Организация стратегического учёта на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 07:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию эффективной подсистемы стратегического управленческого учета на промышленном предприятии. Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- исследовать и обобщить методологические основы организации и функционирования стратегического управленческого учета на промышленном предприятии;
- систематизировать отечественный и зарубежный опыт организации и развития стратегического управленческого учета на промышленном предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЁТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Стратегическое управление – основа формирования стратегического учёта……………………………………………………………………….…….…..7
1.2. Принципы стратегического управления предприятием………………….9
1.3. Стратегический учёт в информационной системе предприятия……………16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Характеристика ОАО «Стеклопласт»……………………………………….22
2.2. Организация попроцессного стратегического учёта……………………...…..26
2.3. Организация пооперационного стратегического учета……………………39
2.4. Стратегическая отчетность и основные принципы её формирования……58
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
3.1. Автоматизация стратегического управленческого учета………………….65
3.2. Перспективы организации системы контроллинга на промышленных предприятиях……………………………………………………………………...88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…..100

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5

Глава 1. Стратегический учёт в системе управления предприятием

    1. Стратегическое управление  –  основа формирования стратегического учёта……………………………………………………………………….…….…..7
    2. Принципы стратегического управления предприятием………………….9

1.3. Стратегический учёт  в информационной системе предприятия……………16

Глава 2. Организация стратегического учёта на предприятии

2.1. Характеристика ОАО «Стеклопласт»……………………………………….22

2.2. Организация попроцессного  стратегического учёта……………………...…..26

2.3. Организация пооперационного  стратегического учета……………………39

2.4. Стратегическая отчетность и  основные принципы её формирования……58

ГЛАВА 3.  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Стратегического УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

3.1. Автоматизация стратегического управленческого учета………………….65

3.2. Перспективы организации системы  контроллинга на промышленных  предприятиях……………………………………………………………………...88

Заключение……………………………………………………………………97

СПИСОК  использованной ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…..100

 

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое управление организацией для российской экономики — новое, непривычное направление. Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах. Оказаться без стратегического управления — значит подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Анализ работ отечественных авторов показал, что до настоящего времени продолжают быть остро дискуссионными вопросы о самом факте существования управленческого учета, о месте управленческого учета в структуре бухгалтерского учета, его соотношении с другими видами  экономической информации. Вместе с тем  научно обоснованных  рекомендаций, направленных на повышение уровня системы управленческого учета, его подсистемы стратегического управленческого учета на текущем этапе развития явно недостаточно.

Цель дипломной работы состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию эффективной подсистемы стратегического управленческого учета на промышленном предприятии. Поставленная цель  потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:

- исследовать и обобщить методологические  основы организации и функционирования  стратегического управленческого учета на промышленном предприятии;

- систематизировать отечественный  и зарубежный опыт организации  и развития стратегического управленческого  учета на промышленном предприятии;

- выявить роль и место стратегического  управленческого учета в информационном обеспечении принятия  стратегических управленческих решений в системе управления промышленным предприятием;

- разработать методику организации  стратегического управленческого  учета в контуре системы управления  промышленным предприятием с применением современных компьютерно-информационных технологий

- обосновать основные направления  и рекомендации по совершенствованию  стратегического управленческого  учета на промышленном предприятии.

Предметом исследования явились организационно-экономические отношения,  возникающие в процессе функционирования стратегического управленческого учета и его взаимодействия с общей системой управления промышленным предприятием.

Теоретической и методологической  основой дипломной работы  являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных предприятий, теоретические  и практические рекомендации научных конференций и семинаров по теме исследования.

В работе использованы общенаучные методы бухгалтерского  управленческого  учета, экономического анализа, стратегического и оперативного управления, информационного обеспечения управленческих решений. Для решения отдельных задач применялись методы экономико-математического  моделирования и статистики.

 

 

 

 

 

Глава 1. Стратегический учёт в системе управления предприятием

1.1. Стратегическое  управление  – основа формирования стратегического учёта

Сегодня стратегия является одним из основных понятий современной науки об управлении. Впрочем, единого, общепризнанного определения этого термина пока не принято, хотя знакомство с достаточно различающимися его трактовками позволяет выделить то общее, что присутствует в них и отражает его суть.

Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. утверждают, что стратегия представляет собой детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить существование миссии организации и достижение целей.

По мнению Ансоффа И., стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. В свою очередь, Хасби Д. отмечает, что стратегия - общее направление действий, которого руководитель организации намерен придерживаться для достижения целей компании.

Отдельные авторы в определении стратегии выделяют плановую, программную направленность деятельности. Например, Томпсон А. А. и Стрикленд А. Дж. утверждают, что стратегия - план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. По мнению Козловского В. А., Маркиной Т. В. и Макарова В. М., стратегия  -  это план, созданный для выполнения миссии.

Заслуживает внимания определение стратегии, данное Минцбергом Г., Альстрэндом Б. и Лэмпелом Дж. По их мнению, стратегия - это совокупность пяти определений, пяти «п»: стратегия - план, направление развития; стратегия - принцип поведения, следование определенной модели поведения; стратегия - позиция, расположениеие определенных товаров на конкретных рынках; стратегия - перспектива, основной способ действий организации; стратегия -  прием, особый маневр с целью обмануть, запутать, перехитрить конкурентов. Вместе с тем, по мнению Линга Р. П., стратегия определяется как долгосрочная программа действий, предполагающая такое распределение ресурсов, которое обеспечивает позиционирование компании в соответствии с сильными ее сторонами, создание конкурентных преимуществ, организационной стабильности и рентабельности.

Стратегия должна включать в себя:

  1. долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели);
  2. технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей;
  3. ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей;
  4. систему управления, обеспечивающую достижение стратегических целей, в том числе людей как основную составляющую часть системы управления.

В ряде работ, посвященных стратегическому управлению, оно понимается как смещение акцентов при управлении организацией от тактики к стратегии. Считается, что в организации внедрено стратегическое управление, если на первом месте - стратегические, а на втором - тактические цели. Стратегические цели как бы превалируют над тактическими.

Организация может эффективно функционировать, если верно определены и стратегические, и тактические установки и, более того, если тактика соответствует стратегии организации.

Стратегия организации определяет глобальные, перспективные задачи организации, в то время как тактика является инструментом их реализации.

При разработке управленческого решения необходимо учитывать его характер, в частности относится ли оно к области достижения стратегических или тактических целей. Выработка, принятие и реализация важного тактического решения требуют подчас не меньшего профессионализма и даются не менее трудно, чем определение стратегического пути развития организации. Иногда верно найденный тактический ход позволяет сделать осуществимым стратегический замысел, в то время как тактические ошибки могут свести на нет блестящие стратегические идеи.

Итак, вначале определяются стратегические установки, а затем разрабатываются их тактические решения, то есть общие направления развития организации диктуют пути их реализации. Поэтому важность принимаемых стратегических решений не вызывает сомнения. Однако, принимая стратегию развития организации, необходимо представлять хотя бы в общих чертах те тактические решения, которые обеспечат достижение стратегических целей. Специалисты в области управления не всегда одинаково определяют основные этапы технологии выработки, принятия и реализации стратегических решений.

 

 

 

1.2. Принципы  стратегического управления предприятием

Любая гениальная стратегическая идея, исходящая от руководителя, должна быть профессионально проработана, преобразована в стратегическое решение и только тогда стать руководством к действию его реализации менеджерами и персоналом организации. В этой связи заслуживают внимания основные принципы стратегического управления, сформулированные Коротковым Э. М. [15. с. 59]

Первый - принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии. Автор утверждает, что для разработки стратегического решения недостаточно одних лишь пожеланий и субъективного предвидения. Необходим анализ предшествующей деятельности организации, общей ситуации в области ее деятельности и динамики их изменения. Необходим также прогноз, а возможно, и разработка сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Второй - принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации. Развитие организации определяется как внешними, так и внутренними факторами. Стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, что, в свою очередь, приведет к ошибочным решениям. А ведь стратегические решения должны быть выверенными и эффективными в силу их особой важности, в силу того, что за ними стоят направления развития и последующие результаты деятельности не только отдельно взятого человека, но и организации в целом, от чего зависят судьбы многих работников.

Третий - принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией. Обсуждение соотношения стратегии и тактики организации, их роли в обеспечении ее успешной деятельности приводит к однозначному выводу: необходимы и выверенная стратегия, и эффективная тактика. При этом успешность возможна лишь при условии, что тактика организации соответствует ее стратегии, а формирование стратегии учитывает реальные возможности решения тактических задач.

Четвертый - принцип приоритетности человеческого фактора. Разрабатывая стратегию развития, необходимо понимать, что ни стратегия, ни тактика организации не могут быть реализованы, если они не будут восприняты в качестве руководства к действию ее персоналом, и в первую очередь - ее менеджерами, которым делегировано право принятия управленческих решений на вверенном им участке.

Пятый - принцип определенности стратегии и организации стратегического учета и контроля. Нечетко сформулированные стратегические цели организации могут приводить к неоднозначному ее толкованию различными службами организации. В этом случае планы деятельности организации, отражающие выработанную руководством стратегию, не могут обеспечивать выполнение стратегических задач.

Шестой - принцип соответствия стратегии организации имеющимся ресурсам. Если стратегия организации не обеспечена ресурсами, то реализация стратегии оказывается частично или полночью невозможной.

Седьмой - принцип соответствия стратегии организации имеющимся технологиям. Достижение любой цели, реализация любых замыслов возможны, только если в распоряжении организации имеются технологии, с помощью которых последовательно можно решить конкретные задачи, связанные со стратегической целью. К числу упомянутых технологий относятся не только технологии производства продукции или оказания услуг, но и технологии продвижения их на рынки сбыта, их реализации. К ним причисляют также технологии получения необходимых инвестиций, организации финансовых потоков, создания стабильной финансовой ситуации на предприятии.

Сформулированные выше принципы стратегического управления организацией еще раз доказывают необходимость полномасштабного использования технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений при принятии стратегических решений в организации. Исследование показало, что деятельность современных организаций различается как сферами деятельности, так и целями, которых организация стремится достичь с располагаемыми ресурсами, используемыми технологиями, уровнем менеджмента. Поэтому классификационные признаки, на основании которых стратегии организаций могут быть разбиты на классы, также достаточно разнообразны.

В практике управления стратегии бывают как определенными, четко сформулированными руководством организации, так и неопределенными, не существующими в виде хорошо продуманных и принятых руководством организации формулировок. Как видим, в основании этой классификации лежит уровень проработанности и осознанности руководством стратегии организации.

По характеру изменений, происходящих в деятельности организации, стратегии подразделяются на стратегии роста, ограниченного роста, сокращения и их сочетания.

Информация о работе Организация стратегического учёта на предприятии