Проблемы составления и пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Основное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности, состоит в том, что она должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах деятельности.

Содержание

Введение 4
1. Бухгалтерская отчетность малых предприятий 8
1.1 Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности 8
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ 14
1.3 Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности 20
1.4 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности 24
1.5 Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности 29
2.Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность на примере ООО "Промкомплект" 34
2.1. Краткая организационная экономическая характеристика
Предприятия 34
2.2 Бухгалтерский учет основных средств ООО "Промкомплект" 38
2.3 Бухгалтерский учет материально – производственных запасов 43
2.4 Основные финансовые и оперативные показатели 48
2.5 Анализ рентабельности фирмы 54
3. Проблемы составления и пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности 59
3.1 Пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности
59
3.2 Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности 64
3.3 Совершенствование организации и бухгалтерской отчетности на предприятии ООО "Промкомплект" 70
Заключение 76
Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 147.59 Кб (Скачать файл)

Достаточность и повышение информативности отчетности обеспечиваются как форматированием основных форм отчетности, из которых должны быть выделены все существенно значимые данные, так и пояснениями и дополнениями к ней, в которых раскрываются условия и причины серьезного изменения основных показателей отчетности, их взаимосвязь с внешними и внутренними изменениями. Эту работу проводит либо аналитик, который готовит отчетную информацию к анализу, либо сам менеджер.

В случае, если информационное агентство готовит информацию для

конкретного пользователя, она носит целевой характер и ориентирована на его нужды. Следовательно, информационное агентство может провести предварительную аналитическую обработку информации, более широко используя наряду с данными бухгалтерской (финансовой) отчетности внешнюю внесистемную информацию. Так, в настоящее время в связи с формированием для банков кредитных историй заемщиков подготовка бухгалтерской информации для оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков будет проводиться целенаправленный анализ их финансовой отчетности.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансовыми ресурсами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам формирования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости, степень риска, эффект финансового рычага и др., а также методику их анализа. Главная цель анализа- своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Во всех случаях для раскрытия содержания информации большое значение имеет проведение предварительного анализа форм отчетности, т. е. преобразование представленной отчетности в аналитическую. Этот процесс включает следующее:

- проверку существенности  основных статей бухгалтерского  баланса, отчета о прибылях и  убытках;

- составление уплотненного  баланса и отчета о прибылях  и убытках, где остаются только  существенные статьи, которые необходимо  проанализировать и которые оказывают  реальное влияние на принятие  финансовых решений;

- детализация неоправданно  агрегированных статей, для чего  используются данные из пояснений  и дополнений к отчетности;

- исключение или выделение  чрезвычайных доходов и расходов, которые искажают устойчивые  тенденции развития экономических  процессов и результатов;

- составление динамических  балансов и отчетов о прибылях  и убытках, которые позволяют  выявить тенденции изменения  финансовых результатов;

- введение эталонных данных  для сравнения с показателями  отчетности, в качестве которых  можно использовать нормативный  уровень показателей, среднеотраслевые  показатели или достижениялучших предприятий.

С целью обеспечения достоверности отчетности проводится оценка правомерности постановки на учет основных видов имущества, правильности их оценки, своевременности списания и движения. Данную функцию наиболее полно реализуют аудиторы, когда проводится внешняя проверка или осуществляются процедуры внутреннего контроля и аудита.

Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим основным признакам:

1. По назначению – различают  внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетность служит средством  информирования внешних пользователей  о характере деятельности, доходности  и имущественном положении хозяйствующего  субъекта. Состав внешней бухгалтерской  отчетности регламентируется Министерством  финансов РФ. Внешняя бухгалтерская  отчетность в соответствии с  международными стандартами подлежит  обязательному опубликованию. Поэтому  она называется "публичной".Внутренняя  отчетность удовлетворяет информационные  потребности самой организации  в процессе принятия управленческих  решений. Она строится на данных  управленческого учета. Состав, сроки  и ответственные за предоставление  внутренней отчетности устанавливаются  руководителем организации и  отражаются в приказе об учетной  политике.

2. По периодичности –  различают годовую и промежуточную  отчетность. Отчетность, составляемая  по состоянию на конец отчетного  года, – это годовая отчетность. Отчетность, составляемая на внутригодовую  дату, – это промежуточная отчетность. Внешняя промежуточная отчетность  составляется за квартал, полугодие  и девять месяцев. Периодичность  составления внутренней промежуточной  отчетности определяет руководитель  организации (суточная, недельная, декадная, месячная и др.).

3. По степени обобщения  отчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную  отчетность. Индивидуальная отчетность  характеризует положение и результаты  деятельности отдельного хозяйствующего  субъекта – юридического лица. Сводная отчетность составляется  министерствами и другими федеральными  органами исполнительной власти  для статистического обобщения  или в рамках одного юридического  лица на основании данных по  его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетность составляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу. Консолидированная отчетность, в отличие от сводной, должна отражать, прежде всего, инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.

1.2. Нормативное  регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ с изменениями и дополнениями, а с 01.01,2013г № 402-ФЗ. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета, названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.

Несколько статей Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью"; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например постановление "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. №283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – прежде всего ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 23ПБУ.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов – документ общего порядка; этот документ является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных, страховых организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 07 мая 2003 г.№38н утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2003 г.

Третий уровень объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003 г. №67-н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", а в настоящее время – Приказ министерства финансов РФ от 02.07.2010г№66 в редакции Приказа Минфина РФ от 05.10.2011г

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает созданная в 1997 г. организация – Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности (InternationalAccountingStandardCommittee – IASC).

С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен.

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" определены состав бухгалтерской отчетности, порядок ее представления и публикации. В "Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" содержатся правила составления отчетности и оценки ее статей. В ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" установлены требования к отчетности, содержание и методические основы ее формирования. Приказом №66-н утверждены перечень форм годовой и промежуточной отчетности и указания по их составлению. Однако этим Приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Организации имеют право вносить в них изменения. Но, при этом, утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, организации должны соблюдать определенные требования. Главное – сохранить принципы построения этих форм. Так, разрабатывая собственный вариант баланса, организация не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размещать по степени возрастания ликвидности, в соответствии с утвержденными кодами строк.

Информация о работе Проблемы составления и пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности