Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования Бахшиевой А.О. не вызывает сомнения в связи с тем, что проблема государственного регулирования сельского хозяйства в условиях трансформации российской экономики требует пристального внимания исследователей и специалистов- практиков. Выявление и осмысление новых, а также переосмысление ранее известных фактов, процессов и тенденций позволят объективно оценить эффективность государственной политики в агропромышленной сфере, как на уровне Федерации, так и на уровне отдельных ее субъектов, а также определить возможности улучшения государственного регулирования сельского хозяйства.
В общей сумме консолидированного бюджета важную роль должны выполнять бюджеты субъектов Российской Федерации. Именно они должны осуществлять основную поддержку сельского хозяйства в своем регионе, а так же способствовать развитию социальной инфраструктуры сельской местности.
В настоящее время Правительством Российской Федерации и субъектами РФ в качестве приоритетной меры финансовой поддержки сельского хозяйства определено субсидирование.
Субсидирование играет роль стабилизирующего фактора для некоторых видов сельскохозяйственной деятельности (племенное животноводство, производство молока), корректирует провалы рыночной экономики (льготное кредитование). Очевидно, в первую очередь, поддержка должна оказываться эффективным производителям. Однако и нерентабельные хозяйства должны ее также чувствовать. Кроме того, финансовая поддержка должна концентрироваться в самых узких местах. К таковым сейчас можно отнести состояние материально-технической базы сельского хозяйства. Без этого не добиться улучшения технологий. Вместе с тем поддержка в нынешних своих объемах сталкивается с относительно низкой товарностью сельскохозяйственного производства и невысокой эластичностью предложения сельскохозяйственной продукции.
В системе регулирования сельского хозяйства важное значение имеют разнообразные формы микрокредитования. Основными участниками микрофинансового сектора в сфере сельского хозяйства являются:
коммерческие банки, предоставляющие микрокредиты;
кредитные кооперативы и другие кооперативные организации. Эти организации с коллективным членством создаются с целью оказания услуг своим членам и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Правовой основой для создания кредитных кооперативов служат законы «О сельскохозяйственной кооперации» и «О кредитной кооперации»;
фонды (государственные, региональные, муниципальные) функционирующие под эгидой соответствующих органов управления. Они полностью или в основном финансируются из бюджетов этих органов;
различные некоммерческие негосударственные организации, созданные в форме автономных некоммерческих организаций или некоммерческих партнерств. Они часто работают в рамках программ иностранной технической или спонсорской помощи.
Важное значение для регулирования сельского хозяйства имеет страхование и его финансовая поддержка государством.
Страховая сумма определяется в размере 70% от страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур. Страховая стоимость определяется исходя из размера посевных площадей, средней урожайности за 5 лет и прогнозируемых рыночных цен.
Субсидируются страховые взносы, которые должны осуществлять сельскохозяйственные предприятия на основании договоров со страховыми организациями. 50% уплачивается сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет своих средств, остальные 50% - за счет средств федерального бюджета.
Использование различных форм финансирования сельского хозяйства, их сочетание и взаимосвязь позволяет более полно решить назревшие проблемы этого вида экономической деятельности. При этом важно учитывать основные преимущества и недостатки каждой из указанных форм (прил. 1).ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ 2.1. Особенности современного состояния сельскохозяйственного
производства в России
Организационная структура сельского хозяйства в Российской Федерации в настоящее время представлена сельскохозяйственными организациями разных форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. При этом более 95% сельскохозяйственных организаций являются частными. Среди сельскохозяйственных организаций преобладают общества с ограниченной ответственностью (37,8%), сельскохозяйственные производственные кооперативы (35,4%). Для большинства организаций характерно распыление пакета акций, долей участия, паевых взносов среди сотен участников организации.
Главным фактором, определившим состояние сельского хозяйства в 2010 году, стал природный. Так, очень жаркое лето разрушило планы по росту производства, урожайности, повышению экономической доступности продуктов питания для населения. Жара, возникшие впоследствии пожары затронули сельское хозяйство 43 субъектов Российской Федерации. Гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13,3 млн. га, что составляет 30% площади посевов в этих субъектах (17% общей посевной площади, или 30% всей посевной площади зерновых культур в РФ). От засухи пострадали 25 тыс. хозяйств, в основном это Приволжский и Центральный федеральные округа.
Подтвержденный прямой ущерб сельхозтоваропроизводителей превысил 41 млрд. рублей. Очевидно, что это чрезвычайно заниженная сумма ущерба. Такую гипотезу можно сформулировать, сопоставив сумму ущерба с данными об объеме продукции сельского хозяйства, произведенной всеми группами сельхозпроизводителей, а также с данными о доле погибших сельхозкультур на территории более чем половины субъектов Российской Федерации. Так, сумма ущерба составляет только 41 млрд. руб., а произведено сельскохозяйственной продукции за 10 месяцев 2010 г. 2032,33 млрд. руб., т.е. ущерб составил относительно объема производства в текущих ценах лишь 2%. В то же время уничтожены посевы на площади 13,3 млн. га, а, по данным Росстата, посевная площадь составила не менее 74,84 млн. га, т.е. посевы уничтожены на 18% всех площадей. Это означает, что сельхозпроизводители могут надеяться на компенсацию только небольшой части своего ущерба, это приведет к дальнейшему ослаблению сельскохозяйственного сектора экономики в будущем.
Индекс производства продукции сельского хозяйства относительно прошлого года упал до 88,1%. Это падение обусловлено потерями продукции растениеводства - здесь индекс снизился до 74,6%. Животноводство еще не отреагировало на эти явления и к концу 2010 г. показало даже рост в 2,6% относительно прошлого года. Однако это наименьший прирост за последние пять лет. Если смотреть по типам сельскохозяйственных товаропроизводителей, то общее падение производства до уровня 88,5-88,6% наблюдалось в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения. Производство продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах снизилось сильнее - до 82,5%. Это объясняется отраслевой структурой производства сельскохозяйственной продукции. В сельскохозяйственных организациях сконцентрировано производство зерновых и технических культур, а также свиноводство и птицеводство. В хозяйствах населения - также животноводство, а среди продукции растениеводства - картофель и овощи. Крестьянские фермерские хозяйства в основном производят зерновые и технические культуры. Незначительная доля животноводческой продукции не смогла снизить темпы падения производства продукции растениеводства.
По данным Росстата, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2010 году в хозяйствах всех категорий в весе после доработки составил 61,0 млн. т, что на 37,2% меньше уровня 2009 года (табл. 1 и 2). Больше уровня 2009 года получен только урожай сои - 1,2 млн. т (или 129,5% к 2009 года). По остальным видам продукции в 2010 году наблюдалось снижение: льноволокно - на 32,6%, сахарная свекла - на 10,6%, подсолнечник на зерно - на 17,2%, картофель - на 32,1%, овощи - на 9,5%.
Таблица 1
Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в
о
Российской Федерации (млн. тонн)'
Продукция |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в %к 2009 |
Зерно (в весе после доработки) |
78,2 |
81,5 |
108,2 |
97,1 |
61,0 |
62,8 |
Льноволокно* |
36 |
47 |
52 |
52 |
35 |
67,4 |
Сахарная свекла (фабричная) |
30,7 |
28,8 |
29,0 |
24,9 |
22,3 |
89,4 |
Подсолнечник на зерно |
6,7 |
5,7 |
7.4 |
6,5 |
5,3 |
82,8 |
Соя (в первоначально оприходованном весе) |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
1,2 |
129,5 |
Картофель |
28,3 |
27,2 |
28,8 |
31,1 |
21,1 |
67,9 |
Овощи |
11,4 |
11,5 |
13,0 |
13,4 |
12,1 |
90,5 |
* тыс. тонн
Наиболее тяжелая ситуация сложилась на рынке фуражного зерна из-за падения сбора как фуражной пшеницы, так и ячменя и кукурузы. Нехватка фуражного зерна была восполнена за счет использования на фураж продовольственной пшеницы. Ценовая конъюнктура на российском зерновом рынке в 2010 году характеризовалась укреплением с августа цен на все зерновые культуры. Наиболее высокие темпы роста продемонстрировали ячмень и кукуруза.
Значительное сокращение сборов зерновых в 2010 году произошло в регионах Центрального Черноземья и Поволжья (рис. 1). В результате сложилась ситуация, когда обеспечение всего российского рынка зависело от 3 южных (Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область) и 4 си-
,s По данным Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации // http://www.nicx.ru
Урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в Российской Федерации (ц/га убранной площади)9
Рис. 1. Сбор зерна в основных производящих округах в 2009-2010 годах10 Опасаясь последствий нехватки зерна для страны и спекулятивного роста цен, российское правительство ввело с 15 августа 2010 года и до конца
ЦФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО
20 -- 15 -- 10 -- 5 -- 0 --
бирских регионов (Алтай, Новосибирск, Омск, Красноярск).
Таблица 2
Продукция |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в %к 2009 |
Зерновые культуры (в весе после доработки) |
18,9 |
19,8 |
23,8 |
22,7 |
18,3 |
80,6 |
Лен-долгунец |
6 Л |
7,2 |
7,8 |
8,2 ** |
8,2 |
100 |
Сахарная свекла (фабричная) |
325 |
292 |
362 |
323 |
241 |
74,6 |
Подсолнечник на зерно |
11,4 |
11,3 |
12,3 |
11,5 |
9.6 |
83,5 |
Соя (в первоначально оприходованном весе) |
9,9 |
9,2 |
10,5 |
11,9 |
11,8 |
99,2 |
Картофель |
133 |
132 |
138 |
143 |
100 |
69,9 |
Овощи |
173 |
179 |
196 |
199 |
180 |
90,5 |
25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рыночная трансформация российской экономики коренным образом изменила систему и механизмы функционирования агропромышленного комплекса в целом и сельскохозяйственного производства в частности. При этом реформирование сельского хозяйства как основной сферы агропромышленного производства привело к сокращению объемов производства продукции, уровня использования материально-технических и трудовых ресурсов. Остро встали вопросы продовольственной безопасности страны, сохранения сельского населения, обеспечения охраны природного ландшафта и окружающей среды. Оценка сложившейся ситуации в сельском хозяйстве свидетельствует о его неустойчивости и нарушении связей с другими субъектами агропромышленного производства, усилении «разрыва» цен между сферами агропромышленного комплекса, недостаточном уровне государственного регулирования. Все это в свою очередь вызвало необходимость формирования новой политики государственного регулирования сельского хозяйственного производства, основанной на рыночной парадигме экономической роли государства и влиянии проблем, стоящих перед национальным сельским хозяйством.
Политика реализации приоритетного проекта «Развития АПК» и первых этапов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы показала, что современная государственная политика регулирования аграрной экономики обеспечила поддержку экономического роста в сельском хозяйстве России даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса.В то же время разнонаправленная динамика целевых показателей реализации мероприятий Госпрограммы, недостаточный уровень продовольственной безопасности страны, усилившаяся социально-экономическая дифференциация российских регионов свидетельствуют о том, что отдельные вопросы государственного регулирования сельского хозяйства требуют года временный запрет на экспорт пшеницы, меслина, ячменя, ржи, кукурузы и муки пшеничной или пшенично-ржаной. Ограничение на вывоз российского зерна сразу же отразилось на мировом рынке, где и без того сложился напряженный зерновой баланс, - мировые цены на пшеницу поползли вверх.
Введение эмбарго негативно отразилось прежде всего на производителях экпортоориентированных регионов Юга России, которые получили неплохой урожай. Производители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов должны были переориентироваться с внешнего на внутренний рынок. Однако когда эмбарго начало действовать, продажи на Юге практически встали. Южное зерно с учетом доставки в регионы, пострадавшие от засухи, не пользовалось спросом. В результате закупочные цены на пшеницу на Юге страны автоматически упали на транспортную составляющую.
Информация о работе Проблемы и перспективы сельского хозяйства в России