Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 00:34, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – оценка состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ИЗУМРУД»).
Результатом представленной дипломной работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………... 6
1.1. Сущность дебиторской задолженности и основ её управления 6
1. 2. Общая оценка и управление дебиторской задолженности фирмы 8
1. 3. Разработка кредитной политики фирмы 15
1. 4. Борьба с дебиторской задолженностью 26
II. ОЦЕНКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИЗУМРУД» 32
2. 1. Краткая характеристика общества ООО «ИЗУМРУД» 32
2.2. Методы управления дебиторской задолженности 34
2. 3. Оценка дебиторской задолженности ООО «ИЗУМРУД» 41
2. 4. Анализ кредитной политики ООО «ИЗУМРУД» 51
2.5. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ООО «Изумруд». 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Факультет: Экономики
Кафедра: Финансов и кредита
«Рекомендовать к защите»
Заведующий кафедрой
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Оценка и управление
дебиторской задолженностью на
(примере ООО «Изумруд»)»
Москва - 2011
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………...
1.1. Сущность дебиторской задолженности и основ её управления 6
1. 2. Общая оценка и управление
дебиторской задолженности
1. 3. Разработка кредитной политики фирмы 15
1. 4. Борьба с дебиторской задолженностью 26
II. ОЦЕНКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
И РАСЧЕТ СОСТОЯНИЯ
2. 1. Краткая характеристика общества ООО «ИЗУМРУД» 32
2.2. Методы управления дебиторской задолженности 34
2. 3. Оценка дебиторской задолженности ООО «ИЗУМРУД» 41
2. 4. Анализ кредитной политики ООО «ИЗУМРУД» 51
2.5. Основные направления
совершенствования управления
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный этап экономического развития Российских предприятий характеризуется неплатежеспособностью многих предприятий, что вызывает рост дебиторской задолженности фирм. Поэтому вопросы эффективного управления дебиторской задолженностью, направленные на увеличение объема реализации за счет расширения продажи продукции в кредит надежным клиентам и обеспечение своевременной инкассации долга имеют большую актуальность и являются важной задачей финансового менеджмента.
Проблема низкой ликвидности дебиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. В свою очередь, она расчленяется на несколько других проблем: оптимальный объем, скорость оборота, качество дебиторской задолженности. Поэтому, встает вопрос - как следует управлять такого рода инвестициями?
В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно:
1) учета дебиторской
2) оценка состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
3) разработки адекватной
состоянию дел фирмы кредитной
политики и внедрения в
4) контроля за текущим
состоянием дебиторской
Объектом дипломной работы является оценка и управление дебиторской задолженностью.
Цель настоящей дипломной работы – оценка состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ИЗУМРУД»).
Результатом представленной дипломной работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.
Новизна данной дипломной работы состоит в том, что деятельность фирмы ООО «ИЗУМРУД» анализируется впервые. Исходной информацией, при решении вопросов рассматриваемой фирмы, явились: финансовая отчетность и информация, полученная в процессе прохождения практики на данном предприятии от руководителя.
Структура предложенной дипломной работы состоит из трех глав. В первой главе конкретизированы основные положения теории оценка дебиторской задолженности и организационные аспекты (принципы), знание которых позволяет более целенаправленно и успешно выполнять оценку, решать вопросы управления дебиторской задолженностью. Также, в ней уделено внимание диагностике банкротства.
Во второй главе, данная теория применена на практике (на примере ООО «ИЗУМРУД»). При этом обе главы иллюстрированы различными аналитическими примерами, схемами, таблицами, графиками, содержат основные расчетные алгоритмы.
В третье главе предложены основные направления совершенствования управления дебиторской задолженности ООО «ИЗУМРУР».
Информационными источниками послужили законодательные и нормативные акты, материалы периодической печати, сведения, собранные на преддипломной практике.
Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность. На рисунке 1.1 отображен цикл оборотных активов.[3]
Дебиторская задолженность – это денежные суммы, которые должны фирме покупатели, приобретшие у нее в кредит какие-либо продукты или услуги.
Дебиторская задолженность – это важная часть оборотных активов, называемая также счетами дебиторов, и имеет прямое влияние на позицию наличных денежных средств и платежей.[1]
Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.
Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.[2]
Рисунок 1.1 - Цикл оборотных активов
Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
Действия по контролю – это: подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.[7]
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
- учет дебиторской
- диагностический анализ
состояния и причин, в силу
которых у фирмы сложилось
негативное положение с
- разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
- контроль за текущим
состоянием дебиторской
Важной составной частью системы управления дебиторской задолженностью фирмы являются методы. К чисто финансовым методам, примененным в данной дипломной работе, относятся: метод Э. Альтмана, составление реестра «старения» счетов дебиторов, прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности, расчет и оценка финансовых коэффициентов. К управленческим методам, имеющим место в предложенной дипломной работе, относятся: определение кредитоспособности, матрица стратегии кредитной политики фирмы, формирование системы кредитных условий, группировка покупателей по уровню кредитоспособности.[53]
Основной задачей является определение ликвидности дебиторской задолженности. Для этого необходимо оценить объем (или уровень), оборачиваемость и качество дебиторской задолженности. Однако прежде чем приступить к этому, целесообразно на наш взгляд, сделать предварительную оценку финансового состояния фирмы, т. к. она обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия.[4]
Оценка дебиторской задолженности рекомендуется проводить по следующим фазам:
1) Предварительная оценка финансового состояния фирмы;
2) Определение объема дебиторской задолженности и его динамики в предшествующий период;
3) Определение срока оплаты счетов дебиторов;
4) Взвешенное «старение» счетов дебиторов;
5) Оценка реального состояния дебиторской задолженности.
В процессе предварительной оценки финансового состояния фирмы традиционно используются такие методы, как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.[43]
Экспресс-анализ состоит в обработке небольшого количества существенных и легко определяемых показателей. Отбор системы показателей для экспресс-анализа всегда субъективен. Какие-либо стандарты здесь отсутствуют.[5]
Для оценки вероятности банкротства в зарубежной практике широко используются количественные методы, такие, как 3 модели, разработанные Альтманом в 1968 г. Модель Альтмана представляет дискриминантную линейную функцию с различным числом переменных. В зависимости от этого различают двух-, пяти- и семифакторные модели. Параметры дискриминантной функции рассчитываются путем статистической выборки по обанкротившимся или избежавшим банкротства предприятиям.[11]
В качестве переменных используют финансовые коэффициенты, характеризующие деятельность предприятия. Так, в двухфакторной модели переменными величинами являются коэффициент текущей ликвидности (или коэффициент покрытия) и коэффициент концентрации заемных средств (доля заемного капитала в общей сумме источников).
Двухфакторная модель Альтмана имеет следующий вид:
Z = 0, 3877 + 1, 0736 К1 + 0, 0579 Кfn, где (1.1)
Z - показатель уровня угрозы банкротства;
К1- коэффициент ликвидности;
Кfn – коэффициент финансовой независимости.
При Z = 0, вероятность банкротства – 50 %,
При Z < 0, вероятность банкротства меньше 50 %,
При Z > 0, вероятность банкротства повышается с повышением значения Z.
Достоинством данной модели является простота, а недостатком — невысокая точность прогноза, так как здесь не учитывается влияние множества других важных факторов на финансовое состояние предприятия.[9]
К сожалению, эта модель не подходит для российской практики, так как значения параметров данной функции рассчитаны на основе статистической отчетности зарубежных стран. Для адаптации этой модели необходимо провести пересчет указанных параметров на базе статистики обанкротившихся предприятий в России.[42]
С целью устранения недостатков двухфакторной модели Альтманом была разработана пятифакторная модель прогнозирования банкротства, которая в настоящее время широко применяется на практике и имеет следующий вид:
\Z=1.2К1+1.4К2+3.3К3+0.6К4+1.
Z - показатель уровня угрозы банкротства;
К1 - коэффициент, показывающий степень ликвидности активов;
К2 - уровень рентабельности активов или всего используемого капитала, представляющий собой отношение чистой прибыли к средней сумме используемых активов или всего капитала;
К3 - уровень доходности активов (или всего используемого капитала). Этот показатель представляет собой отношение чистого дохода (валового дохода за минусом налоговых платежей, входящих в цену продукции) к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает в какой степени доходы предприятия достаточны для возмещения текущих затрат и формирования пробыли);
К4 - коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному. В зарубежной практике собственный капитал оценивается обычно не по балансовой, а по рыночной стоимости (рыночной стоимости акций предприятия);
Информация о работе Оценка и управление дебиторской задолженностью