Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
1.1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база
1.2 Характеристика органов валютного контроля
1.3 Валютное регулирование Российской Федерации
1.4 Ответственность за нарушение валютного законодательства
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Статистика валютного контроля
2.2 Контроль за экспортом валютной выручки
2.2.1 Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров
2.2.2 Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров
2.2.3 Права и обязанности органов валютного контроля
2.3 Ответственность Банков
2.4 Ответственность Экспортеров
2.4.1 Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль.docx

— 108.24 Кб (Скачать файл)

Банк  России доводит до Банков должностной  или поименный состав своих сотрудников, уполномоченных подписывать лицензии об освобождении от обязательного зачисления валютной выручки от экспорта товаров  на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, а также сообщенный Банку России МВЭС России должностной  или поименный состав сотрудников, имеющих полномочия подписывать  подтверждения обоснованности недополучения  или задержки получения указанной  валютной выручки.

По информации, поступающей от Банков главное территориальное  управление Банка России самостоятельно осуществляет проверку проводимых валютных операций, запрашивает объяснения в  ходе проведения проверки и по ее результатам, а также предъявляет требования (дает предписания) об устранении выявленных нарушений и предпринимает другие меры, предусмотренные законодательством  Российской Федерации.

В случае необходимости Главное территориальное  управление Банка России может на условиях взаимной договоренности привлекать к этой работе таможенные и налоговые  органы, а также главное территориальное  управление Банка России по месту  государственной регистрации Экспортера.

Требования (предписания) Центрального банка Российской Федерации и ГТК России об устранении выявленных нарушений являются обязательными  для исполнения всеми резидентами  и нерезидентами, осуществляющими  валютные операции на территории Российской Федерации.

ГТК России, как орган валютного контроля, а иные таможенные органы при осуществлении  ими функций агентов валютного  контроля имеют право:

не производить  выпуск товаров в случаях представления  ПС, оформленного с нарушениями требований 19 инструкции;

осуществлять  в пределах своей компетенции  проверки валютных операций Экспортеров;

запрашивать у Экспортеров и Банков документы  и информацию об осуществляемых ими  валютных операциях, связанных с  перемещением через таможенную границу  товаров и транспортных средств;

выполнять другие обязанности по осуществлению  валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдельные технические аспекты информационного  обеспечения процедуры контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Для обеспечения  конфиденциальности информационных потоков, обращающихся между ГТК России и Банками, ГТК России снабжает Банки ключевой документацией, сертифицированной компетентными государственными органами.

Сведения, содержащиеся в указанной документации, являются для банков банковской тайной, а для ГТК России - информацией  для служебного пользования. Банки  и ГТК России обеспечивают конфиденциальность этой информации.

С письменного  согласия ГТК России и при условии  выработки Банками совместно  с ГТК России процедуры, обеспечивающей сохранность и бесперебойную  доставку документов, Банки, расположенные  на территории г. Москва и Московской области, могут переходить на обмен  документами, предусмотренный 19 инструкцией, используя курьеров Банков, отказавшись  при этом от использования каналов  специальной связи.

По мере технической готовности и при  условии соблюдения конфиденциальности и взаимной ответственности за достоверность  передаваемых сведений Банки и ГТК  России переходят на обмен информацией  на магнитных носителях или непосредственно  по телекоммуникационным сетям, имеющим  выход на информационную сеть ГТК  России. Указанное подключение осуществляется Банками поэтапно в порядке и  сроки, устанавливаемые Банком России. Предварительно Банки за свой счет приобретают необходимые для  этого терминальное оборудование и  программные средства, рекомендованные  ГТК России, выделяют отдельные каналы телефонной связи. Переход к автоматизированному  обмену информацией с использованием сетевых технологий осуществляется каждым Банком отдельно после проверки и приемки уполномоченными сотрудниками ГТК России работоспособности установленного в Банке терминала и выделенных каналов связи.

С переходом  к обмену информацией по телекоммуникационной сети, обеспечивающему автоматическую регистрацию факта передачи информации, Банки перестают отражать в Журнале  поступление и отсылку документов, осуществленные по указанной сети.

Информация, полученная по электронным каналам  связи, является аутентичной документам на бумажных носителях и должна порождать  аналогичные правовые и иные последствия.

 

2.3 Ответственность  Банков

 

Банки за отсутствие установленного учета  поступления и отсылки в таможенные органы Реестров, УК, ПС и иной информации, предусмотренной настоящим порядком по инструкции №19, несут ответственность  в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" в виде штрафов в размере 100 тысяч рублей за каждый неучтенный или учтенный с нарушением установленного порядка учета факт поступления  или отсылки указанных документов.

Банки за ведение учета поступления  выручки в УК и Реестрах с нарушением требований, несут ответственность  на основании пункта 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена или была учтена ненадлежащим образом.

Банки за несвоевременную отсылку в  ГТК России Реестров, УК и иных документов, несут ответственность в виде штрафов в размере 100 тысяч рублей за каждый день просрочки сверх сроков отсылки по каждому документу.

Банки за непредставление или несвоевременное  представление в Банк России или  его Главные территориальные  управления отчетности, несут ответственность  в виде штрафов в размере 100 тысяч  рублей за каждый день просрочки сверх  сроков отсылки.

Банк  за подписание ПС, УК, Реестра или  заверение копии ПС от его имени  сотрудником Банка, не имеющим таковых  полномочий, несет ответственность в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей за каждый из указанных документов, подписанный сотрудником Банка, не являющимся Ответственным лицом Банка.

Те же нарушения, что и указанные выше, позволившие Экспортеру скрыть выручку  за отгруженные на экспорт товары, влекут за собой наложение на Банк штрафа в размере всей сокрытой Экспортером  выручки, переведенной в рубли по курсу Банка России на дату пересечения  товаром таможенной границы Российской Федерации, выручка за который была сокрыта Экспортером.

Вышеуказанные штрафы налагаются Главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке самостоятельно или по представлению  таможенных и налоговых органов (посредством списания сумм штрафов  со счетов Банков на основании распоряжения начальника соответствующего Главного территориального управления Банка  России).

Уполномоченные  банки при повторном нарушении, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований и предписаний  Банка России, ГТК России, а также  отказ от представления указанным  органам запрашиваемой документации по валютным операциям несут ответственность  в виде приостановления Банком России действия или лишения лицензии на проведение валютных операций.

Информация  о допущенных Банком нарушениях норм валютного регулирования, неудовлетворительном выполнении обязанностей агента валютного  контроля и примененных к Банку - нарушителю санкциях может быть опубликован  Банком России в средствах массовой информации.

 

2.4 Ответственность  Экспортеров

 

Не зачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках в контрактные сроки, зафиксированные в документах таможенного банковского контроля, независимо от того, имело ли место превышение сроков проведения текущих валютных операций, является нарушением таможенных правил. Указанное правонарушение в соответствии со статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации влечет за собой ответственность экспортера в виде штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с взысканием стоимости таких товаров.

Экспортер за подделку (внесение исправлений  после заверения копии Банком или подделку заверяющей подписи  Ответственного лица и/или печати Банка) представляемой таможенным органам  копии ПС, за вывоз груза за пределы  Российской Федерации по ПС, не соответствующему вывезенному грузу, несет ответственность  в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Экспортер за непредставление в Банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного ПС, дополнений и/или изменений, затрагивающих данные ПС (для оформления дополнительного  листа ПС), за непредставление в  Банк копии ГТД в сроки или  за непредставление сроки запрашиваемой  Банками информации несет ответственность  в виде штрафа в размере 10 тысяч  рублей за каждый день просрочки сверх  установленных сроков представления  указанной информации в Банк, но не свыше суммы по контракту, по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке.

Указанные штрафы взыскиваются Главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов Экспортера в иностранной  валюте или в рублях по курсу банка  России на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего Главного территориального управления Банка России) по результатам  как самостоятельных проверок, в  том числе по представлению Банков, а также по результатам проверок, проведенных таможенными, налоговыми органами, Федеральной службой валютного и экспортного контроля Российской Федерации.

 

 

2.4.1 Ответственность  сотрудников Экспортеров и Ответственных  лиц Банков

Сотрудники  Экспортеров и Ответственные  лица Банков за нарушения требований несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Ответственные лица Банков несут ответственность  за сохранность ставшей им известной  при выполнении функций валютного  контроля банковской и коммерческой тайны в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были изучены основные особенности валютного контроля в РФ.

В результате выполнения работы выяснили, что валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

Страны  в мировом сообществе находятся  в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит  от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы в одной  стране будут отражаться в той  или иной мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит  не только экономический характер, как получение прибыли от международной  торговли, но и политический характер, как возможность проводить свою политику и влиять на принятие решений  отдельных государств, также экспорт  носит характер экономической безопасности, то есть правильная таможенная политика позволяет отечественным производителям быть конкурентно-способными на мировом  рынке. Поэтому политика государства  в области экспортного контроля должна быть максимально взвешенной, не слишком давить на экспортеров, вести  протекционистскую политику, но и  одновременно не давать возможность  перекачивать капитал заграницу. И  менять или модернизировать законодательную  основу необходимо, потому что, если брать, к примеру, Инструкцию №19, то она  была выпущена в 93 году, а за это время  уже многое успело поменяться. Необходимость  этой инструкции, при ее введении, и  валютного контроля была в том, что  из России осуществлялся бесконтрольный вывоз капитала заграницу. Это осуществлялось как в области экспорта, так  и в области импорта различными методами, начиная от фиктивных контрактов в импорте, заканчивая простым не зачислением средств в уполномоченные банки. В настоящее время типичными нарушениями в области контроля за поступления выручки от экспорта товара являются: зачисление иностранной выручки на счета в иностранные банки без лицензии Банка России; не зачисление выручки на счета от реализации товаров, услуг, работ на территории РФ. На данный момент, по сравнению с 1994-1995гг. количество нарушений уменьшилось мало, и слишком крупных нарушений не наблюдается.

Как уже  было сказано, кризис августа 1998 года сильно повлиял на направления валютного  регулирования. Если до него основной задачей было предотвращение вывоза капитала заграницу, путем контроля за поступлением выручки, то после кризиса  государство любой ценой пытается удержать курс рубля на определенном уровне, используя все возможные  методы, при этом ужесточая требования, предъявляемые к участникам в  экспортной сфере. Повышение цен  на некоторые виды ресурсов благоприятно отражается на деятельности наших экспортеров, высокий курс доллара тоже положителен. Одновременно, такая ситуация благоприятна и ЦБР, который проводит скупку валюты у экспортеров на спецсессии с  целью поддержания и увеличения золотовалютных запасов, которые необходимы для выплаты внешнего долга. На сколько  долго сохранится такое положение  вещей, пока не известно. Цены на нефть  постоянно расти не будут и  ситуация поменяется, и тогда ЦБР  придется опять сдерживать курс рубля.

Исторически сложилось, что наша страна обладает большими природными ресурсами, поэтому  экспорт России в основном является ресурсным, до 90% приходится на них. В  основном вывозятся газ, уголь, лес, нефть, черные и цветные металлы. Но природные богатства не бесконечны. Поэтому, думается, что необходимо развивать  новые приоритетные направления  в экспорте, такие как торговля машинами и оборудованием, оружия, технологиями. Это позволит не только получить больше прибыли и экспортной выручки, но и поднять и развить наукоёмкое производство, занять больше людей, и, в конечном итоге, превратить Россию в действительно сильное государство.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Таможенный  кодекс Российской Федерации  (ТК РФ) от 28.05.2003 N 61-ФЗ

2. Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О  валютном регулировании и валютном  контроле"

3. ФЗ РФ  от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном  регулировании и валютном контроле»

4. Инструкция  Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке  представления резидентами и  нерезидентами уполномоченным банкам  документов и информации при  осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными  банками валютных операций и  оформления паспортов сделок

5. Указание  ЦБ РФ № 1574 N У от 04.05.2005 г.  «Об открытии резидентами, являющимися  физическими лицами - индивидуальными  предпринимателями и юридическими  лицами, счетов в банках за  пределами территории Российской  Федерации».

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации