Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
1.1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база
1.2 Характеристика органов валютного контроля
1.3 Валютное регулирование Российской Федерации
1.4 Ответственность за нарушение валютного законодательства
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Статистика валютного контроля
2.2 Контроль за экспортом валютной выручки
2.2.1 Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров
2.2.2 Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров
2.2.3 Права и обязанности органов валютного контроля
2.3 Ответственность Банков
2.4 Ответственность Экспортеров
2.4.1 Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль.docx

— 108.24 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Таможенное дело»

на тему: «Особенности организации  валютного контроля в Российской Федерации»

 

 

Работу выполнила: Студентка Мусаева А.Р.

Руководитель: к. э. н., доц. Бармина Е.Ю.

 

 

 

 

Астрахань, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

1.1 Понятия  и цели валютного контроля, правовая  база

1.2 Характеристика  органов валютного контроля

1.3 Валютное  регулирование Российской Федерации

1.4 Ответственность  за нарушение валютного законодательства

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ  ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

2.1 Статистика  валютного контроля

2.2 Контроль  за экспортом валютной выручки

2.2.1 Банковский  контроль за поступлением валютной  выручки от экспорта товаров

2.2.2 Передача  Банками в ГТК России сведений  о поступлении валютной выручки  от экспорта товаров

2.2.3 Права  и обязанности органов валютного  контроля

2.3 Ответственность  Банков

2.4 Ответственность  Экспортеров

2.4.1 Ответственность  сотрудников Экспортеров и Ответственных  лиц Банков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экспортно-импортные  потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные  преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера  в значительной степени зависят  от степени развития конкуренции  на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров  проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремится как можно больше экспортировать, а импортировать  в размерах экспортной выручки, что  в экономической науке определяется функцией экспорта и импорта. Чтобы  их использовать, необходимо отвлечься  от валютных курсов, потребительских  предпочтений в различных странах  и структурных характеристик  экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается как возрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря, экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, а импорт данной страны возрастает с ростом национального  дохода страны. Таким образом, имеются  определенные взаимозависимости между  экспортом, импортом и национальным доходом двух стран, что объясняется  мультипликатором внешней торговли. Действие мультипликатора внешней  торговли выражается в том, что увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего повышение  дохода в результате нормального  мультипликационного процесса. Но по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также  объем ее импорта, а поскольку  импорт этой страны является одновременно экспортом другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою очередь рост ее национального  дохода вызывает увеличение импорта  данной страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой страны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким образом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами, как национальный доход, экспорт, импорт.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов валютного  регулирования и валютного контроля.

Объектом  теоретического исследования в данной курсовой работе является особенности  организации валютного контроля в РФ.

Сформулированная  цель определила следующие задачи:

  1. Изучить специализированную литературу по дисциплине «Таможенное дело», на тему данной курсовой работы «Особенности организации валютного контроля в РФ».
  2. Теоретически обосновать понятие и цели валютного контроля.
  3. Дать характеристику органов валютного контроля.
  4. Рассмотреть способы валютного регулирования в РФ.
  5. Изучить виды ответственности за нарушение валютного законодательства.
  6. Ознакомиться со статистикой валютного контроля.
  7. Теоретически обосновать и проанализировать способы контроля за экспортом валютной выручки.
  8. Подвести итог результатов выполненной работы.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

 

1.1 Понятия  и цели валютного контроля, правовая  база

 

Как уже  было сказано целью валютного  контроля является обеспечение экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в  уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление выручки от экспорта товаров  на иной счет, чем счет Экспортера в  уполномоченном банке, указанный в  контракте, допускается только при  наличии у Экспортера разрешения Банка России.

Для целей  настоящего диплома используются следующие  основные понятия:

Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо - резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт (договор, соглашение) на экспорт  товаров (далее - контракт);

Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту;

Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый  документ валютного контроля, оформляемый  Экспортером в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической  сделке, необходимые для осуществления  этого контроля, изложенные в стандартизированной  форме;

Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно - УК) - возвратный документ, формируемый таможенными  органами для направления в Банки  и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), необходимых  Банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие одну контрольную  дату возврата в таможенные органы;

Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье  формируется уполномоченными банками  по каждому ПС;

Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих и  исходящих документов валютного  контроля, указанных в настоящей  Инструкции;

Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени Банка, как агента валютного  контроля.

В настоящее  время поступление выручки от экспорта товара регулируется в первую очередь совместной Инструкцией  ЦБ и Государственного Таможенного  Комитета №19 от 12 октября 1993 года и  №01-20/10283 (соответственно) "О порядке  осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию  валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1 от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи  организациями части валютной выручки  через уполномоченные банки и  проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных  документов.

Физические  и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие  участие в валютных операциях  в Российской Федерации, делятся  на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

физические  лица, постоянно проживающие в  России, в том числе временно находящиеся  за границей;

юридические лица, созданные в соответствии с  Российскими законами, с местонахождением на территории Росси;

дипломатические и иные официальные представительства  России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

физические  лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся  в России;

юридические лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств с местонахождением за пределами  России;

находящиеся в России иностранные дипломатические  и иные официальные представительства, а также международные организации  и другие.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами  в иностранной валюте производятся на основании заключенных между  ними договоров (контрактов). Сделки купли-продажи  свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются  в территориальными управлениями Банка  России.

Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России. Порядок  открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через  эти счета операций устанавливает  Центральный банк РФ. Для открытия валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный коммерческий банк ряд документов:

заявление на открытие счета;

нотариально заверенные копии устава организации  и учредительных документов;

свидетельство о государственной регистрации  юридического лица;

документ, подтверждающий постановку на учет в  налоговых органах и регистрацию  в качестве плательщика страховых  взносов;

документ  о регистрации в органах государственной  статистики;

заверенную  нотариусом карточку с образцами  подписей лиц, имеющих в данной организации  право распоряжаться иностранной  валютой.

Организации и предприятия могут иметь  несколько валютных счетов в одном  или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета  в нескольких валютах.

Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России. Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете предприятия.

Уполномоченные  банки открывают каждому предприятию  и организации параллельно два  вида счетов:

транзитный  валютный счет - для зачисления в  полном объеме поступлений в иностранной  валюте;

текущий валютный счет - для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий  и организаций после обязательной продажи части валютной выручки.

Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая предприятия  с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75% валютной выручки  от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7].

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня  извещает об этом предприятие, а последнее  дает поручение этому банку на обязательную продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия иностранную валюту в течение семи рабочих дней.

По операциям  уполномоченных банков, связанных с  обязательной продажей части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой  иностранной валюты (включая расходы  по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам), (в  АКБ «Северный Народный Банк» тариф на выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12)); комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж - не более 0,3% от суммы нетто - продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.

Оставшаяся  после обязательной продажи часть  валютной выручки может быть реализована  на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.

С текущего валютного счета отечественные  предприятия и организации могут  получить наличную иностранную валюту или приобрести чеки в иностранной  валюте, но только на расходы, связанные  с загранкомандировками своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в командировку).

 

1.2 Характеристика  органов валютного контроля

 

Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации, а также  Правительство Российской Федерации  в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная  служба России по валютному и экспортному  контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Основным  органом валютного регулирования  является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:

- определять  сферу и порядок обращения  в Российской Федерации иностранной  валюты;

- издавать  нормативные акты, обязательные  к исполнению на территории  России резидентами и нерезидентами;

- проводить  все виды валютных операций;

-устанавливать  правила проведения резидентами  и нерезидентами в РФ операций  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения  нерезидентами в РФ операций  с валютой РФ и ценными бумагами  в валюте РФ;

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации