Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:57, дипломная работа
Цель данной работы – изучение теоретических и практических вопросов анализа бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1) изучение бухгалтерской финансовой отчетности бюджетных учреждений, ее видов, форм, нормативных документов и мнений специалистов по исследуемой теме;
2) рассмотрение методик анализа бухгалтерской финансовой отчетности бюджетного учреждения
Введение
5
1. Методические основы анализа бухгалтерской финансовой отчетности.
9
1.1 Бухгалтерская финансовая отчетность бюджетных учреждений, ее виды формы и нормативно-правовое регулирование.
9
1.2 Анализ бухгалтерской финансовой отчетности бюджетного учреждения.
32
2. Организация порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл.
44
2.1 Организационно-экономические характеристики Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл
44
2.2 Организация бухгалтерского учета.
53
2.3 Бухгалтерская финансовая отчетность Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл.
62
3. Анализ бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования.
71
3.1 Анализ бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования.
71
3.2 Выводы и предложения по проведенному анализу бухгалтерской финансовой отчетности Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования
101
Заключение
106
Список литературы
109
В процессе
анализа бухгалтерской
Последовательность проведения анализа бухгалтерской отчетности включает следующие процедуры:
Результативность
анализа бухгалтерской
Основная задача бухгалтерского учета – удовлетворить потребности пользователей в информации через бухгалтерскую отчетность.
Круг пользователей отчетности достаточно широкий и включает не только внутренних, но и внешних пользователей. Финансовая отчетность является средством взаимодействия учреждения с внешней средой, которая в лице внешних пользователей должна располагать соответствующей информацией о деятельности данной организации, ее финансовом положении.
Информация может быть недостаточной или избыточной для пользователя, в связи, с чем вводиться понятие «существенная информация». Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности каждый существенный показатель. При этом критерием существенности может быть как общеустановленный порог существенности, равный 5% от общего итога соответствующих данных за отчетный год, так и иной обоснованный показатель.
Таким
образом, важнейшей задачей
Внешними пользователями бухгалтерской отчетности являются кредиторы, инвесторы, поставщики и подрядчики, работники организации, органы власти и другие пользователи.
Внешних пользователей отчетности можно разделить на три группы
К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся руководители, другие должностные лица, собственники имущества организации.
Внешние и внутренние пользователи используют бухгалтерскую отчетность в различных целях. Руководители и другие должностные лица на основе бухгалтерской отчетности проводят всесторонний анализ показателей финансового состояния организации, определяют тенденции ее развития, готовят информационную базу бухгалтерской отчетности, обеспечивающую всех заинтересованных пользователей. Кроме того, сама бухгалтерская отчетность может служить источником информации для оценки работы руководителей и специалистов организации.[17]
Учеными и практиками были выработаны правила чтения финансовой отчетности. Отечественная методика финансового анализа предусматривает следующие стандартные методы анализа отчетности:
4. Анализ финансовых коэффициентов - расчет отношений между отдельными позициями отчетности или их линейными комбинациями, определение взаимосвязи и взаимозависимости различных показателей. Финансовые коэффициенты подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы показателей. Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных, по существу, абсолютных показателей или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл. Расчет финансовых коэффициентов является одним из наиболее известных и часто используемых приемов анализа финансовой отчетности. Данный метод занимает особое место в финансовом анализе, являясь наиболее эффективным, с одной стороны, и самым проблемным, с другой стороны. Эффективность расчета и анализа финансовых коэффициентов заключается в том, что они наиболее точно позволяют определить слабые и сильные стороны деятельности организации, выявить основные направления динамики показателей и степень воздействия факторов на изменение результативного показателя, что сложно сделать, используя методы горизонтального, вертикального и трендового анализа. Кроме того, метод финансовых коэффициентов дает возможность сопоставить финансовое состояние различных организаций и провести рейтинговую оценку их финансового состояния.
Для характеристики хозяйственной деятельности бюджетного учреждения следует сформулировать цели деятельности бюджетного учреждения, а также вытекающие из них направления деятельности (функции) бюджетного учреждения с кратким обоснованием соответствия целей и направлений деятельности (функций) органа исполнительной власти и подведомственных ему бюджетных учреждений нормативным правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной (муниципальной) политики в соответствующих сферах. Привести правовое обоснование осуществления каждой из приведенных функций. [13]
Существует множество подходов к анализу баланса.
Так Панков Д.А. предлагает следующую методику анализа баланса. Анализ баланса начинается с ознакомления с его показателями, характеристики их значения и изменений за отчетный период. Количества и значение показателей зависят от особенностей и результатов хозяйственной и финансовой деятельности учреждения. В балансе это находит отражение в наличии или отсутствии отдельных счетов или статей.
Панков Д.А. выделяет основные направления анализа баланса исполнения сметы учреждения - выявление изменений всех показателей и изучение вызвавших их факторов. С этой целью средства учреждения и их источники группируются по разделам и статьям баланса.
Баланс учреждения анализируется раздельно по группам средств и их источникам во взаимной увязке. Для выявления причин наблюдающихся изменений привлекаются данные отчетности и учета о движении основных средств, материальных ценностей и др. Это дает возможность оценить смету расходов, определить степень влияния отдельных факторов на состояние материально-технической базы, а также эффективность использования бюджетных средств.
Кондраков К.Н. при проведении анализа обозначает необходимость проверки полноты использования бюджетных средств на мероприятия по улучшению материально-технической базы учреждения. Анализ баланса начинают с изучения состава, структуры и динамики имущества организации (актива) и источников его формирования (пассива).
Овечкина О.Н. предлагает следующую методику анализа баланса. Структура и динамика актива (пассива) анализируется посредством построения сравнительного аналитического баланса путем уплотнения отдельных статей исходного баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Основными показателями сравнительного аналитического баланса являются:
Таким
образом, сравнительный аналитический
баланс фактически включает показатели
горизонтального и
В процессе анализа актива учреждения необходимо:
Анализ показателей бухгалтерского баланса осуществляется на основании сведений о движении нефинансовых активов (раздельно по видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам). Сведения о движении нефинансовых активов нужно представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503168).
Кроме того, необходимо раскрыть техническое состояние, эффективность использования, обеспеченность бюджетных учреждений и их структурных подразделений основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристику комплектности, а также сведения о своевременности поступления материальных запасов.
Савицкая Г.В. в своих работах отмечает, что основные результаты деятельности нужно проанализировать по каждому направлению деятельности (функции) в разрезе плановых и фактических показателей (объем и качество предоставляемых бюджетных услуг) в натуральном выражении, а также по возможности раскрыть используемые для их достижения ресурсы (численность работников, стоимость имущества, бюджетные расходы, объемы закупок и т.д.). Сведения о результатах деятельности рекомендуется проанализировать по приложению к пояснительной записке (ф. 0503162).
В целях проведения анализа отчета об исполнении бюджета главным распорядителям средств бюджета следует представить сведения об изменениях бюджетной росписи со ссылкой на правовые основания (статьи Бюджетного кодекса РФ и закона (решения) о соответствующем бюджете), объемы внесенных изменений и причины внесения изменений в бюджетные назначения по расходам за отчетный период. Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя нужно проанализировать по приложению к пояснительной записке (ф. 0503163).
Для анализа исполнения бюджета следует указать причины неисполнения бюджета в разрезе групп, подгрупп классификации доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, разделов и подразделов, функциональной классификации расходов бюджетов. Сведения о кассовом исполнении бюджета следует проанализировать по приложению к пояснительной записке (ф. 0503164).
Результаты
анализа взаимосвязи между
Анализ исполнения целевых программ. Сведения об исполнении целевых программ, подпрограмм и отдельных их этапов, заказчиком по которым является ведомство, с указанием причин неисполнения бюджетной росписи за отчетный период представляются в приложении к пояснительной записке (ф. 0503166).
Кроме того, необходимо отразить виды используемых целевых иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований, цели использования и информацию об их достижении с раскрытием причин не достижения поставленной цели (в приложении к пояснительной записке (ф. 0503167).
Анализ исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете. Результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.
Анализ исполнения сметы доходов и расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Необходимо проанализировать исполнение сметы доходов и расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в порядке, аналогичном анализу бюджетной деятельности.
Сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату с объяснением причин образования сумм задолженности представляются в приложении к пояснительной записке (ф. 0503169).[15]
Сведения по ф.
0503169 составляются раздельно по бюджетной
и внебюджетной деятельности, а также
раздельно по дебиторской и кредиторской
задолженности. При этом расчеты
по налоговым платежам отражаются по
видам налогов в
Кроме того, следует раскрыть информацию о правовых основаниях наличия финансовых вложений. Сведения о финансовых вложениях нужно представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503171).
Сведения по государственному (муниципальному) долгу отражаются в разрезе долговых инструментов в приложении к пояснительной записке (ф. 0503172).