Организация эффективной системы учета затрат и его оплаты в ФГБУЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование учета расчетов по оплате труда на конкретном предприятии. Проанализировать формы оплаты труда, выяснить их недостатки, осуществить анализ использования фонда оплаты труда. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть организацию бухгалтерского учета и документальное оформление труда и заработной платы на предприятии;
2. Дать характеристику различных видов, форм и систем оплаты труда;
3. Исследовать порядок ведения синтетического и аналитического учета оплаты труда;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетные учреждения являются крупной сферой приложения общественного труда. В ней занято около 30% всех занятых в народном хозяйстве страны. Значение анализа труда и заработной платы определяется тем, что, кроме постоянного численности работающих в бюджетных учреждениях, остро стоит вопрос о повышении их квалификации, повышения уровня заработной платы всех категорий работающих, о значительных затратах на подготовку кадров.

В условиях перехода к  системе рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета на предприятии. Процесс хозяйственной деятельности, особенно процесс производства, связан с затратами живого труда. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения. Повышение его производительности, обусловлен ростом эффективности производства, а, следовательно, его рентабельности и прибыльности.

Заработная плата - основной источник дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший  экономический рычаг управления экономикой.

Главным законодательным  документом, имеющим в своем составе статьи посвященные труду, является Конституция Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) является основным сборником  законодательных актов и регулирует трудовые отношения всех работников.

В условиях хозяйствования важнейшими задачами бухгалтерского учета  труда и заработной платы являются:

- в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки);

- своевременно и правильно относить в себестоимость продукции суммы начисленной заработной платы и обязательных отчислений в фонды (Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ);

- собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с государственными социальными фондами.

Целью данной выпускной  квалификационной работы является исследование учета расчетов по оплате труда на конкретном предприятии. Проанализировать формы оплаты труда, выяснить их недостатки, осуществить анализ использования фонда оплаты труда. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть организацию  бухгалтерского учета и документальное оформление труда и заработной платы на предприятии;

2. Дать характеристику  различных видов, форм и систем  оплаты труда;

3. Исследовать порядок  ведения синтетического и аналитического  учета оплаты труда;

4. Изучить порядок  налогообложения средств оплаты труда и ведения расчетов с государственными внебюджетными социальными фондами;

5. Рассмотреть специфику  действующей системы оплаты труда  на предприятии ФГБУЗ ВМКЦ ФМБА России» и особенности организации оплаты труда;

6. Провести анализ оплаты труда на предприятии;

7. Изучить вопросы  автоматизации бухгалтерского учета,  расчетов с персоналом по оплате труда и применить полученные знания на практике;

8. Разработать рекомендации по улучшению организации бухгалтерского учета на обследуемом объекте.

Данная работа выполнена  на примере предприятия Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ ВМКЦ ФМБА России).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

  • Нормативное регулирование учета труда и его оплаты
  • в Российской Федерации

     

     

    По определению специалистов-социологов труд является категорией не только экономической, но и политической, так как занятость населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективность труда в жизни государства в целом и регионов в частности играют очень важную роль в развитии общества.

    Главный основополагающий законодательный  документ нашей страны – Конституция  Российской Федерации – имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду и занятости населения. Статья 34 определяет, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это есть конституционное право на труд, в любой разрешенной законом форме.

    В статье 37 закреплено право каждого  гражданина Российской Федерации на свободный труд, то есть любой человек, кто законно находится на территории страны, имеет право на свободное распоряжение своими трудовыми навыками и умениями, выбор рода деятельности или профессии. Каждому работающему гарантируется установленная продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, установлен минимальный размер ежегодного отпуска и величина доплат, осуществляемых в связи с отклонениями от нормального режима работы (доплата за вредные условия труда, ночные и праздничные дни и часы, доплата за совмещение профессий и т.п.).

    В статье 39 Конституции РФ определяются основные виды гарантированной социальной защиты граждан: социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [26, с. 134].

    Таким образом, Конституция РФ устанавливает основные правила взаимоотношений между работником, работодателем и государством. При этом конкретные позиции основного нормативного документа раскрываются в соответствующих федеральных законах, инструкциях, методических указаниях, положениях об оплате труда и премировании работников и т.п. Поэтому, на наш взгляд, необходимо выделить основной законодательный документ – Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), регламентирующий и конкретизирующий вопросы организации и оплаты труда. В нем содержатся общие положения, касающиеся оплаты труда всех работников, а также предусмотрены особенности регулирования труда отдельных их категорий.

    В первой статье ТК РФ формулируются  задачи и сфера применения данного  нормативного документа: «Трудовой Кодекс РФ регулирует трудовые отношения всех работников, содействия росту производительности труда, улучшению качества работы по повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека» [21, с. 79].

    Другими важными документами, определяющими  порядок осуществления и учета  расчетов по оплате труда, являются:

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) в части порядка начисления и удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ);
    2. Семейный Кодекс Российской Федерации (СК РФ) в части регулирования отношений, возникающих в случае расторжения брака и взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей;
    3. Положение об оплате труда и премировании работников, разрабатываемое на основании нормативных и законодательных документов юридической или бухгалтерской службой предприятия;
    4. Коллективный договор, заключаемый в рамках социального партнерства между работниками и работодателем с участием профсоюзов;
    5. Трудовой договор (контракт), который определяет индивидуальные условия труда, отдыха и социальные гарантии для отдельного работника и т.п.

    Этот перечень можно  расширить за счет других федеральных, региональных, местных и отраслевых нормативных актов, которые составляют основу для рациональной организации  труда, учета его результатов, а  также для расчета и выплаты  заработной платы, порядок начисления которой зависит от принятых на предприятии видов, форм и систем оплаты труда.

    Все вопросы оплаты труда  теперь решаются на уровне предприятий. Государство устанавливает лишь минимальный уровень оплаты. С  переходом к товарной форме рабочей  силы восстанавливаются и значительно расширяются все функции оплаты труда [24, с. 92].

    Социально-экономическая  роль труда и его оплаты в масштабах  страны проявляется в трех основных функциях:

    • воспроизводственная;
    • стимулирующая;
    • регулирующая.

    Воспроизводственную функцию выполняет работник, стимулирующую - работодатель и регулирующую - государство.

    Государственное регулирование  оплаты труда включает:

    - законодательное установление  и изменение минимального размера  оплаты труда в РФ;

    - налоговое регулирование  средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;

    - установление районных  коэффициентов и процентных надбавок;

    - установление государственных  гарантий по оплате труда.

    Регулирование оплаты труда  на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами) [29, с. 357].

    Прожиточный минимум  представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления  материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

    Минимальный размер оплаты труда - это низшая граница стоимости  неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

    Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости  жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом индекса потребительских цен и тарифов на услуги [13, с. 148].

    Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном  размере оплаты труда.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 03.12.2012 № 232-ФЗ) с 1 января 2013 МРОТ составляет 5 205 рублей.

    Таким образом, если работник бюджетной сферы полностью отработал  месячную норму рабочего времени и качественно выполнил нормы труда его заработная плата не должна быть, ниже 5205 рублей.

    Так что же следует  понимать под заработной платой? Процитируем  определение, приведенное в ст. 129 ТК РФ: «заработная плата (оплата труда  работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» [3, с. 63].

    Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права [22, с. 7].

    Правовое регулирование  оплаты труда характеризуются сочетанием централизованного, договорного и  локального регулирования.

    В централизованном порядке  определяются минимальный размер заработной платы, тарифные ставки и должностные оклады в бюджетной сфере, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда. В систему основных государственных гарантий оплаты труда включается размеры удержаний из заработной платы, ограничение выплаты заработной платы в натуральной форме и т.п.

    Договорное регулирование  оплаты труда осуществляется в двух формах: коллективно – договорной и индивидуально – договорной. Коллективно – договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров и соглашений. Согласно ст.41 ТК РФ в содержание коллективного договора могут включаться формы, системы и размеры оплаты труда, выплаты пособий и компенсаций, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, и некоторые другие вопросы [3, с. 22].

    Информация о работе Организация эффективной системы учета затрат и его оплаты в ФГБУЗ