Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении подготовительной работы по составлению бухгалтерской отчётности и её значения в достоверности отчётных показателей.
Исходя из вышеуказанной цели, вытекают следующие задачи:
1.Определить основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности;
2.Рассмотреть требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности;
3.Рассмотреть подготовительную работу по составлению бухгалтерской отчётности, её значение в достоверности отчётных показателей.
4.Раскрыть содержание годовой отчётности на примере ООО «Сладкая фантазия».
Статью «Доходы от участия в других организациях» (строка 080) заполняют в том случае, если организация признает такие доходы в составе прочих операционных доходов. Однако если для фирмы доходы от участия в уставных капиталах других организаций являются постоянными, то по решению руководства такие поступления могут быть классифицированы как доходы от обычных видов деятельности. Тогда их следует показать по строке 010.
Необходимо учитывать, что утвержденная приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н форма Отчета о прибылях и убытках не предусматривает формирование показателей об имевших место в течение отчетного периода чрезвычайных доходах и расходах.
Как отмечено в письмах Минфина России от 29 сентября 2003г. № 16-00-17/31 «О порядке представления бухгалтерской отчетности» и от 2 марта 2004 г. № 16-00-16/29, в случае наличия чрезвычайных доходов (расходов) в течение отчетного периода, организация при составлении Отчета о прибылях и убытках может включать эти показатели перед данными о прибыли (убытке) до налогообложения исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности. Таким образом, если в течение отчетного периода в бухгалтерском учете организации были отражены чрезвычайные доходы (расходы), они отражаются по дополнительно вводимым статьям «Чрезвычайные доходы» и «Чрезвычайные расходы». Их нумерация может быть приведена как 131 и 132 соответственно.
По статьям «Отложенные налоговые активы» (строка 141), «Отложенные налоговые обязательства» (строка 142), «Постоянные налоговые обязательства (активы)» (строка 200 раздела «Справочно») отражаются соответствующие показатели, рассчитанные согласно предписаниям ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Малые предприятия могут поставить прочерк в указанных строках.
По статье «Текущий налог на прибыль» (строка 150) отражается сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с нормами ПБУ 18/02. Полученный результат должен быть подтвержден данными налоговой декларации по налогу на прибыль, и приводится он в круглых скобках.
И опять же, утвержденная приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н форма Отчета о прибылях и убытках не предусматривает собой формирование показателя, отражающего сумму начисленных в течение отчетного периода налоговых санкций. Как разъяснено в письме Минфина России от 2 марта 2004 г. № 16-00-16/29 они должны быть отражены по свободной строке отчета после показателя «текущего налога на прибыль», и при этом исходя из положений п.79 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности суммы санкций не должны учитываться при исчислении показателя условного расхода (дохода) по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02.
Таким образом, если в течение отчетного периода организация отражала в бухгалтерском учете суммы налоговых санкций, их величина показывается по дополнительно вводимой статье «Налоговые санкции» отчета в круглых скобках (рекомендуемая нумерация строки – 151).
По свободным строкам типовой формы отчета после строки 150 приводятся также данные об исчисленных к уплате по принадлежности суммах налога на вмененный доход, налога на игорный бизнес; о суммах доплаты налога на прибыль в связи с обнаружением ошибок (искажений) в предыдущих налоговых (отчетных) периодах.
В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков Отчета расшифровываются наиболее значимые виды доходов и расходов, полученных (выявленных) организацией в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный предыдущий период.
3 Рекомендации по совершенствованию порядка формирования бухгалтерской отчетности в ООО «Сладкая фантазия»
За последние годы все больше фирм сталкивается с проблемой подготовки своей отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО).
Трансформация (restatement) - это процесс подготовки отчетов по МСФО на заданную дату путем внесения корректировок в статьи российской отчетности для приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов. Трансформация не требует обязательного наличия специализированных программ и может проводиться с использованием электронных таблиц, например MS Excel.
Трансформация по своей сути - это перегруппировка учетных данных фирмы в другой бухгалтерский стандарт. Единого алгоритма трансформации отчетности нет. Следовательно, каждый случай требует индивидуального подхода.
Процесс трансформации можно представить себе как корректировку данных предшествующих отчетных периодов. При этом в отчетность, которая сформирована в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета, вносят изменения для того, чтобы привести ее в соответствие с международными стандартами.
Перед тем как непосредственно приступить к процессу трансформации, необходимо обладать достаточной информацией о предприятии. Помимо российской бухгалтерской отчетности, которая, собственно, и подлежит трансформации, это могут быть сведения о структуре предприятия, основном виде ее деятельности и др. Более подробно список необходимых данных можно представить так:
1. Структурная схема организации;
2. Правовой статус и время образования компании;
3. Объем уставного капитала и информация об операциях с ним;
4. Подробные данные о среднесписочной численности работников;
5. Данные о событиях после отчетной даты и информация о возможном материальном ущербе;
6. Данные об имуществе, переданном в залог;
7. Кредитные договоры с банками и т. д.
При составлении финансовой отчетности по МСФО компании используют валюту, в которой совершается большинство операций. Однако, чтобы удовлетворить требования различных пользователей отчетности, могут быть подготовлены варианты отчетов и в других валютах.
Во-первых, выявляются расхождения в учете по российским стандартам с МСФО. Для этого, в частности, проводится:
1. Инвентаризация запасов на отчетную дату, в процессе которой определяется их рыночная стоимость;
2. Инвентаризация дебиторской задолженности с целью начисления резерва сомнительных и безнадежных долгов;
3. Инвентаризация основных средств на предмет установления их чистой рыночной стоимости и обесценения, вызванного моральным и физическим износом функционирующих в настоящее время активов;
4. Оценка долгосрочных финансовых инвестиций и инвестиционной собственности по рыночной стоимости с последующим начислением резерва переоценки этих активов.
Во-вторых, составляются корректировочные проводки, а План счетов приводится в соответствие с планом счетов по МСФО. При составлении корректировочных проводок в действующем российском Плане счетов рекомендуем выделить два дополнительных счета:
1. Счет 84-11 «Корректировки нераспределенной прибыли/непокрытого убытка отчетного периода» - для группировки корректировочных проводок по событиям, относящимся к отчетному периоду;
2. Счет 84-12 «Корректировки нераспределенной прибыли/непокрытого убытка прошлых лет» - для группировки корректировочных проводок по событиям прошлых лет.
Международные стандарты финансовой отчетности не предписывают определенную структуру для Плана счетов и их нумерацию. Поэтому предприятие, в зависимости от вида своей деятельности, вправе самостоятельно разработать свой План счетов. Схематически его структуру можно представить так:
1. Текущие (оборотные) активы;
2. Долгосрочные (внеоборотные) активы;
3. Краткосрочные обязательства;
4. Долгосрочные обязательства;
5. Собственный капитал;
6. Доходы от основной деятельности;
7. Расходы от основной деятельности;
9. Расходы по реализации и административно-управленческие расходы;
10. Доходы и расходы от неосновной деятельности.
В-третьих, разрабатывается трансформационная модель. Это совокупность электронных таблиц, куда заносятся данные российской бухгалтерской отчетности, корректировки и получаемые в результате данные международной отчетности. В самом простом варианте у предприятия может быть всего одна трансформационная таблица, в которой по строкам показывается наименование статей баланса и отчета о прибылях и убытках по МСФО, а по столбцам - остатки по данным российского бухучета, номера трансформационных проводок и выводимые на их основе цифры отчетности по МСФО.
В-четвертых, составляются проводки по реклассификации, то есть необходимо перенести уже скорректированные остатки с российского Плана счетов на план счетов по МСФО. Его предприятие разрабатывает самостоятельно, в зависимости от вида своей деятельности.
В-пятых, составляется трансформированная отчетность. Рассмотрим методику трансформации на конкретном примере. Она может отличаться в зависимости от вида деятельности фирмы.
Предлагаем трансформацию отчетности в соответствии с МСФО проводить на основе табличного редактора MS Excel путем составления набора взаимосвязанных электронных таблиц.
Большая их часть - аналитические расшифровки по основным статьям баланса, частично по отчету о финансовых результатах, отчету о движении денежных средств и изменениях в капитале. Для того, чтобы реально работал этот метод трансформации, ко всему массиву операций нужны дополнительные сведения, которых принципиально нет в российском учете. Взять, например, основные средства. Их стоимость и амортизация по МСФО рассчитываются иначе, чем по РСБУ. Значит, для их определения понадобится расшифровочная информация. Результат - отдельная таблица по основным средствам, в которой каждое основное средство должно быть представлено отдельной строкой. Так же по запасам, нематериальным активам, кредитам, ценным бумагам и прочему - то есть по всем видам операций предприятия.
В каждую аналитическую таблицу построчно вносятся данные по объектам учета или операциям (как информация по РСБУ, так и различные классифицирующие признаки по МСФО) и формулы пересчета их характеристик в соответствии с международными стандартами. В расчетных колонках получаем искомый результат.
Количество таких таблиц велико, но не безгранично, определяется здравым смыслом и наиболее существенными расхождениями между российскими правилами учета и МСФО. Всего потребуется заполнить порядка 20-30 форм. Трудоемкость этой задачи зависит от масштаба деятельности предприятия и объема входящей информации.
Работа по заполнению аналитических таблиц в основном ведется вручную. Автоматизировать регулярный импорт нужных данных из разных, не только бухгалтерских, учетных систем в Excel достаточно сложно. Процесс заполнения таблиц строится так. Сотрудникам разных отделов бухгалтерии раздаются Excel-формы, которые заполняются, форма автоматически, если в ней заложены соответствующие алгоритмы, сама себя проверяет, после чего поступает в подразделение, занимающееся трансформацией. Там эти данные либо непосредственно используют, либо переносят в общий файл.
Есть два варианта трансформации в Excel: все таблицы находятся на разных листах одного файла либо разнесены по разным файлам. В первом случае проще установить упорядоченную систему связей и формул, но совершенно невозможно разграничить доступ. Файл, открытый одним сотрудником, будет недоступен для одновременной работы другому. Во втором - возможна ситуация, когда один работник трудится над одним отчетом, второй в то же время - над другим, но грамотно связать данные достаточно сложно, но не невозможно.
При работе с аналитическими таблицами практикуются два подхода. Если компания небольшая, операций немного, то данные по каждой можно обработать и пересчитать отдельно. Если их тысячи, это просто нереально. В таком случае используется метод экстраполяции. Берется некая выборка значимых операций, на ее основе определяются их расчетные характеристики по МСФО, и данная методика применяется ко всему массиву операций.
Когда аналитические таблицы готовы, а данные в них пересчитаны, приходит время корректирующих проводок. В большинстве случаев они «рисуются» на отдельном листе, причем без особой связи с исходными данными: дебет-кредит, сумма. На практике встречаются самые разные варианты, например корреспонденция счетов может меняться в зависимости от того, доход получился в итоге или расход. Поэтому зачастую корректировки рассчитываются на тех же листах, что и аналитика, а потом вручную сводятся вместе на отдельном листе.
Окончательное преобразование российской отчетности в международную происходит в так называемой горизонтальной модели трансформации. Она представляет собой план статей баланса и отчета о прибылях и убытках (их обычно размещают на одном листе, что - бы просматривать во взаимосвязи). В модель включены результаты первоначальной трансформации из РСБУ, последовательно все корректирующие проводки (чтобы видеть, как менялось значение каждой статьи) и конечный результат по МСФО.
На отдельном листе сводятся (вручную или автоматически) непосредственно финальные отчеты и примечания: необходимые расшифровки и пояснения к ним.
Информация о работе Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности