. К таким методикам можно отнести методики аудита предприятий торговли, сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, банков, страховых организаций. В этих методиках учтены особенности проверки состава затрат на производство продукции (работ, услуг), организации управленческого учета.
При использовании подходов перечисленных методик целесообразно применять современные инструментальные средства – тесты, таблицы, анкеты, опросные листы, облегчающие работу аудиторов и ассистентов. При этом при проведении аудита и сопутствующих услуг все более важную роль играют компьютерные информационные технологии [28].
Совокупность комплексов работ экономического субъекта, которые необходимо проводить при проведении аудита, можно разделить на две группы. Первая включает учредительные и другие общие документы, хозяйственные договоры экономического субъекта, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения, отчетность экономического субъекта, систему внутреннего контроля; вторая – комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета.
Методика детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам должна разрабатываться по единой (типовой) схеме, включающей:
- перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по данному бухгалтерскому счету;
- описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту нормативными документами;
- состав первичных документов по счету;
- регистры аналитического учета по счету;
- регистры синтетического учета по счету;
- бухгалтерскую отчетность, в которой отражен раздел (участок, бухгалтерский счет);
- классификатор возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету);
- перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету);
- перечень вопросов (вопросник) для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки;
- перечень аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету;
- последовательность выполнения аудиторских процедур;
- особенности проведения аудита в условиях использования персональных компьютеров;
- применение методов экономического анализа.
Перечень нормативных документов охватывает следующие разделы:
- документы, устанавливающие основные хозяйственные правоотношения;
- документы, определяющие порядок ведения определенных направлений деятельности экономического субъекта;
- документы, устанавливающие порядок ведения учета и составления отчетности в Российской Федерации;
- документы, устанавливающие порядок налогообложения экономических субъектов.
Описание различных вариантов альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым проверяемым экономическим субъектом, выполнить необходимый анализ и дать рекомендации по улучшению ведения учета.
Предприятиями и организациями могут использоваться различные первичные учетные документы: унифицированные первичные документы; документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.
В соответствии с применяемой формой бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету. В соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой учета экономический субъект может использовать различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.
Состав регистров синтетического учета зависит от используемой экономическим субъектом формы учета. В данном разделе методики должны быть представлены образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.
Бухгалтерская отчетность, в которой отражен раздел (участок учета, отдельный бухгалтерский счет) должна включать:
- официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- отчетность, представляемую в соответствии с законодательством в органы Госкомстата России;
- расчеты, представляемые в государственные социальные внебюджетные фонды;
- расчеты по налогам и платежам;
- другие формы отчетности.
Классификатор включает перечень нарушений, возможных при ведении учета по данному разделу учета, участку учета и бухгалтерскому счету.
Перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету) содержит описание типовых нарушений, а также обстоятельств, позволяющих выявить данные нарушения.
В перечень вопросов для проведения типовых опросов включены вопросы, которые следует задавать руководству экономического субъекта главному бухгалтеру и иным сотрудникам на этапе планирования аудиторской проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации бухгалтерского учета, оформлении первичных документов, ведении аналитического учета, заполнении регистров синтетического и аналитического учета, составлении отчетности.