Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования Бахшиевой А.О. не вызывает сомнения в связи с тем, что проблема государственного регулирования сельского хозяйства в условиях трансформации российской экономики требует пристального внимания исследователей и специалистов- практиков. Выявление и осмысление новых, а также переосмысление ранее известных фактов, процессов и тенденций позволят объективно оценить эффективность государственной политики в агропромышленной сфере, как на уровне Федерации, так и на уровне отдельных ее субъектов, а также определить возможности улучшения государственного регулирования сельского хозяйства.
введения ограничений и запретов определенных видов экономической деятельности, государственного лицензирования; непосредственного управления отраслями и предприятиями сельскохозяйственного производства, являющимися государственной или муниципальной собственностью.Косвенное регулирование аграрного сектора осуществляется следующими методами:
налоговое регулирование. Выполняется путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов и т.д. В том же направлении действуют пошлины и таможенные сборы;
денежно-кредитное регулирование, посредством которого правительство воздействует на денежное обращение. Государство через Центральный банк управляет эмиссией и общей денежной массой, устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента, выпускает облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и таким образом оказывать воздействие на хозяйственную жизнь;
ценовое регулирование. Осуществляется посредством установления на некоторые общественно значимые товары и услуги предельных цен. Ценовое регулирование проявляется также в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий- монополистов, параметров, определяющих величину цен.
Кратко рассмотрим содержание и назначение отдельных методов экономической поддержки сельского хозяйства.
Субсидии и компенсации могут быть: инвестиционными (прямые инвестиции государства или частичное субсидирование капитальных вложений); дотирующими покупку и использование тех или иных средств производства (горюче-смазочных материалов, электрической и тепловой энергии, удобрений), а также поддерживающими определенный уровень доходов в сельском хозяйстве. Субсидии предоставляются в случае стихийных бедствий, при создании условий для сохранения сельскохозяйственного производства в районах с неблагоприятными условиями, для обеспечения консервации земельных угодий и осуществления экологических программ, поддержания плодородия почвы и пр. В ряде развитых стран применяются субсидии для потребителей.
Различные схемы реструктуризации задолженности, как правило, применяются для облегчения долгового бремени товаропроизводителей, создания условий для возвращения долгов государству. В качестве конкретных видов долгов может быть задолженность по централизованным кредитам, по налогам в федеральный и региональный бюджеты, по выплатам во внебюджетные фонды.
Поддержка страхования заключается, как правило, в компенсации части страховых выплат сельскохозяйственных товаропроизводителей. В России применяется страхование урожаев. В мировой практике существует также страхование доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кредитные методы регулирования выражаются, прежде всего, в предоставлении государством возможностей получения производителями в сельском хозяйстве льготного кредита. Кроме того, могут создаваться условия для развития кредитных организаций.
Налоговые методы регулирования связаны с действием разнообразных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, акцизов, земельного налога. Важное значение имеет тяжесть налогового бремени. Формирование льготного режима налогообложения сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств является серьезным вкладом в улучшение экономического состояния сельскохозяйственных организаций.
Одним из основных инструментов государственной поддержки сельского хозяйства является регулирование ценообразования в данном секторе
п
экономики . В научной литературе нет единого мнения по поводу способов и размеров такого регулирования. Между тем ученые, занимающиеся вопросами ценообразования в АПК в России, единогласны в том, что в процессе государственного регулирования должен применяться ценовой механизм, сочетающий свободные (договорные) цены на продукцию сельского хозяйства с
Попова Л. Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России // Вопросы экономики. - 2010.-№7.-С. 79.
регулируемыми: целевыми, гарантированными, залоговыми, ориентированными (рекомендуемыми), пороговыми.
Распространенным инструментом повышения фермерских цен являются прямые ценовые субсидии производителям. Прямыми они называются потому, что не связаны с интервенционными закупками или ограничениями на производство. Государство устанавливает некоторую минимальную гарантированную цену на продукт (целевую цену), которую обязуется обеспечить фермерам. Если рыночные цены оказываются выше целевой, то доход фермера определяется только условиями реализации продукции, если ниже, то фермеру по предъявлении квитанции о реализации продукции государство доплачивает компенсационную разницу (разностные платежа). Разновидность этого механизма - выплата фермеру твердой субсидии на единицу реализованной продукции. Применение компенсационных платежей на основе целевых цен стимулирует развитие сельскохозяйственной экономики и не ведет к аккумулированию запасов продукции.
Механизм ценового регулирования встроен также во внешнеторговые отношения и направлен на защиту отечественных рынков и производств. В качестве базовых инструментов используются таможенные пошлины и компенсационные платежи (импортные тарифы), покрывающие разницу между внутренними и импортными ценами, а также компенсационные платежи экспортерам сельскохозяйственной продукции (экспортные субсидии), дающие им возможность вывозить продовольствие на мировой рынок. В последние годы возрастает значение таких защитных мер, как санитарные и ветеринарные ограничения, которые носят более жесткий характер, чем тарифы, так как могут полностью ограничить ввоз продукта из какого-либо региона. Чем хуже условия производства внутри страны, тем сильнее должна быть система защиты. Например, в Японии сложилась уникально жесткая система лицензирования и ограничения импорта высокими пошлинами: в эту страну свободно могут ввозиться лишь масличные и фуражное зерно.
Субъектом государственной поддержки сельского хозяйства могут выступать законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления, также коммерческие организации и структуры, представляющие государственно-частное партнерство.
По объекту государственной поддержки можно выделить регулирование производства, потребления, доходов, цен рынков сельскохозяйственной продукции, социального развития.
Государственная поддержка сельского хозяйства может выполнять различные цели. Она может способствовать как увеличению производства, так и его ограничению. Программы поддержки производства традиционно прояв- ляются в субсидиях, компенсациях. Страхование урожаев, льготное кредитование, развитие лизинга также следует отнести к поддержке производства.
Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства является одним из видов государственной поддержки. Методы государственной финансовой поддержки способствуют осуществлению процесса финансирования, образования и снабжения предприятий, организаций сельского хозяйства денежными ресурсами, сформированными прежде всего из средств федерального и региональных бюджетов. Кроме того финансирование сельского хозяйства может осуществляться и из других источников.
В Российской Федерации источники финансирования сельскохозяйственного производства обычно делят на три основные группы, каждая из которых включает определенный состав элементов:
собственные средства;
заемные (привлеченные) средства;
государственные средства.
Анализ состава элементов, входящих в каждую группу источников финансирования, позволил выделить основные формы финансирования сельскохозяйственной деятельности:
самофинансирование;
акционерное финансирование;
заемное финансирование;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 6
Сельское хозяйство как объект государственного регулирования6
Методы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства 11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ 26
Особенности современного состояния сельскохозяйственного производства в России 26
Приоритетные направления развития сельского хозяйства, требующие государственной поддержки 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
лизинговое финансирование;
бюджетное финансирование.
Рассмотрим кратко указанные формы финансирования сельского хозяйства:
Полное внутреннее самофинансирование является самым надежным и предусматривает финансовое обеспечение процесса воспроизводства исключительно за счет собственных (внутренних) источников. Этот метод финансирования характеризуется в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа».
Важнейшими собственными источниками финансирования являются чистая прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль выступает как основная форма чистого дохода организации, выражающая стоимость прибавочного продукта и являющаяся обобщающим показателем результатов деятельности.
После уплаты налогов и других обязательных платежей в распоряжении организации остается чистая прибыль, которая накапливается в виде резервного капитала, нераспределенной прибыли и фонда накопления. Как правило, часть прибыли, направляемая на инвестиционные цели, аккумулируется в фонде накопления и других фондах аналогичного назначения. Фонд накопления выступает как форма средств хозяйствующего субъекта, используемых для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.д. Резервный фонд создается для покрытия убытков предприятия, погашения облигаций и выкупа собственных акций и паев. Нераспределенная часть прибыли также может быть направлена для капитализации, так как по своему экономическому содержанию прибыль является одной из форм резерва собственных средств, используемых на развитие. Величина чистой прибыли, направляемой на производственное развитие, зависит от нескольких факторов: объема реализации продукции, цены, себестоимости единицы продукции, ставки налога на прибыль, политики распределения на потребление и развитие организации, которая основывается на избранной общей стратегии экономического развития.
Следующим по значению собственным источником финансирования являются амортизационные отчисления, которые образуются на предприятиях в результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость готовой продукции. Денежные средства, высвобождающиеся в процессе постепенного восстановления стоимости основных производственных фондов, аккумулируются в виде амортизационных отчислений в амортизационном фонде. Величина амортизационного фонда зависит от объема основных фондов организации, их первоначальной или восстановительной стоимости, видовой и возрастной структуры, а также целей и используемых методов начисления.
В целях создания условий для развития инновационных процессов и внедрения более передовых машин, оборудования и технологий сельскохозяйственным кооперативным организациям предоставлено право применения механизма ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого и полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения. При введении ускоренной амортизации минимизируются издержки производства, снижается прибыль, но увеличивается денежный поток, при этом организация получает возможность увеличить темпы обновления оборудования и за счет этого повысить конкурентоспособность. Наряду с ускоренной амортизацией сельскохозяйственным организациям всех форм собственности разрешено применять понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям, что в случае невысокой финансовой устойчивости предприятия позволяет снижать долю амортизации в составе себестоимости продукции, уменьшить цены реализации и совокупные налоговые платежи, что способствует выводу организации на точку безубыточности производства.
Акционерное финансирование представляет собой вклады юридических и физических лиц в уставной капитал сельскохозяйственной организации, в результате которых инвесторы становятся ее собственниками. Мобилизация финансовых ресурсов в рамках данного метода финансирования осуществляется через рынок ценных бумаг. Ценные бумаги, акции, обращающиеся на рынке, по экономическому содержанию являются долевыми, представляющими собой непосредственную долю их владельца в реальной собственности и делающие его совладельцем последних. Увеличение собственного капитала через выпуск акций возможно при преобразовании предприятия, испытывающего потребность в финансовых средствах, в акционерное общество или при выпуске уже функционирующим акционерным обществом новых акций, которые могут размещаться как среди прежних, так и среди новых акционеров. При этом различаются два варианта размещения: публичное, когда ценные бумаги предлагаются неограниченному кругу инвесторов, и частное - для ограниченного числа инвесторов. Публичное размещение предусматривает более полное раскрытие информации. При частном размещении процедура обычно бывает более упрощенной и подразумевается, что инвесторы достаточно квалифицированы для того, чтобы определиться с рисками, связанными с покупкой данных бумаг. Вклады инвесторов в собственность предприятия можно классифицировать в зависимости от формы финансирования: на куплю-продажу пакета акций основной эмиссии, куплю- продажу пакета акций дополнительной эмиссии, рекапитализацию (куплю пакетов акций дополнительной эмиссии учредителями).
При реализации взаимоотношений участников акционерного финансирования инициатор проекта получает возможность осуществить проект за счет привлечения инвестиций и максимизировать прибыль, а инвесторам предоставляется возможность получить в собственность акции привлекательного предприятия.
Заемное финансирование может выступать в форме кредитов и займов, полученных из различных источников, выпуска облигаций и других долговых обязательств. Мобилизация финансовых ресурсов в рамках данного метода финансирования осуществляется через рынок ценных бумаг, рынок кредитных ресурсов. Под кредитом понимается ссуда в денежной или товарной форме, выданная на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщику процента за пользование ссудой.
Государственное (бюджетное) финансирование осуществляется чаще всего в форме финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов, финансирование в рамках целевых программ, предоставлений субсидий, дотаций сельхозпроизводителям и т.д.
Основными источниками финансирования являются федеральный, бюджеты субъектов РФ, которые вместе с бюджетами органов местного самоуправления (муниципальных образований) составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Информация о работе Проблемы и перспективы сельского хозяйства в России