Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования Бахшиевой А.О. не вызывает сомнения в связи с тем, что проблема государственного регулирования сельского хозяйства в условиях трансформации российской экономики требует пристального внимания исследователей и специалистов- практиков. Выявление и осмысление новых, а также переосмысление ранее известных фактов, процессов и тенденций позволят объективно оценить эффективность государственной политики в агропромышленной сфере, как на уровне Федерации, так и на уровне отдельных ее субъектов, а также определить возможности улучшения государственного регулирования сельского хозяйства.
Такая концепция должна включать установление твердых закупочных цен на продовольствие, на дополнительные закупки избыточной сельскохозяйственной продукции государством.
Закупочные цены должны возмещать издержки производства во всех зонах, где осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции, и обеспечивать условия для расширенного воспроизводства. В течение года должна осуществляться их ежемесячная индексация в связи с изменением цен на материальные ресурсы и услуги, процента за пользование кредитом и других условий.
В-третьих, устранение системы межрегиональных торговых барьеров и
развитие системы оптовых продовольственных рынков.
Это направление близко к предыдущему и также затрагивает вопросы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.
Несмотря на то, что в Государственной программе « О развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» указанное направление выделено в самостоятельный раздел и в программе «Здоровье нации» также обращено внимание на него, оно не получило должного развития. По этой причине сельскохозяйственные товаропроизводители не могут своевременно и по достойной цене продать на оптовом рынке свою продукцию, а с учетом качества российских дорог эта проблема усложняется для них еще больше. Ввиду этого приходится прибегать к помощи многочисленных посредников, которые «накручивают» цену на сельскохозяйственную продукцию. Эта цена становится невыгодной для товаропроизводителя и неподъемной для покупателя сельскохозяйственной продукции. Негативное влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям. Ограничения на вывоз снижает уровень конкуренции на рынке, ведет к росту цен, что опосредованно ведет к сокращению спроса. Государство должно выравнивать цены на одну и ту же продукцию в разных регионах, устанавливать цены на таком уровне, чтобы это было выгодно и покупателям и производителям.
В-четвертых, финансовую помощь отечественному производителю и поддержание его конкурентоспособности
Решение этого направления непосредственно связано с ограничением импорта. Конечно, совершенно устранить импорт продовольствия невозможно. Существует мировая система общественного разделения труда и по импорту паша страна получает ту продукцию, которую сама производить вряд ли, когда-нибудь сможет (тропические фрукты, специи и др.) Однако, большинство сельскохозяйственных производств Россия может освоить у себя. Примером может служить птицеводческая отрасль. Так, объемы производства мяса птицы еще в 2008 году превзошли уровень 1990 года и на 70% превзошли среднегодовой уровень производства птицы 1995 года. По технико- экономическому уровню отечественные птицефабрики не уступают мировым показателям. Но даже при таких успехах для обеспечения рентабельности птицеводческой продукции выделяются государственные субсидии.
Поддержка отечественного производителя может осуществляться и мерами таможенного регулирования, путем увеличения таможенных пошлин на ввозимую иностранную продукцию. Увеличение пошлин на нее обеспечивает конкурентные преимущества российского производителя на внутреннем рынке. В то же время в сравнении с мировыми аналогами его продукция мо- жет значительно проигрывать. Рост пошлин на ввозимую иностранную продукцию можно рассматривать как средство определения баланса между развитием конкуренции и лоббированием интересов отечественных производителей. Положительный эффект этой меры ограничен по времени и величине, в то время как отрицательные последствия в случае длительного периода введения пошлин могут быть весьма существенны.
В-пятых, государственную финансовую поддержку малорентабельных хозяйств.
Главные меры государственной финансовой поддержки отечественного производителя - это предоставление льготных кредитов, лизинг сельскохозяйственной техники, выделение субсидий на приобретение племенных животных, предоставление налоговых льгот при реорганизации производства, участие в страховании урожая и др.
Государственную помощь в основном получают сильные хозяйства, имеющие залоговую базу и возможности погашения кредитов. Низкорентабельные и убыточные хозяйства, которых в стране большинство, не могут воспользоваться предоставляемыми льготами.
Причиной этому - их тяжелое финансовое состояние, которое характеризуется:
■ незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта;
нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства;
высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджеты всех уровней, и внебюджетные фонды. Большая часть этих средств приходится на выплату штрафов за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве. В силу этого большая часть сельхозпроизводителей имеет блокированные банковские счета.
Представляется, что государство должно поддерживать не только рентабельные хозяйства, но и убыточные. При этом должен быть проведен глубокий анализ выяснения причин, приведших хозяйства к убыточности. Кроме того, государственная поддержка должна сопровождаться повышением требований к сельхозпроизводителям. Главные требования, предъявляемые к ним должны являться - повышение производительности труда их хозяйств, расширение производства и числа работающих в нем, увеличение качества продукции, рост объемов производства и др.
В-шестых, финансовую помощь в поддержке сохранения качества и эффективного использования земли.
Россия обладает огромными земельными ресурсами. Как уже было сказано к настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв. В последнее время в правительственных выступлениях и в прессе муссируется мнение о необходимости освоения новых земель. Хотя в центральных регионах и около Москвы большое количество земель не распахано и поросло бурьяном. Однако, освоение новых земель - это дорогостоящий проект. Для освоения земли надо изменить демографическую ситуацию, привлечь в село миллионы людей. Но для этого жизнь на селе должна стать комфортной и привлекательной. Необходимо построить современное благоустроенное жилье, создать социальную инфраструктуру и т.д. Переселение людей должно быть добровольным, при этом государство должно оказывать мощную финансовую поддержку.
В-седьмых, финансовую поддержку развития отечественных промышленных предприятий, производящих продукцию для сельского хозяйства России
Среди таких предприятий можно выделить две группы:
%
предприятия, которые работают исключительно на внутренний рынок (заводы сельскохозяйственного машиностроения);
предприятия со своей продукцией, выходящие на внешний рынок (производители минеральных удобрений).
Первая группа предприятий,
столкнувшись с резким сужением рынка
своей продукции, оказалась в глубочайшем
кризисе. Затянувшиеся процессы их реструктуризации
и модернизации привели к критическому
отставанию от потребностей агропродовольственного
сектора. Сдерживается организация дилерских
сетей современного типа, формирование
лизинговых компаний. Для развития этой
группы предприятий государство должно
создать условия для привлечения частного
капитала, разработать механизм их льготного
кредитования коммерческими банками,
систему государственно-частного партнерства
и др. Предприятия, имеющие выход на внешний
рынок, не столь сильно пострадали от сужения
спроса на внутреннем рынке. Но при росте
внутреннего спроса на их продукцию и
желая сохранить за собой сегмент внешнего
рынка, такие предприятия должны модернизировать
свои производства, как за счет собственных
средств, так и за счет привлеченных инвестиций
государственных, частных, иностранных.
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агропромышленный комплекс в настоящее время включает в себя три сферы:
совокупность отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства, занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;
сельскохозяйственное производство (аграрный сектор в узком смысле);
совокупность отраслей, обеспечивающих доведение сельхозпро- дукции до потребителя (заготовительную сеть, переработку продукции, хранение, транспортировку, системы оптовой и розничной торговли).
Несмотря на наблюдающиеся в российском аграрном секторе с 2000 года положительные тенденции (рост производства зерна, других сельхозкультур, снижение числа убыточных хозяйств, увеличение рентабельности, особенно в зерновом секторе), в отрасли остается нерешенным значительное число проблем. К наиболее серьезным, требующим безотлагательного решения, можно отнести низкую инвестиционную активность; снижение уровня технической оснащенности хозяйств; усиление диспаритета цен вследствие систематического роста цен на ГСМ; экспансию импорта вследствие недостаточно эффективной таможенно-тарифной политики; деградацию социальной сферы села, ухудшение демографической ситуации в деревне; отсутствие долгосрочной и комплексной нормативно-правовой базы. В силу вышеизложенного государственная агропродовольственная политика требует дальнейшей трансформации как на федеральном, так и на региональном уровнях. С учетом специфики отрасли и формируемых здесь рисков в процессе организации ее финансово-кредитной поддержки важен комплексный подход, сочетающий механизмы финансирования, кредитования, организации страховой защиты товаропроизводителей.
темы государственной поддержки сельского хозяйства и могут быть использованы региональными органами управления агропромышленным комплексом с целью формирования эффективного механизма государственной поддержки сельского хозяйства.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.Развитие агропромышленного комплекса - приоритетное направление в российской социально-экономической политике. В последнее время аграрный сектор стал рассматриваться не просто как поставщик продовольствия и сельскохозяйственного сырья для отраслей промышленности, но как система, выполняющая три фундаментальные функции: экономико- производственную, социальную и экологическую. Взвешенная аграрная и социальная политика позволили избежать резкого спада производства продукции сельского хозяйства и обеспечить бесперебойное снабжение населения основными продуктами питания.
Среди приоритетных целей государственной поддержки сельского хозяйства можно выделить:
обеспечение продовольственной безопасности страны;
устойчивый рост сельскохозяйственного производства и агропродо- вольственного сектора;
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и агропродовольственного сектора.
В качестве основных направлений развития сельскохозяйственной деятельности, требующих активной государственной финансовой поддержки, в работе выделены следующие:
разработка и исполнение целевых комплексных программ, ориентированных, на развитие сельского хозяйства, его агропродовольственного комплекса, их координацию;
формирование эффективной системы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и устранение межотраслевого диспаритета цен;
устранение системы межрегиональных торговых барьеров и развитие системы оптовых продовольственных рынков;
финансовая помощь отечественному производителю и поддержание его конкурентоспособности;
государственная финансовая поддержка малорентабельным хозяйствам;
финансовая помощь в поддержке качества и эффективного использования земли;
финансовая поддержка развития отечественных промышленных предприятий, производящих продукцию для сельского хозяйства.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Абалкин Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. - 2009. - № 9.-С. 4-14.
Алферьев В. О мерах поддержки ресурсообеспеченности сельского хозяйства // Экономист. - 2011. - № 3. - С. 41-47.
Аничин В., Середин А. Факторы спроса на продовольственном рынке // Экономист. - 2011. - № 4. - С. 92-96.
Белоусов В., Белоусов А. Об инновационных инструментах обеспечения
т
устойчивого развития сельских территорий // Экономист. - 2011. - № 4. - С. 77-91.
Борисова И., Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление // Вопросы экономики. - 2010. - № 4. - С. 24-42.
Бородин К.Г. Регулирование агропродовольственных рынков: внешнеэкономический аспект. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: Энциклопедия российских деревень, 2005. - 203 с.
Буздалов И. Перекачка как отражение социально-экономической ущербности аграрной политики // Вопросы экономики. - 2009. - № 10. - С. 121- 130.
Васильев А. Об устойчивом развитии рыболовства // Экономист. - 2010. - № 3. - С. 90-96.
ВТО и сельское хозяйство России: Сборник / Под ред. С.В. Киселева. - М.: ТЕИС, 2003.- 177 с.
Голубев А.В. Кризис и сельское хозяйство в России // Вопросы экономики - 2010. -№ 3. - С. 147-149.
Голубев А. Посткризисное развитие сельского хозяйства России // Вопросы экономики. - 2009. - № 10.-С. 131-135.
Информация о работе Проблемы и перспективы сельского хозяйства в России