Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении подготовительной работы по составлению бухгалтерской отчётности и её значения в достоверности отчётных показателей.
Исходя из вышеуказанной цели, вытекают следующие задачи:
1.Определить основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности;
2.Рассмотреть требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности;
3.Рассмотреть подготовительную работу по составлению бухгалтерской отчётности, её значение в достоверности отчётных показателей.
4.Раскрыть содержание годовой отчётности на примере ООО «Сладкая фантазия».

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок формирования БФО.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2  Система законодательного  и нормативного регулирования  бухгалтерской отчётности

 

Учёт в России ведётся в соответствии с нормативными документами, одни из которых обязательны к применению, другие – носят рекомендательный характер. Существует четыре уровня документов (см. Приложение А).

1.  Первый  уровень  включает  в  себя  Гражданский кодекс  Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Конституция, Законы и Указы президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации. Фундаментом системы регулирования бухгалтерского  учёта является Федеральный закон « О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 г. №402  - ФЗ. В данном законе установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. В Законе о бухгалтерском учёте даётся определение бухгалтерской отчётности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах её хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учёта. Несколько статей Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчётности.

2.  Ко второму уровню относятся  документы, содержащие принципы  и базовые правила бухгалтерского  учёта конкретных операций по  отдельным участкам и видам  деятельности, то есть это национальные стандарты. К ним относят различные Положения по бухгалтерскому учёту. Многие Положения по бухгалтерскому учёту непосредственно связаны с составлением отчётности – это, прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации». К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учёта финансово – хозяйственной деятельности, являющийся базовым документом системы бухгалтерского учёта в России. План счетов – документ общего порядка; это документ является единым, обязательным к применению в предприятиях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчинённости, за исключением бюджетных организаций и банков.

3.  Третий уровень содержит  документы рекомендательного характера, разные методические указания, письма, которые разъясняют первые два уровня.

4.  Четвёртый уровень включает  все рабочие документы организации. Рабочий план счетов, формы бухгалтерской  отчётности, формы первичных документов  и другие, которые отражены в учётной политики   предприятия. [10, с.367]

 

 

1.3 Подготовительные мероприятия  к составлению достоверной бухгалтерской  отчётности

 

Составление бухгалтерской отчетности - это значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Объём работы предшествующий составлению годовой бухгалтерской отчётности, значительно больше объёма работы, проводимого перед формированием промежуточной отчётности. К основным подготовительным мероприятиям перед составлением бухгалтерской отчётности относят:

1. Инвентаризация статей бухгалтерского  баланса. Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учёта  и бухгалтерской отчётности, предприятия  обязаны проводить инвентаризацию  имуществ  обязательств, в ходе  которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.

2. Перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности (кроме  имущества, инвентаризация которого  проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.

3.   При смене материально  ответственных лиц.

4. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

5.  В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными  условиями.

6.    При реорганизации или  ликвидации организации.

7.   В других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1.  Излишек имущества приходуется  по рыночной стоимости на дату  проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Излишки, выявленные при проведении инвентаризации, отражают по дебету счетов учёта имущества 01 «Основные средства» (10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и другие) в корреспонденции с кредитом счёта 91 «Прочие доходы и расходы». При этом основные средства и материально – производственные запасы, выявленные в излишке, следует учитывать по рыночной цене.

При годовой инвентаризации излишки и недостачу на бухгалтерских счетах отражают на дату составления годовой бухгалтерской отчётности, (то есть не позднее 31 декабря отчётного года).

2. Недостачу, выявленную при проведении  инвентаризации, в бухгалтерском учёте отражают по дебету счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов учёта имущества 01 «Основные средства» (10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и другие). При этом недостающие товарно-материальные ценности учитывают по фактической себестоимости.

Основные средства -  по остаточной стоимости. Недостача материально-производственных запасов или их порча в пределах  норм  естественной убыли относятся на издержки  производства   или

обращения.

Недостача материально-производственных запасов или их порча сверх норм относятся на счёт виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты предприятия по дебету субсчёта 91.02 «Прочие расходы» и кредиту счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

2.   Проверка записей на  счетах бухгалтерского баланса.

Чтобы быть уверенным в правильности показателей бухгалтерской отчётности и исключить претензии работников налоговых органов, главному бухгалтеру необходимо ещё раз проверить записи бухгалтерского учёта.

Для того чтобы бухгалтерская отчётность соответствовала предъявленным к ней требования, должны соблюдаться следующие условия:

1.  Отражение  хозяйственных  операций в учёте только на  основании надлежаще оформленных  первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей).

2.  Отражение  за  отчётный  период всех  хозяйственных  операций  и результатов инвентаризации.

3.   Совпадение  данных  синтетического и аналитического учёта.

4. Отражение хозяйственных  операций не  противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов.

5.   Выбранная  организацией  система  регистров бухгалтерского  учёта позволяет получить все аналитические данные, требующиеся для расчёта показателей, установленных формами отчётности.[14, с.656]

В течение месяца на основании первичных документов в учётных регистрах формируется вся информация об объектах бухгалтерского учёта. Итоговые данные учётных регистров используются для составления записей по счетам Главной книги.

В конце отчётного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству счетов выводится конечное сальдо.

Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.

Со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» в конце каждого месяца финансовый результат переносится на счёт 99 «Прибыли и убытки». Но все субсчета этих счетов имеют сальдо, величина которых накапливается с начала года. В конце года производятся внутренние записи по закрытию всех субсчетов. Счета 99 «Прибыли и убытки» закрывается один раз в конце года.

По некоторым счетам, например 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчёты по налогам и сборам», 71 «Расчёты с подотчётными лицами», 75 «Расчёты с учредителями», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развёрнутое сальдо.

Отражение развёрнутого сальдо в балансе (в активе дебетового, а пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения предприятия.

Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свёртывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту, остатки) используются для составления бухгалтерской отчётности. Чтобы убедить в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам. Обычно проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

- сличают обороты по каждому  синтетическому счёту с итогами документов, послуживших основанием для записей;

- сравнивают между собой обороты  и остатки по всем счетам  бухгалтерского учёта;

- сверяют обороты и остатки  или только остатки по каждому  синтетическому счёту с соответствующими показателями аналитического учета.

Для сверки данных аналитического и синтетического учёта, а также для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам составляется оборотно - сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счётом, т.е. составляется несколько оборотно – сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна по синтетическим.

Проверка учётных записей на синтетических счетах осуществляется по итогам оборотно – сальдовой ведомости. Имеющиеся в ней три пары суммовых граф должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равные друг другу.

Отсутствие равенства, в какой либо паре граф указывает на ошибку в записях или подсчёте записей по счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учёта.

3.   Исправление выявленных  ошибок.

Минфином России утверждено ПБУ 22/2010 об исправлении ошибок. Положение устанавливает ряд новых правил изменения  ошибочных  записей,

в том числе за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Ошибкой признается неправильное отражение или не отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности.

 ПБУ 22/2010 вводит понятие «существенная ошибка». Такая ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. При этом существенность ошибки предприятие определяет самостоятельно. Критериями существенности являются величина и характер соответствующей статьи бухгалтерской отчетности.

В пункте 4 ПБУ 22/2010 говорится, что выявленные ошибки и их последствия нужно обязательно исправлять. Правила внесения изменений в учет и отчетность представим в виде таблицы.

Порядок исправления ошибок и их последствий:

1. Ошибка отчётного года выявлена  до окончания текущего года. Исправляют записями по счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.

2.  Ошибка отчетного года выявлена  после окончания этого года, но  до даты подписания бухгалтерской  отчетности за этот год.

Исправляют записями по счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность).

3.  Ошибка предшествующего отчетного  года не является существенной  и выявлена после даты подписания  бухгалтерской отчетности за  этот год. Исправляют записями  по счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.

4. Существенная ошибка предшествующего  отчетного года выявлена после  даты подписания бухгалтерской  отчетности за этот год, но  до даты представления такой  отчетности собственникам организации.

Исправляют записями по счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (п. 2). Если бухгалтерская отчетность за этот год была представлена каким-либо иным пользователям (не собственникам), то ее нужно заменить на отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена.

5. Существенная ошибка предшествующего  отчетного года выявлена после  подачи бухгалтерской отчетности  за этот год собственникам, но  до даты утверждения такой  отчетности. Исправляют записями  по счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (п. 2). При этом в пересмотренной бухгалтерской отчётности раскрывают информацию о том, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчётности.

Информация о работе Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности