Организация порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение теоретических и практических вопросов анализа бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1) изучение бухгалтерской финансовой отчетности бюджетных учреждений, ее видов, форм, нормативных документов и мнений специалистов по исследуемой теме;
2) рассмотрение методик анализа бухгалтерской финансовой отчетности бюджетного учреждения

Содержание

Введение
5
1. Методические основы анализа бухгалтерской финансовой отчетности.

9
1.1 Бухгалтерская финансовая отчетность бюджетных учреждений, ее виды формы и нормативно-правовое регулирование.

9
1.2 Анализ бухгалтерской финансовой отчетности бюджетного учреждения.

32
2. Организация порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл.



44
2.1 Организационно-экономические характеристики Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл



44
2.2 Организация бухгалтерского учета.
53
2.3 Бухгалтерская финансовая отчетность Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл.



62
3. Анализ бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования.


71
3.1 Анализ бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования.


71
3.2 Выводы и предложения по проведенному анализу бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования



101
Заключение
106
Список литературы
109

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом от 26,05,10 года.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

В части раскрытия общих вопросов организации деятельности приводятся также сведения о количественном составе сети бюджетных учреждений, указываются направления их деятельности с указанием правового обоснования указанных видов деятельности.

В международной и в российской практике аудита особое внимание уделяется оценке системы внутреннего контроля при ведении бухгалтерского учета. Пользователь финансовой отчетности может быть уверен в ее достоверности только в том случае, если убедится, что бухгалтерские работники хозяйствующего субъекта квалифицированны, информация в бухгалтерских отчетах подтверждается результатами инвентаризации, работа бухгалтеров проверяется главным бухгалтером, а бухгалтерская служба субъекта проверяется вышестоящей организацией и т.д.

Для этих же целей должно быть дано описание организации бюджетного учета в бюджетном учреждении. В качестве характеристики организации бюджетного учета необходимо отразить перечень и краткое содержание документов главного распорядителя средств бюджета, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности в системе подведомственных бюджетных учреждений, а также указать принятые меры по повышению квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов.[16]

Однако в Пояснительной записке, согласно Инструкции № 128н, представляется не только указанная, но и дополнительная информация о системе внутреннего контроля субъекта. Так, в отчете необходимо изложить систему внутреннего контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов (бюджетный контроль), финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях.

В части раскрытия результатов деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде должны указываться цели деятельности бюджетного учреждения, а также вытекающие из них направления деятельности бюджетного учреждения с кратким обоснованием соответствия целей и направлений деятельности (функций) органа исполнительной власти и подведомственных ему бюджетных учреждений нормативным правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной (муниципальной) политики в соответствующих сферах.

В записке необходимо указать меры по повышению эффективности использования бюджетных средств (оптимизация сети получателей бюджетных средств, повышение доли закупок на конкурсной основе, распределение бюджетных ассигнований в зависимости от объема предоставляемых услуг и их непосредственных и конечных результатов).[47]

В целях проведения анализа отчета об исполнении бюджета главными распорядителями средств бюджета должны представляться сведения об изменениях бюджетной росписи со ссылкой на правовые основания, объемы внесенных изменений и причины внесения изменений в бюджетные назначения по расходам за отчетный период. Указываются причины неисполнения бюджета в разрезе групп, подгрупп классификации доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов. Приводится информация об исполнении целевых программ, виды используемых целевых иностранных кредитов, цели их использования и информация об их достижении с раскрытием причин не достижения поставленной цели. Приводятся результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода. Указанная информация необходима в первую очередь внутренним пользователям бюджетной отчетности для повышения эффективности использования бюджетных средств.

Также приводятся сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату с объяснением причин образования сумм задолженности.[70]

В отчете следует раскрыть информацию о правовых основаниях наличия финансовых вложений, сведения по государственному (муниципальному) долгу в разрезе долговых инструментов.

При изменении валюты баланса на начало финансового года приводятся сведения об изменении остатков валюты баланса. Валюта баланса может изменяться либо в результате переоценки имущества и обязательств, отраженной в межотчетный период, в результате перехода на новый План счетов, либо при изменении форм отчетности.

Новая бюджетная отчетность предполагает представлять сопоставительную информацию не в балансе исполнения бюджета, Отчете о финансовых результатах деятельности и т.п., а в Пояснительной записке к бюджетной отчетности.[69]

Форма Пояснительной записки (ф. 0503160) состоит из семи таблиц, а также раздела, где информация излагается в произвольном виде. Кроме того, форма предусматривает приложение к пояснительной записке, где также фигурируют табличные данные. Такая форма позволяет включить и структурировать всю необходимую информацию. [8]

Основными нормативными документами, регламентирующими бухгалтерскую финансовую отчетность являются:

1) Бюджетный  кодекс Российской Федерации  31 июля 1998 года № 145-ФЗ (с последующими доп. и измен.);

2) Налоговый  кодекс Российской Федерации  31 июля 1998 года № 147-ФЗ (с последующими  доп. и измен.);

3) Инструкция  по бюджетному учету от 30 декабря 2008 г. № 148н (в редакции Приказа Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н);

4) Инструкция  о порядке составления и представления  годовой, квартальной и месячной  бюджетной отчетности. Утвержденная приказом Минфина России от 21 января 2007 г. № 128н.

5) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

С 1 января 2009 года Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. № 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету"  в новой редакции изложена Инструкция по бюджетному учету. Это обусловлено тем, что прежняя Инструкция с момента ее утверждения (февраль 2006 г.) ни разу не претерпевала каких-либо изменений, тогда как само бюджетное законодательство РФ за это время успело кардинально измениться. Так, были утверждены новые принципы и позиции бюджетной классификации РФ, отвечающие международным стандартам и предусматривающие введение интегрированного с ней плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений.

В связи  с этим в новой Инструкции впервые  установлен порядок включения кода бюджетной классификации РФ при формировании номера счета бюджетного учета. Также расширен перечень забалансовых счетов (за счет включения в него, в частности, списанной задолженности, невостребованной кредиторами; затрат, предшествующих формированию капитальных вложений; материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению, и др.).

Приведены перечни типовых корреспонденций  счетов бюджетного учета и рекомендуемых  регистров бюджетного учета с  указанием обязательных реквизитов и показателей. Установлены формы первичных учетных документов, применяемых при ведении бюджетного учета, а также указания по их применению. [70]

Инструкция  по бюджетному учету устанавливает  единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной  власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов.

Инструкция  № 128н вступила  в силу с 1 января 2009 г., то есть сдача отчетности на 01.01.2009 год  производится в соответствии с новыми требованиями. Соответственно, с указанной даты прекратила  действовать Инструкция № 72н.

В основном изменения в Инструкцию № 128н  носят косметический характер. При  этом, учитывая, что таких изменений много, целесообразно было издать новую инструкцию, чем вносить коррективы в ранее действовавшую Инструкцию по составлению и представлению годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденную Приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н.

Инструкция  № 128н регулирует составление и  представление отчетности главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений в бюджет, органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Инструкция № 128н к указанному списку добавила главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовые органы РФ, субъектов РФ, муниципальные образования и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами.[10]

Субъекты  представляют отчетность в соответствии с утвержденными формами. Сравнивая  указанные формы отчетности, стоит отметить, что для некоторых субъектов их перечень изменен. В частности, дополнительные формы бюджетной отчетности введены Минсельхозом России в Приказе от 04.02.2008 № 29. [67]

Последние изменения в Инструкции № 128н, касающиеся порядка оформления бюджетной отчетности начиная с 2009 года, внесены Приказом Минфина РФ от 09.11.2009 № 115н. Приказом № 115н в Инструкцию № 128н внесены значительные изменения и дополнения, касающиеся как уточнения отдельных терминов, так и номеров отдельных счетов бюджетного учета. Это вызвано тем, что сама Инструкция № 128н была принята до момента вступления в действие новой Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, и не учитывала введенных с 01.01.2009 изменений и дополнений в порядок организации и ведения бюджетного учета. Приказом № 115н порядок составления и представления бюджетной отчетности был  так же дополнен и иными важными положениями.

Кроме того, в текст  Инструкции № 128н были включены три  новых по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами раздела, регламентирующих порядок формирования и представления для определенных участников бюджетного процесса дополнительных форм бюджетной отчетности:

раздел III «Порядок составления  бюджетной отчетности об исполнения консолидированного бюджета бюджетной системы РФ органом, организующим исполнение бюджета»;

раздел V «Особенности составления  и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в  бюджеты бюджетной системы РФ»;

раздел VI «Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации и ликвидации получателя средств бюджета». [66]

Таким образом, изучив состав, структуру и нормативно-правовое регулирование бюджетной отчетности, мы можем сказать, что она направлена на полное раскрытие не только финансового положения бюджетной организации, но и прозрачность и четкий контроль движения денежных средств направленных из федерального бюджета Российской Федерации и республиканских бюджетов.

Также можем сделать вывод что, информация отраженная в отчетности, в которой заинтересованы все пользователи, должна давать возможность оценить способности бюджетной организации воспроизводить денежные средств и аналогичные им активы,  стабильно функционировать, а также давать возможность сравнить информацию за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции интересующих пользователей показателей и финансового положения в целом.

В целом реформирование форм отчетности и в общем бюджетного учета направлено на обеспечение  общей правовой базы, на использование единых бюджетных классификаций, единых форм бюджетной отчетности, предоставления заинтересованным пользователям, необходимой информации по всем уровням бюджетной системы. Благодаря такому взаимодействию бюджетов всех уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным перераспределением, а также через единую социально-экономическую, в т.ч. налоговую политик достигается единство всей бюджетной системы Российской Федерации.

 

1.2 Анализ бухгалтерской финансовой отчетности бюджетного учреждения.

 

Эффективное управление учреждением требует комплексного и системного анализа бухгалтерской финансовой отчетности. Анализ бухгалтерской отчетности является частью финансового анализа деятельности любой организации.

Анализ  бухгалтерской финансовой отчетности – процесс, при помощи которого оценивают  прошлое и текущее финансовое состояние и результаты деятельности.

Значение анализа бухгалтерской  отчетности заключается в том, что он выступает базой разработки финансовой политики и принятия управленческих решений. Любое финансовое или управленческое решение должно основываться на результатах анализа отчетности, характеризующей деятельность учреждения за соответствующий период времени.

Значение анализа отчетности сводится к оценке эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявлению отклонений и вызвавших их факторов. Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности, своевременного выявления, взыскания и погашения задолженности учреждения, установления негативных сторон его деятельности, принятия управленческих решений. Данные отчетности позволяют вносить вышестоящим организациям коррективы в текущее финансирование учреждений, составлять сводные отчеты по министерствам и ведомствам, а также на государственном и региональном уровне.[12]

К основным задачам анализа относят:

  • изучение состава и структуры расходов;
  • оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных по смете;
  • установление обеспеченности учреждения основными фондами, материальными ценностями — соответствия величины, состава технического уровня фондов реальной потребности в них;
  • оценка правильности списания объектов;
  • оценка исполнения сметных назначений по всем видам внебюджетных средств;
  • оценка выполнения плана по всем показателям каждого вида внебюджетных средств;
  • контроль правильности образования доходной и расходной части сметы, проверка правильности и своевременности исчисления налогов в бюджет;
  • разработка мероприятий по устранению выявленных в результате анализа недостатков.

В зависимости от целей, задач и объектов изучения используются разнообразные приемы анализа, каждый из которых характеризуется определенным составом показателей, требованиями к их измерению и т. п. К наиболее распространенным относятся приемы сравнения группировки, элиминирования, детализации и сводки, расчета относительных и абсолютных величин, экспертных оценок, балансовый, экономико-математические методы. В экономическом анализе они приобретают целевой характер в результате адаптации к объекту изучения.

Основная  цель анализа бухгалтерской отчетности – получение информативных параметров, дающих объективную картину финансового  состояния организации, ее результатов, изменений в структуре активов и пассивов баланса.[17]

Информация о работе Организация порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и