Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
1.1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база
1.2 Характеристика органов валютного контроля
1.3 Валютное регулирование Российской Федерации
1.4 Ответственность за нарушение валютного законодательства
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Статистика валютного контроля
2.2 Контроль за экспортом валютной выручки
2.2.1 Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров
2.2.2 Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров
2.2.3 Права и обязанности органов валютного контроля
2.3 Ответственность Банков
2.4 Ответственность Экспортеров
2.4.1 Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль.docx

— 108.24 Кб (Скачать файл)

В 2005 г. внесены изменения закона № 173_ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании  и валютном контроле» (далее - Закон). Эти изменения, действуют с 19 июня 2005 года в отношении порядка открытия и использования счетов юридических  лиц - резидентов в банках за пределами  территории Российской Федерации. С  этого же дня вступили в силу специально подготовленные Банком России Указание № 1574 N У от 04.05.2005 г. «Об открытии резидентами, являющимися физическими  лицами - индивидуальными предпринимателями  и юридическими лицами, счетов в  банках за пределами территории Российской Федерации», а также Указание № 1577_У  от 06.05.2005 г. «Об установлении требования о резервировании при осуществлении  резидентами переводов средств  на свои счета (во вклады), открытые в  банках за пределами территории Российской Федерации».

Вступающий  в силу 19 июня 2005 г. Федеральный закон  «О валютном регулировании и валютном контроле» вводит новый порядок  открытия и использования счетов (вкладов) в иностранных банках резидентов - юридических лиц, не изменяя процедуру открытия и использования счетов в иностранных банках, установленную для резидентов - физических лиц.

В соответствии с Законом, резиденты (физические лица - индивидуальные предприниматели и  юридические лица), за исключением  кредитных организаций и валютных бирж, открывают банковские счета  в иностранных банках после предварительной  регистрации открываемого счета  в налоговых органах по месту  учета резидента в порядке, устанавливаемом  Правительством Российской Федерации  по согласованию с Банком России. До момента вступления в силу нового порядка предварительной регистрации, по нашему мнению, будут по аналогии применяться вышеперечисленные  акты ФНС .

В пункте 1 Указания № 1577_У Банк России установил  требование о резервировании при  осуществлении резидентами переводов  средств на свои счета (во вклады) в  иностранных банках в размере 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных дней до дня  осуществления валютной операции. Данное требование распространяется на физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе  валютные биржи, но не касается кредитных  организаций.

Требование  о резервировании не применяется  при осуществлении юридическим  лицом - резидентом перевода средств  на свой счет, открытый в банке за пределами территории РФ для выполнения функций представительства своим  подразделением, не являющимся юридическим  лицом и расположенным вне  места нахождения юридического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации. В случае установления в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона требования о предварительной  регистрации счета (вклада) переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами  территории Российской Федерации, осуществляются при предъявлении уполномоченному  банку при первом переводе регистрационного документа.

Рассмотрим  права, предоставляемые резидентам РФ с вступлением Закона

Юридические лица - резиденты вправе без ограничений  осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим  Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами  территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, критерии которых установлены в законе.

Физические  лица - резиденты вправе без ограничений  осуществлять валютные операции, не связанные  с передачей имущества и оказанием  услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в иностранных банках.

Требования  к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным  счетам (вкладам) валютных операций, а  также представления отчетов  о движении средств по этим счетам (вкладам), описанные выше, не применяются  к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком РФ.

Таким образом, с одной стороны, 19 июня 2005 г. наступила следующая стадия либерализации действующего валютного  законодательства, а с другой стороны, при осуществлении переводов  за рубеж предприниматели понесли  дополнительные затраты, связанные  с конвертацией (расчеты могут  быть в иностранной валюте, а резервирование в рублях РФ) и резервированием (отвлечением) 25 % суммы перевода на срок 15 дней.

 

1.4 Ответственность  за нарушение валютного законодательства

 

Основные  виды ответственности установлены [16]:

- взыскание  в доход государства всего  полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

- взыскание  в доход государства необоснованно  приобретенного не по сделке, а в результате незаконных  действий.

Резиденты и нерезиденты несут ответственность  за следующие виды нарушений валютного  законодательства:

- отсутствие  учета валютных операций;

- ведение  учета валютных операций с  нарушением установленного порядка;

- непредставление  или несвоевременное представление  органам и агентам валютного  контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность  в виде штрафов в пределах  суммы, которая: а) не была  учтена; б) была учтена ненадлежащим  образом;

в) по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном  нарушении указанных правил, а  также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов  валютного контроля резиденты и  нерезиденты несут ответственность  в виде:

- взыскания  в доход государства сумм, указанных  в п.1 ст.14 Закона, а также штрафов  в пределах 5-кратного размера  этих сумм, осуществляемого Центральным  банком РФ в соответствии с  законами РФ;

- приостановления  действия или лишения резидентов  или нерезидентов выданных органами  валютного контроля лицензий  и разрешений;

- других  санкций, установленных законодательством  Российской Федерации.

Взыскание, предусмотренных настоящей статьей, санкций производится по решению  соответствующих органов валютного  контроля в судебном порядке.

Постановление о применении санкций за нарушение  валютного законодательства может  быть обжаловано лицом, в отношении  которого оно вынесено, в судебном порядке.[15]

Жалоба  на постановление о применении санкций  за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления  и предписания и должна быть рассмотрена  правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.

Обжалование указанных постановления или  предписания в установленный  срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к исполнению.

Взыскиваемые  суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления  о применении санкций за нарушение  валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления - не позднее 15 дней со дня  оставления указанной выше жалобы без  удовлетворения.

В случае необжалования постановления о  применении санкций за нарушение  валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного  законодательства добровольно в  установленные сроки взыскание  указанных санкций производится без применения судебной процедуры.

Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Взыскание штрафов  и иных санкций производится органами валютного контроля:

- с юридических  лиц - в бесспорном порядке;

  • с физических лиц - в судебном порядке.

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

 

2.1 Статистика  валютного контроля

 

Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение  валютного законодательства при  осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной  частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых  государством валютный ограничений.

Организация валютного контроля в  России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

  1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.
  2. Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов – уполномоченных банков1. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.
  3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

Одновременное применение этих трех форм позволяет государству использовать объективно существующую способность  банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

Недостатками такой множественности  форм контроля являются пересечение  и дублирование функций, а также  отсутствие единообразного и четкого  правового регулирования деятельности контролирующих органов.

Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С  этой целью в их составе действуют  специально созданные структурные  подразделения, представленные в таблице 1.

В области осуществления валютного  контроля таможенными органами ведется  контроль за соблюдением таможенного  и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного  контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения  от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов  сделок, оформляемых уполномоченными  банками.

 

Таблица 1. Подразделения таможенных органов, осуществляющие валютный контроль и их основные функции

Орган (его структурное подразделение)

Выполняемые функции

ФТС России (управление валютного контроля)

Разрабатывает общую концепцию валютного  контроля с участием таможенных органов

Готовит проекты нормативных актов, определяющих организацию и технологию валютного контроля таможенными  органами

Обобщает и анализирует отчеты, полученные от нижестоящих таможенных органов, материалы целевых проверок участников ВЭД в целях повышения  эффективности осуществления валютного  контроля

Формирует и анализирует электронные  базы данных, обеспечивающие деятельность таможенных органов по валютному контролю и учет ее результатов

Осуществляет внутриведомственный  контроль за соблюдением законодательства

Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля таможенными органами

Осуществляет проведение целевых  проверок участников ВЭД, обычно при  наличии информации о нарушениях валютного законодательства в особо  крупных размерах

Организует взаимодействие с другими  органами валютного контроля

РТУ (отделы валютного контроля)

Осуществляет проведение целевых  проверок участников ВЭД по вопросам соблюдения валютного законодательства

Осуществляет внутриведомственный  контроль за соблюдением законодательства

Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля и, в частности, в связи с изъятиями  и конфискациями валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ

Осуществляет тесное взаимодействие с другими агентами валютного  контроля

Таможни, Таможенные посты (отделы таможенного оформления и таможенного контроля, отделы валютного контроля)

Таможенное оформление товаров при  их вывозе с таможенной территории РФ

Контроль за операциями по перемещению  юридическими лицами через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации