Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 00:34, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – оценка состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ИЗУМРУД»).
Результатом представленной дипломной работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………... 6
1.1. Сущность дебиторской задолженности и основ её управления 6
1. 2. Общая оценка и управление дебиторской задолженности фирмы 8
1. 3. Разработка кредитной политики фирмы 15
1. 4. Борьба с дебиторской задолженностью 26
II. ОЦЕНКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИЗУМРУД» 32
2. 1. Краткая характеристика общества ООО «ИЗУМРУД» 32
2.2. Методы управления дебиторской задолженности 34
2. 3. Оценка дебиторской задолженности ООО «ИЗУМРУД» 41
2. 4. Анализ кредитной политики ООО «ИЗУМРУД» 51
2.5. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ООО «Изумруд». 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
К5 - оборачиваемость активов или капитала, представляющую собой отношение объема продажи продукции к средней стоимости активов или всего используемого капитала.[12]
Согласно этой модели, чем больше значение Z., тем меньше вероятность банкротства. При Z < 2.7 вероятность банкротства высокая, при Z > 2,7 вероятность банкротства снижается. Главным достоинством этой модели является высокая точность прогноза: она достигает 95% на период до одного года и 83% — на период до двух лет. Основной недостаток модели заключается в том, что ее можно применять главным образом для крупных компаний, котирующих свои акции на бирже. На рисунке 1.2 схематично отражена вероятность наступления банкротства.
Рисунок 1.2 - Схема вероятности наступления банкротства
Диагностический анализ дебиторской задолженности начинается с оценки объема дебиторской задолженности фирмы на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:
AR
ARR = ----------, где (1.3)
TCA
ARR (Account receivable ratio) - Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
AR (Account receivable) – Дебиторская задолженность фирмы, тыс. руб.;
TCA (Total current assets) – Оборотные активы, тыс. руб.
Средний срок оплаты счетов дебиторов в днях один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов (debtor days) или период оборота дебиторской задолженности (collection period) показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.[13]
Концепция, которая лежит в основе определения этого соотношения – средний срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые руководство устанавливает, т. е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а, следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов.
AR
DSO = --------------------- × 365,
NS
DSO (Days Sales Outstanding) - Средний срок оплаты счетов дебиторов;
AR (Account receivable) – Среднее
значение дебиторской
NS (Net Sales) – Суммарная выручка за год, тыс. руб.[14]
При вычислении берется среднее значение дебиторской задолженности за расчетный период для сглаживания пиковых значений - их использование может привести к появлению «псевдоэкстреммумов», чреватых возникновением заблуждений относительно тенденций развития фирмы. Тенденцию изменения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности часто используют при определении обоснованности скидки за ранние платежи.[47]
Взвешенное «старение» счетов дебиторов достаточно распространенный в мировой учетно-аналитической практике прием. Он дает дополнительную информацию о просроченной дебиторской задолженности.[6]
Оценка реального состояния дебиторской задолженности. В этой фазе анализа подробно рассматривается состав просроченной задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность, т. е. оценивается качество дебиторской задолженности. Исходной информацией для анализа являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами. Когда такая информация получена, составляется реестр «старения» счетов дебиторов, где все дебиторы ранжируются на 12 групп по убыванию величины задолженности.[15]
Такая группировка позволяет прогнозировать появление безнадежных долгов. Интересно отметить, что проведенное Министерством Торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Зависимость безнадежных долгов от срока счетов дебиторов
Срок дебиторской задолженности, дней |
Доля безнадежных долгов, % |
До 30 31 - 60 60 - 90 91 - 120 |
4 10 17 26 |
При этом, зависимость такова: в общей сумме дебиторской задолженности по срокам погашения до 30 дней около 4 % относится к разряду безнадежной; 31 – 60 дней – 10 %; 61 – 90 дней – 17 %; 91 – 120 дней – 26 %; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3 – 4 %.[24]
Данную фазу анализа рекомендуется заканчивать сводной таблицей оценки реального состояния дебиторской задолженности, используя следующий алгоритм (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Оценка реального состояния дебиторской задолженности
Классификация дебиторов по срокам возникновения |
Сумма дебиторской задолж.. (т.р.) |
Вероятность безнадежных долгов, отн. ед. |
Сумма безнадеж. долгов (2)*(3) (т.р.) |
Реальная величина задолженности (2)-(4)(т.р.) |
0 – 30 дней |
62,0 |
0,05 |
3,1 |
58,9 |
31 – 60 дней |
12,0 |
0,15 |
1,8 |
10,2 |
61 – 90 дней |
15,5 |
0,25 |
3,9 |
11,6 |
91 – 120 дней |
40,2 |
0,35 |
14,0 |
26,2 |
Св. 120 дней |
105,0 |
0,55 |
57,7 |
47,3 |
Итого: |
234,7 |
1 |
80,5 |
154,2 |
Пример графического представления результатов этой фазы анализа приведен на рисунке 1.3. Дебиторскую задолженность фирмы по отдельным ее «возрастным группам» можно полнее оценить, сравнивая с предшествующим периодом.
Следующий большой блок проблем, связанных с управлением дебиторской задолженностью – это разработка отдельных параметров кредитной политики предприятия. Понятно, что результаты анализа состояния дебиторской задолженности используются в этом процессе.[50]
Рисунок 1.3 - Графический анализ реестра «старения» счетов дебиторов
В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.[19]
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:
- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
- оплата за наличный
расчет (товар оплачивается полностью
в момент передачи товара, т.е.
происходит как бы обмен
- оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).[16]
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
- срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
- стандарты кредитоспособности
(критерии, по которым поставщик
определяет финансовую
- система создания резервов
по сомнительным долгам (предполагается,
что, как бы ни была отлажена
система работы с дебиторами,
всегда существует риск
- система сбора платежей
(сюда входят процедуры
- система предоставляемых скидок.[30]
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.[58]
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:
1) Оценка дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
2) Формирование принципов
кредитной политики по
3) Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
4) Формирование системы кредитных условий.
5) Формирование стандартов
оценки покупателей и
6) Формирование процедуры
инкассации дебиторской
7) Обеспечение использования
в организации современных
8) Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.[22]
Кредитная политика тесно взаимосвязана с маркетинговой политикой фирмы и ее целью является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.[21]
В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить стратегический вопрос: каким образом руководству фирмы следует достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?
Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами – консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются типы, описанные ниже.
Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики, фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.
Информация о работе Оценка и управление дебиторской задолженностью