Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
1.1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база
1.2 Характеристика органов валютного контроля
1.3 Валютное регулирование Российской Федерации
1.4 Ответственность за нарушение валютного законодательства
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Статистика валютного контроля
2.2 Контроль за экспортом валютной выручки
2.2.1 Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров
2.2.2 Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров
2.2.3 Права и обязанности органов валютного контроля
2.3 Ответственность Банков
2.4 Ответственность Экспортеров
2.4.1 Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль.docx

— 108.24 Кб (Скачать файл)

Экспортеры (как правило, вместе с поручением на перевод средств с транзитного  на текущий валютный счет и на обязательную продажу части валютной выручки  от экспорта товаров) не позднее, чем  за 10 дней до контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, на основе полученных от Банка выписок со своих  транзитных валютных счетов, а также  иной банковской и коммерческой информации, имеющейся в распоряжении Экспортеров, обязаны представить в Банк свой вариант заполнения ранее полученной от Банка УК (заполненную ксерокопию УК, подписанную руководителем, имеющим  право первой подписи по счету  и скрепленную печатью Экспортера) с ссылками на реквизиты конкретных банковских документов (выписок со счета аккредитивов, инкассовых поручений  и т.п.).

Если  валюта цены по контракту не совпадает  с валютой платежа, Экспортер  вместе со своим вариантом заполнения УК представляет в Банк расчет курса  валюты цены к валюте платежа с  необходимыми пояснениями. Банк проверяет указанный расчет с точки зрения соответствия условиям контракта и реальности закладываемых в расчет показателей (курсов и т.п.) и в случае согласия учитывает в дальнейшем в УК в качестве поступившей сумму в валюте цены, полученную в результате пересчета фактически поступившей суммы по указанному курсу.

В случае несогласия с представленным Экспортером  расчетом Банка указывает в УК и всех прочих документах валютного  контроля фактически поступившую сумму  в валюте платежа.

Указание  Банком в графе "Инф Б/ КВ" УК кода валюты, отличного от коды валюты, указанного ГТК России в графе "Инф  Т/ КВ", является для органов валютного  контроля основанием для проведения проверки по данному случаю.

В случаях, когда валютная выручка от экспорта товаров поступает в Банк в  неполном объеме (т.е. разница между  фактически поступившей суммой и  суммой, указанной Экспортером в  ГТД, превышает суммарную банковскую комиссию) или с нарушением указанного в Реестре срока, Экспортер имеет  право обратиться в МВЭС России или  уполномоченные МВЭС России органы для  получения письменного подтверждения  обоснованности недополучения или  задержки получения им валютной выручки  от экспорта товаров либо представить  в Банк письменное подтверждение  Банка России об освобождении его  от обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

При наличии  указанных письменных подтверждений  Экспортер отражает сумму, являющуюся обоснованно непоступившей, в графе "Обоснов." заполняемой им УК и  направляет оригиналы указанных  подтверждений в Банк в приложении к своему варианту заполнения УК при  подаче его в Банк.

Банк, проверив правильность отнесения Экспортером  поступивших сумм к отдельным  УК и сверив даты, указанные Экспортером, с фактическими датами поступления этих сумм на транзитный валютный счет Экспортера, но не позднее контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, заполняет все без исключения графы второго экземпляра Реестра независимо от полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров.

Суммы обоснованно непоступившей валютной выручки от экспорта товаров, письменно  подтвержденные Банком России, МВЭС России или ТПП России, после проверки полномочий лиц, подписавших подтверждения, заносятся в соответствующую  графу УК.

При отсутствии у Банка каких-либо из предусмотренных  инструкцией №19 документов, необходимых  для идентификации сумм (включая  вариант заполнения УК, поручение  об обязательной продаже иностранной  валюты и/или переводе с транзитного  на текущий валютный счет Экспортера с ссылкой на конкретные ПС и УК (ГТД), и при невозможности однозначно отнести поступившие средства к  конкретной УК из отсылаемого в ГТК  России Реестра на основании товаросопроводительных и/или товарораспорядительных документов (по документарным операциям) Банк при  заполнении УК не учитывает эти средства в качестве поступивших и проставляет "О" в графах УК "Сумма Б" и строке "Инф Б".

Наличие в межбанковских документах ("ключеванном" телексе, SWIFT - послании, авизо, выписке  и т.п.), направляемых иностранным  банком в российский Банк и подтверждающих зачисление средств на корреспондентский  счет Банка в пользу Экспортера, реквизитов контракта (ПС или УК) или  иной информации о назначении платежа  само по себе не является для Банка  достаточной информацией для  отнесения суммы к конкретной УК.

Объяснения  Экспортера по поводу непоступления  средств по конкретной УК или соответствующие  сведения из межбанковских документов, облегчающие по мнению Банка работу органов валютного контроля, могут  быть изложены в краткой форме  в графе УК "Особые отметки".

Во избежание  повторного занесения одной и  той же суммы в УК по разным экспортным отгрузкам, Банк ведет отдельный  учет сумм, указанных в качестве поступивших во вторых экземплярах  Реестров, возвращенных в ГТК России.

В тех  случаях, когда по отдельной отгрузке поступившая до контрольного срока  возврата Реестра сумма полностью (за исключением суммарной банковской комиссии) совпадает с суммой, указанной  в графе "сумма Т" конкретной УК или отличается от нее на сумму, засчитанную в качестве обоснованно  не поступившей (имеется письменное подтверждение МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов, Банка России), информация о полученных суммах переносится  в УК, хранящиеся в соответствующих  Досье, а сама УК подписывается Ответственным  лицом Банка и скрепляется  печатью Банка.

Если  поступившие по данному УК суммы  вместе с суммами, засчитанными в  качестве обоснованно непоступивших, составляют сумму меньшую, чем указана  в графе "Сумма Т" конкретной УК, Банк в графе УК "Особые отметки" нарастающим итогом независимо от контрольного срока ведет учет поступления  средств по данному УК с указанием  дат поступлений до тех пор, пока сумма всех поступивших средств  вместе с суммой, засчитанной в  качестве обоснованно непоступившей (в соответствии с письменным подтверждением МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов или Банка России), не составят сумму, указанную в графе "Сумма Т" (с учетом суммарной  банковской комиссии по операции). В  этом случае Банком заполняются все  графы УК с указанием в графе "Инф Б" срока поступления  последней суммы, а сама УК подписывается  Ответственным лицом Банка и  скрепляется печатью Банка.

После возврата в ГТК России заполненного второго экземпляра Реестра отнесение  поступающих сумм к конкретным УК осуществляется Банком на основании  реквизитов (номеров и дат) ПС и  УК, указываемых Экспортером в  поручениях на обязательную продажу иностранной валюты и/или перевод средств с транзитного на текущий валютный счет Экспортера.

Заполненная Экспортером УК, копия ГТД, письма МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов, Банка России и иные документы, получаемые Банком в соответствии с  инструкцией №19, после регистрации  в Журнале направляются Банком в  соответствующее Досье.

По истечении  даты, указанной в графе ПС "Последний  платеж", но не ранее даты заполнения всех УК, находящихся в Досье, указанное  Досье "закрывается", т.е. сдается  в архив Банка для последующего хранения в течение не менее 5 лет  с даты сдачи в архив.

Досье, не сданные в архив по истечении 180 дней с даты, указанной в графе  ПС "Дата последнего платежа по контракту" по причине непоступления в полной сумме валютной выручки по какой-нибудь УК из данного Досье, могут быть сданы  Банком в архив с предварительным  направлением письменного извещения  в Главное территориальное управление Банка России о факте непоступления  валютной выручки от экспорта товаров  с приложением копий всех документов соответствующего Досье.

 

2.2.2 Передача  Банками в ГТК России сведений  о поступлении валютной выручки  от экспорта товаров

После заполнения второго экземпляра Реестра, но не позднее контрольного срока, указанного в графе "Контрольный срок возврата реестра", Банк по каналам специальной  связи направляет второй экземпляр  Реестра, подписанный Ответственным  лицом Банка и скрепленный  печатью Банка, в ГТК России с  регистрацией отправки в Журнале.

Не допускается  отсылка в ГТК России Реестров с незаполненными Банком графами.

Неполучение от Экспортера каких-либо сведений о  характере поступивших сумм (включая  его вариант заполнения УК, поручения  о продаже валюты или перечислении на текущий счет с ссылкой на конкретные ПС и УК ГТД), письменные подтверждения МВЭС России или уполномоченных МВЭС России органов, Банка России) или непоступление самих сумм не может служить для Банка основанием для задержки возврата Реестра в ГТК России.

Расписки  Главного центра специальной связи  Министерства связи Российской Федерации, подтверждающие отправку Реестров и  иных документов, направляемых Банком ГТК России в соответствии с инструкцией  №19, подшиваются (подклеиваются) с обратной стороны Журнала по мере их передачи Банку.

Полученные  от Банков Реестры обрабатываются в  вычислительном центре ГТК России с  целью подготовки оперативных и  статистических сведений, необходимых  для осуществления валютного  контроля.

Указанная информация направляется ГТК России в подотчетные ему таможенные органы, Федеральной службе валютного  и экспортного контроля, Государственной  налоговой службе Российской Федерации, Банку России, Прокуратуре Российской Федерации и может быть использована ими в пределах их компетенции  для проведения расследований случаев  нарушения норм валютного регулирования, применения установленных законодательством  Российской Федерации санкций к  Банкам и Экспортерам, а также  к ответственным лицам Банков и сотрудникам Экспортеров.

Права и обязанности Банков при осуществлении  функций агентов валютного контроля по валютным операциям Экспортеров

Банк, подписавший  ПС, вправе за выполнение функций агента валютного контроля по контракту, на основании которого составлен ПС, взимать с Экспортера плату, размер которой не должен превышать 0,15% от суммы контракта. Указанная плата  взимается Банком не ранее поступления  в Банк первой суммы экспортной выручки  по данному контракту. В остальном  порядок взимания указанной платы  определяется Банком по договоренности с Экспортером.

Не менее  чем за один месяц до вступления в силу предусмотренного 19 инструкцией  порядка осуществления валютного  контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров уполномоченный банк обязан направить для регистрации в  Банк России список Ответственных лиц  Банка в трех экземплярах вместе с тремя экземплярами карточек с  образцами их подписей и оттиском печати уполномоченного банка, заверенными  нотариально (Приложение №4).

В месячный срок с даты поступления документов Банк России возвращает в соответствующий  уполномоченный банк один экземпляр  списка с записью о регистрации  или вносят свои предложения по изменению  списочного состава Ответственных  лиц Банка.

Указанные списки и карточки с образцами  подписей и образцом печати Банка, а  также изменения к ним направляются Банком России в ГТК России по мере их регистрации с указанием точных дат вступления в силу полномочий Ответственных лиц Банка.

В случае исключения Банком отдельных сотрудников  из указанного списка Банк обязан не позднее, чем за 10 дней до фактического прекращения  выполнения сотрудником действий по валютному контролю письменно известить  Банк России об исключении сотрудников  из списка Ответственных лиц Банка.

В случае дополнения Банком списка Ответственных  лиц Банка повторяется процедура, предусмотренная настоящим разделом для первоначальной регистрации  самого списка.

Отсылка в Банк России указанных в настоящем  пункте списков и изменений к  ним осуществляется по каналам специальной  связи или передается непосредственно  Банку России под расписку курьерами  Банков. Отсылка и получение указанных  документов регистрируется в Журнале.

Формируемые в Банках Досье в целом и  отдельные находящиеся в них  документы (включая хранящиеся в  архиве Банка), а также все иные документы и информация об осуществлении  валютных операций подлежат представлению по первому письменному запросу таможенных и налоговых органов, Банка России и его Главных территориальных управлений.

Ежеквартально (до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом) Банки на базе материалов Досье составляют для  представления в главные территориальные  управления Банка России по месту  своей регистрации сводную отчетность по валютной выручке от экспорта товаров, не поступившей в срок или поступившей  не в полном объеме, по форме и  в порядке.

При наличии  у уполномоченных банков филиалов на территории Российской Федерации, выполняющих  валютные операции, отчетность представляется головной конторой уполномоченного  банка с разбивкой по филиалам.

Указанная отчетность используется Банком России для анализа состояния валютного  контроля и выполнения Экспортерами требований валютного законодательства Российской Федерации в разрезе  уполномоченных банков.

 

2.2.3 Права  и обязанности органов валютного  контроля

Банк  России оперативно снабжает ГТК России списками всех уполномоченных банков и их филиалов с разбивкой по категориям лицензий и с указанием их точных почтовых адресов и кодов ОКПО, своевременно доводит любые изменения  к указанным сведениям.

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации