Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования Бахшиевой А.О. не вызывает сомнения в связи с тем, что проблема государственного регулирования сельского хозяйства в условиях трансформации российской экономики требует пристального внимания исследователей и специалистов- практиков. Выявление и осмысление новых, а также переосмысление ранее известных фактов, процессов и тенденций позволят объективно оценить эффективность государственной политики в агропромышленной сфере, как на уровне Федерации, так и на уровне отдельных ее субъектов, а также определить возможности улучшения государственного регулирования сельского хозяйства.
Введение эмбарго в меньшей степени коснулось регионов Сибири, которые также стали поставщиками зерна для пострадавших регионов. Это связано с тем, что логистические затраты по вывозу зерна из этих регионов в Европейскую часть страны сопоставимы с затратами на доставку в портовую зону. Таким образом, по причине логистических трудностей поставки зерна из южных регионов конкурентоспособность южного зерна была ниже сибирского.
Кроме зерновых культур, из-за засушливой весны и жаркого лета большие потери были отмечены в картофелеводстве. В 2010 г. всеми категориями хозяйств было собрано 21,1 млн. т картофеля, что на 32,2% меньше, чем в предыдущем году. В структуре производства по категориям хозяйств ЛПХ по-прежнему занимают существенную долю: в 2010 году - 84%, в 2009 году - 81%. Объемы валового сбора в хозяйствах населения сократились на 29,3%.
В предыдущие годы Россия обеспечивала себя картофелем на 95%, а объемы импорта не превышали 850 тыс. т. Общие потребности страны в картофеле оцениваются в 27-29 млн. т, из которых около 16 млн. т идет на личное потребление населения, остальное - используется на производственное
потребление (семена и промпереработку).
Снижение поголовья животных, имевшее обвальный характер до 1998 года, удалось остановить, по некоторым видам (птица, свиньи, овцы до 2009 года) сформировался отчетливый тренд на его повышение. С 2009 по 2010 год снижение поголовья произошло, но оно было несущественно: составило от 0,5 (свиньи) до 3,1% (крупный рогатый скот). Однако сокращение производства зерна более чем на треть, рост цен на него создают предпосылки для активизации резкого снижения поголовья животных и, как следствие, для роста производства мяса в краткосрочной перспективе.
Таблица 3
Производство основных видов животноводческой продукции в
хозяйствах всех категорий11
Продукция |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2009 |
Скот и птица в убойном весе, MJIH. т |
5,2 |
5,7 |
9,3 |
10,0 |
10,5 |
105,2 |
Молоко, млн. т |
31,4 |
32,2 |
32,4 |
32,6 |
31,9 |
97,9 |
Яйцо, млрд. шт. |
37,9 |
37,9 |
37,8 |
39,4 |
40,6 |
102,9 |
Наращивание производства мяса происходит в основном за счет сельскохозяйственных организаций (табл. 4). По сравнению с 2009 годом они увеличили производство на 598 тыс. т (на 10,9%). За 2010 год в фермерских хозяйствах производство скота и птицы на убой возросло лишь на 20 тыс. т (6,0%). В хозяйствах населения наблюдалось сокращение на 103 тыс. т (2,5%).
До недавнего времени только
поголовье птицы преимущественно было
сконцентрировано в сельскохозяйственных
организациях, теперь уже большая часть
крупного рогатого скота, свиней находится
там же (рис. 2). На хозяйства населения
приходится все еще чуть более половины
(51,4%) овец и
Производство скота и птицы на убой в живом весе по категориям хозяйств, тыс. т4
80%
60%
40%
20%
0%
Сел.-хоз. орг. КФХ
| Хозяйства населения
КРС Свиньи Птица Овцы и козы
Рис. 2. Структура поголовья скота и птицы по категориям хозяйств Однако в сельскохозяйственных организациях происходит активный прирост не только поголовья свиней (на 4,1%), птицы (на 5,6%), но и поголовья овец и коз (более чем на 6% за год). Незначительное сокращение поголовья коров во всех категориях хозяйств (на 2,3% по сравнению с 2009 годом) сопровождается повышением продуктивности - средний надой на корову за
13
коз, 46,8% крупного рогатого скота, около трети всех свиней (32,7%).
Таблица 4
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2009 |
Хозяйства всех категорий |
8064 |
8746 |
9331 |
9972 |
10487 |
105,2 |
Сельскохозяйственные организации |
3780 |
4292 |
4851 |
5482 |
6080 |
110,9 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
224 |
270 |
304 |
327 |
347 |
106,0 |
Хозяйства населения |
4061 |
4185 |
4175 |
4163 |
4060 |
97,5 |
100%
год вырос более чем на 503 кг и составил 4592 кг/гол. Он существенно превышает показатели начала 1990-х годов (в 1,4 раза относительно 1990 года), хотя остается все еще критически низким по сравнению с развитыми странами мира. Однако рост надоя в среднем на голову не привел к повышению объемов производства молока: оно сократилось на 2,1% - до 31,9 млн. т. Сложившаяся динамика поголовья животных привела к росту реализации мяса (на 5,2% - до 10,5 млн. т), яиц (на 2,9% - до 40,6 млрд. шт.) в 2010 году.
Сокращение объема производства продукции растениеводства отразилось в ценах, по которым сельхозпроизводители продавали свою продукцию. В России цены на оставшуюся продукцию по итогам года выросли незначительно. Рост цен на продукцию животноводства в сельскохозяйственных организациях составил 107,7%, тогда как на продукцию растениеводства - только 104,7%.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом наибольшее сокращение импорта произошло по мясу птицы (на 30,2%) и небольшое сокращение по рыбе свежей и мороженой (на 0,4%) (табл. 5). По остальным позиция наблюдался рост импорта. При этом наибольшее увеличение импорта произошло по маслу подсолнечному (на 162,7%), молоку и сливкам сгущенным (на 82,9%), сахару-сырцу (на 66,6%).
Импорт основных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, тыс. т14
Говоря об имеющем место замещении импорта
продукцией собственного производства,
следует отметить, что оно имеет ряд ограничений,
не связанных с объемом производимой продукции
внутри страны. Так, продукция хозяйств
населения, КФХ, большинства сельскохозяйственных
организаций нестандартна, невозможно
формирование относительно больших партий
однородной продукции. Предприятия общественного
питания, магазины сокращают свои издержки
и работают с партиями однородных продуктов,
прошедших первичную переработку. Например,
предприятиям общественного питания нужны
полуфабрикаты, ежедневные партии которых
идентичны по качественным характеристикам.
Аналогичная ситуация с сырьем для производства
полуфабрикатов, колбасных изделий, консервной
промышленности. Отсутствие стандартной,
однородной, частично переработанной
продукции не заставит их покупать разнородную
продукцию, не прошедшую первичную переработку,
у населения, КФХ, сельхозорганизаций.
В этой связи необходимо совершенствование
связей между производителями отечественной
продукции и переработкой, внедрение контрактного
механизма, обеспечивающего производство
однородной продукции в соответствии
с контрактом (обеспечение семенами, технологиями,
консультациями, оборудованием в обмен
на обязательства закупки продукции).
Целесообразна государственная поддержка
предприятий переработки, работающих
на основе контрактов с сельхозпроизводителями,
аналогичная поддержке сельхозтоваропроизводителей.
Таблица 5
Виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в %к 2009 |
Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) |
1411 |
1490 |
1711 |
1438 |
1442 |
100,3 |
Мясо птицы свежее и мороженое |
1283 |
1295 |
1224 |
986 |
688 |
69.8 |
Рыба свежая и мороженая |
686 |
870 |
881 |
795 |
792 |
99,6 |
Молоко и сливки сгущенные |
145 |
131 |
160 |
129 |
236 |
182,9 |
Масло сливочное и прочие молочные жиры |
165 |
124 |
140 |
125 |
134 |
107,2 |
Масло подсолнечное |
100 |
132 |
112 |
43,4 |
114 |
262,7 |
Сахар-сырец |
2629 |
3410 |
2418 |
1252 |
2086 |
166,6 |
Сахар белый |
350 |
296 |
165 |
259 |
285 |
110,0 |
Цитрусовые плоды |
1187 |
1260 |
1288 |
1280 |
1487 |
116,2 |
14 По данным Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.
Сокращение доходов сельхозпроизводителей в 2010 году, неблагоприятная ценовая конъюнктура 2009 года не позволили им вернуть причитающиеся к возврату на 2009 и 2010 год кредиты. Банки провели реструктуризацию задолженности. На конец октября 2010 г. объем пролонгированных кредитов составил 4,4 млрд. рублей. При этом общая сумма просроченной задолженности по кредитам банков и займов составила 7 млрд. руб., т.е. около 37% всех просроченных кредитов не пролонгированы, к их держателям могут быть применены процедуры взыскания долга в рамках исполнительного производства и процедур банкротства. Это свидетельствует о возрастающей неустойчивости сельскохозяйственного сектора экономики.
Следует также отметить, что сокращение объема инвестиций в сельскохозяйственный сектор в 2010 году относительно 2009 года незначительно - менее 3%. Это произошло в основном за счет внутренних инвестиций. Иностранные инвестиции за 2010 год увеличились на 6,7% и достигли 2,24 млрд. долл.
Особые условия 2010 года заставили власти принимать экстренные меры по регулированию сельского хозяйства. Коррекции подверглась и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее - Госпрограмма) - пятилетний план развития отрасли, утвержденный постановлением правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446.
Госпрограмма финансируется по 5 основным направлениям:
устойчивое развитие сельских территорий;
создание общих условий функционирования сельского хозяйства;
развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;
регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Планируемые объемы финансирования
Госпрограммы за период 2008- 2010 годов составляли:
за счет средств федерального бюджета - 296,3 млрд. руб.;
за счет средств региональных бюджетов - 290,1 млрд. руб.;
за счет средств внебюджетных источников - 311 млрд. руб.
Однако фактически ежегодно они серьезно корректировались в рамках
принятия бюджетов на очередной финансовый год.
Изначально планировалось, что в приоритетном порядке будут финансироваться мероприятия по поддержке сельской социальной и инженерной инфраструктуры и мероприятия по субсидированию процентных ставок по кредитам в целях обеспечения доступа к кредитам наиболее эффективных производителей.
Однако в 2010 году бюджетные средства преимущественно направлялись на субсидирование процентных ставок по кредитам - доля финансирования на это мероприятие Госпрограммы увеличилась с 40% в 2009 году до 76% в 2010 году (рис. 3). Финансирование других мероприятий Госпрограммы было скорректировано в сторону существенного уменьшения.
Регулирование рынков
Достижение финансовой устойчивости
Устойчивое развитие сельских территорий
Создание общих условий функционирования
Рис. 3. Удельный вес расходов по направлениям Госпрограммы в 2009-2010 годах (внутренняя область - 2009 год)1' Сильнее всего пострадал раздел «Устойчивое развитие сельских территорий», на который в первом варианте принятой Госпрограммы выделялось 20% запланированных на 2008-2012 года 552 млрд. руб. В 2010 году на по-
Развитие приоритетных подотраслей
Уставные капиталы Россельхоэбанка и
Росагролиэинга
вышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села было направлено 7,7 млрд. руб. вместо 23,9 млрд. руб., утвержденных изначально (прил. 2).
Таким образом, можно констатировать, что бюджет 2010 года со всех направлений был перераспределен на обеспечение обязательств государства по субсидированию процентных ставок взятых сельхозпроизводителями кредитов и займов (в основном инвестиционных). Так, выплаченный в 2010 году объем субсидий по возмещению процентных ставок почти в 2 раза превысил изначально запланированный, при этом 71% выплаченных из бюджетов всех уровней субсидий направляется на поддержку инвестиционных проектов.
Всего в 2010 году в рамках данного мероприятия принято к субсидированию 407,6 млрд. руб. заемных средств, из которых 258,8 млрд. руб. - краткосрочных, 115,5 млрд. руб. - инвестиционных, 44,4 млрд. руб. - кредит малым формам хозяйствования.
В то же время финансирование мероприятий по развитию приоритетных отраслей было сокращено: животноводства - на 3 млрд. руб., растениеводства - в 9 раз (с 4,4 млрд. до 500 млн. руб.). Финансирование мероприятий по поддержке сельхозтоваропроизводителей в районах Крайнего Севера, а также по закладке многолетних насаждений было сокращено до нуля, мероприятий по производству льна и рапса - практически до нуля (прил. 2). Фактическое прекращение поддержки производства рапса косвенно свидетельствует об отсутствии намерения развивать альтернативные источники производства энергии (в США, например, объем субсидий фермерам на производство культур с их последующей переработкой в биодизель растет год от года).
Вслед за снижением объема субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая продолжает снижаться удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади - в 2010 году он достиг 13%. Монополизм региональных страховых компаний в этой сфере все еще остается на высоком уровне. Сокращаются темпы технической модернизации сельского хозяйства - в 2010 году было приобретено новых тракторов и комбайнов всех видов в 3 раза меньше запланированного.
Информация о работе Проблемы и перспективы сельского хозяйства в России