Оценка и управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 00:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – оценка состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ИЗУМРУД»).
Результатом представленной дипломной работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………... 6
1.1. Сущность дебиторской задолженности и основ её управления 6
1. 2. Общая оценка и управление дебиторской задолженности фирмы 8
1. 3. Разработка кредитной политики фирмы 15
1. 4. Борьба с дебиторской задолженностью 26
II. ОЦЕНКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИЗУМРУД» 32
2. 1. Краткая характеристика общества ООО «ИЗУМРУД» 32
2.2. Методы управления дебиторской задолженности 34
2. 3. Оценка дебиторской задолженности ООО «ИЗУМРУД» 41
2. 4. Анализ кредитной политики ООО «ИЗУМРУД» 51
2.5. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ООО «Изумруд». 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 67
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Общество является коммерческой организацией. Организационная структура ООО «ИЗУМРУД» представлена на рисунке 2.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «ИЗУМРУД»

Общество в праве в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую ее полное фирменное наименование на русском языке и указание на его местонахождение.

Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Целями деятельности Общества является расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также:

- изучение и удовлетворение  спроса населения в товарах и услугах;

- продвижение на рынок  новых товаров;

- осуществление консультационной  деятельности;

- организация перевозок, предоставление транспортных услуг;

- внешнеэкономическая и  внешнеторговая деятельность, экпортно-импортные  операции;

- торгово-закупочная деятельность;

- сбыт продукции, работ, услуг.

Общество для достижения целей своей деятельности в праве нести обязанности, осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством Обществом с ограниченной ответственностью, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество является собственником имущества, приобретенного в процессе его хозяйственной деятельности. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение находящегося в его собственности имущества по своему усмотрению в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

Имущество Общества учитывается на его самостоятельном балансе.

Высшим органом управления Общества является общее собрание участников. Один раз в год Общество проводит очередное общее собрание. Проводимое помимо очередного общее собрания участников являются внеочередными.

Единоличным исполнительным органом является Генеральный директор.

Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов Общество вправе по решению общего собрания участников привлекать профессионального аудитора (аудиторскую группу), не связанного имущественными интересами с Обществом, лицом, осуществляющим функции Генерального директора, и участниками Общества.

Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов Общество обязательно в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Имущество Общества образуется за счет вкладов в уставной капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ. В частности, источниками образования имущества являются:

- уставный капитал Общества;

- доходы, получаемые от  основной деятельности Общества;

- кредиты банков и других  кредиторов;

- вклады участников.

Резервный фонд образуется за счет ежегодных отчислений в размере не более пяти процентов от чистой прибыли, до тех пор, пока сумма резервного фонда не достигнет пятнадцати процентов уставного капитала Общества. Если после достижения указанного размера резервный фонд будет израсходован, отчисления в него возобновляются вплоть до полного восстановления.

Резервный фонд предназначен для покрытия убытков Общества и не может быть использован для иных целей.

Решение распределения прибыли принимает общее собрание участников.

Общество в праве ежеквартально принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками Общества.

2.2. Методы управления дебиторской  задолженности

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- ограничение приемлемого  уровня дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное  поступление денежных средств;

- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования  долга;

- уменьшение бюджетных  долгов;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- исключение из числа  партнеров предприятий с высокой  степенью риска;

- периодический пересмотр  предельной суммы кредита;

- использование возможности  оплаты дебиторской задолженности  векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- выявление финансовых  возможностей предоставления предприятием  товарного (коммерческого кредита);

- определение возможной  суммы оборотных активов, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

- формирование условий  обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы  штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных  форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов  с целью уменьшения риска неуплаты  монопольным заказчиком.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства .

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей. По  товарному (коммерческому) кредиту  такая оценка осуществляется  обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором покупатель  осуществляет свою операционную  деятельность;

- объем и состав чистых  активов, которые могут составлять  обеспечение кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела  о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей  имеет целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности  основывается на результатах  ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их  категорий:

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  максимальном объеме, т.е. на уровне  установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  не предоставляется (при недопустимом  уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей, наряду  с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким  параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери .

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов.

Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников.

Основываясь на опыте реструктуризации и реформирования предприятий России можно предложить следующие меры по организации такой работы:

- создание целевой группы  по работе с дебиторской задолженностью;

- составление и анализ  реестра «старения» счетов дебиторов;

- разработка плана мероприятий  по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта;

- внесение информации  о планируемых суммах возвращаемой  задолженности в финансовый план  предприятия с последующим контролем  выполнения;

- разработка и утверждение положения о мотивации за результат, достигнутый целевой группой.

Целевая группа может состоять из сотрудников отделов маркетинга, сбыта, бухгалтерии. Численность группы зависит от масштабов предприятия и составляет 3-5 человек.

Как правило, после начала проработки реестра счетов дебиторов, определяются затраты, необходимые для возврата задолженности и сумма возврата.

Мероприятия по работе с дебиторами могут включать:

- телефонные переговоры;

- выезды к контрагентам;

- оформление договоров цессии;

- разработка схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией;

- разработка эффективных  бартерных схем;

- проработка возможностей  обращения в арбитраж.

Опыт реформирования российских предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести хороший результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.

Тем не менее, с точки зрения эффективного управления предприятием, важно не только в сжатые сроки вернуть средства, но и не допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого предела. Возникает задача планирования и управления дебиторской задолженностью.

Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии.

Информация о работе Оценка и управление дебиторской задолженностью