Проблемы составления и пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:41, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. Основное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности, состоит в том, что она должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах деятельности.
Содержание
Введение 4 1. Бухгалтерская отчетность малых предприятий 8 1.1 Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности 8 1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ 14 1.3 Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности 20 1.4 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности 24 1.5 Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности 29 2.Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность на примере ООО "Промкомплект" 34 2.1. Краткая организационная экономическая характеристика Предприятия 34 2.2 Бухгалтерский учет основных средств ООО "Промкомплект" 38 2.3 Бухгалтерский учет материально – производственных запасов 43 2.4 Основные финансовые и оперативные показатели 48 2.5 Анализ рентабельности фирмы 54 3. Проблемы составления и пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности 59 3.1 Пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности 59 3.2 Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности 64 3.3 Совершенствование организации и бухгалтерской отчетности на предприятии ООО "Промкомплект" 70 Заключение 76 Библиографический список 80
Достаточность и повышение
информативности отчетности обеспечиваются
как форматированием основных форм отчетности,
из которых должны быть выделены все существенно
значимые данные, так и пояснениями и дополнениями
к ней, в которых раскрываются условия
и причины серьезного изменения основных
показателей отчетности, их взаимосвязь
с внешними и внутренними изменениями.
Эту работу проводит либо аналитик, который
готовит отчетную информацию к анализу,
либо сам менеджер.
В случае, если информационное
агентство готовит информацию для
конкретного пользователя,
она носит целевой характер и ориентирована
на его нужды. Следовательно, информационное
агентство может провести предварительную
аналитическую обработку информации,
более широко используя наряду с данными
бухгалтерской (финансовой) отчетности
внешнюю внесистемную информацию. Так,
в настоящее время в связи с формированием
для банков кредитных историй заемщиков
подготовка бухгалтерской информации
для оценки кредитоспособности потенциальных
заемщиков будет проводиться целенаправленный
анализ их финансовой отчетности.
Чтобы выжить в условиях рыночной
экономики и не допустить банкротства
предприятия, нужно хорошо знать, как управлять
финансовыми ресурсами, какой должна быть
структура капитала по составу и источникам
формирования, какую долю должны занимать
собственные средства, а какую – заемные.
Следует знать и такие понятия рыночной
экономики, как деловая активность, ликвидность,
платежеспособность, кредитоспособность,
порог рентабельности, запас финансовой
устойчивости, степень риска, эффект финансового
рычага и др., а также методику их анализа.
Главная цель анализа- своевременно выявлять
и устранять недостатки в финансовой деятельности
и находить резервы улучшения финансового
состояния предприятия и его платежеспособности.
Во всех случаях для раскрытия
содержания информации большое значение
имеет проведение предварительного анализа
форм отчетности, т. е. преобразование
представленной отчетности в аналитическую.
Этот процесс включает следующее:
- проверку существенности
основных статей бухгалтерского
баланса, отчета о прибылях и
убытках;
- составление уплотненного
баланса и отчета о прибылях
и убытках, где остаются только
существенные статьи, которые необходимо
проанализировать и которые оказывают
реальное влияние на принятие
финансовых решений;
- детализация неоправданно
агрегированных статей, для чего
используются данные из пояснений
и дополнений к отчетности;
- исключение или выделение
чрезвычайных доходов и расходов,
которые искажают устойчивые
тенденции развития экономических
процессов и результатов;
- составление динамических
балансов и отчетов о прибылях
и убытках, которые позволяют
выявить тенденции изменения
финансовых результатов;
- введение эталонных данных
для сравнения с показателями
отчетности, в качестве которых
можно использовать нормативный
уровень показателей, среднеотраслевые
показатели или достижениялучших
предприятий.
С целью обеспечения достоверности
отчетности проводится оценка правомерности
постановки на учет основных видов имущества,
правильности их оценки, своевременности
списания и движения. Данную функцию наиболее
полно реализуют аудиторы, когда проводится
внешняя проверка или осуществляются
процедуры внутреннего контроля и аудита.
Бухгалтерская отчетность делится
на виды по следующим основным признакам:
1. По назначению – различают
внешнюю и внутреннюю отчетность.
Внешняя отчетность служит средством
информирования внешних пользователей
о характере деятельности, доходности
и имущественном положении хозяйствующего
субъекта. Состав внешней бухгалтерской
отчетности регламентируется Министерством
финансов РФ. Внешняя бухгалтерская
отчетность в соответствии с
международными стандартами подлежит
обязательному опубликованию. Поэтому
она называется "публичной".Внутренняя
отчетность удовлетворяет информационные
потребности самой организации
в процессе принятия управленческих
решений. Она строится на данных
управленческого учета. Состав, сроки
и ответственные за предоставление
внутренней отчетности устанавливаются
руководителем организации и
отражаются в приказе об учетной
политике.
2. По периодичности –
различают годовую и промежуточную
отчетность. Отчетность, составляемая
по состоянию на конец отчетного
года, – это годовая отчетность.
Отчетность, составляемая на внутригодовую
дату, – это промежуточная отчетность.
Внешняя промежуточная отчетность
составляется за квартал, полугодие
и девять месяцев. Периодичность
составления внутренней промежуточной
отчетности определяет руководитель
организации (суточная, недельная, декадная,
месячная и др.).
3. По степени обобщения
отчетных данных различают индивидуальную,
сводную и консолидированную
отчетность. Индивидуальная отчетность
характеризует положение и результаты
деятельности отдельного хозяйствующего
субъекта – юридического лица.
Сводная отчетность составляется
министерствами и другими федеральными
органами исполнительной власти
для статистического обобщения
или в рамках одного юридического
лица на основании данных по
его подразделениям и филиалам,
выделенным на отдельный баланс,
но не являющимся самостоятельными
юридическими лицами. Консолидированная
отчетность составляется группой организаций
по совместно контролируемому имуществу.
Консолидированная отчетность, в отличие
от сводной, должна отражать, прежде всего,
инвесторам и другим заинтересованным
лицам результаты финансово-хозяйственной
деятельности группы взаимосвязанных
предприятий, юридически самостоятельных,
но фактически являющихся единым хозяйственным
организмом.
1.2. Нормативное
регулирование бухгалтерской (финансовой)
отчетности в РФ
В настоящее время в России
сложилась четырехуровневая система регулирования
учета и отчетности, на формирование которой
огромное влияние оказали экономические
преобразования в стране, необходимость
для организаций работать в новых рыночных
условиях, а также активное распространение
международных стандартов финансовой
отчетности.
Первый уровень наряду с другими
законодательными актами образует Федеральный
закон "О бухгалтерском учете" от
21 ноября 1996 г. №129-ФЗ с изменениями и дополнениями,
а с 01.01,2013г № 402-ФЗ. Данным Законом, который
является фундаментом системы регулирования
бухгалтерского учета, установлены единые
правовые методологические основы ведения
бухгалтерского учета и составления бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации. В
соответствии с этими основами общее руководство
бухгалтерским учетом осуществляет Правительство
Российской Федерации, предоставившее
право регулирования бухгалтерского учета
Министерству финансов Российской Федерации,
Центральному банку Российской Федерации,
другим ведомствам и организациям. Появление
этого документа трудно переоценить –
в сущности бухгалтерская и налоговая
системы приобрели одинаковый статус.
В качестве одной из основных задач бухгалтерского
учета, названный Закон предусматривает
обеспечение информацией, необходимой
внутренним и внешним пользователям бухгалтерской
отчетности, для контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации
при осуществлении организацией хозяйственных
операций и за их целесообразностью, наличием
и движением имущества и обязательств,
использованием материальных, трудовых
и финансовых ресурсов в соответствии
с утвержденными нормами, нормативами
и сметами.
В Законе о бухгалтерском учете
дается определение бухгалтерской отчетности
как единой системы данных об имущественном
и финансовом положении организации и
результатах ее хозяйственной деятельности,
составляемой на основе данных бухгалтерского
учета.
Несколько статей Закона непосредственно
посвящены более конкретным вопросам
состава и содержания отчетности.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском
учете стоят другие законы, например Федеральные
законы "Об акционерных обществах",
"Об обществах с ограниченной ответственностью";
Указы Президента РФ; Постановления Правительства
РФ, например постановление "Об утверждении
Программы реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности"
от 6 марта 1998 г. №283. Эти документы прямо
или косвенно регулируют ведение бухгалтерского
учета и составление бухгалтерской (финансовой)
отчетности. Важными нормативными актами
первого уровня являются Гражданский
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой
кодекс РФ, Кодекс об административных
правонарушениях РФ и др.
Одним из важнейших методологических
документов в области бухгалтерского
учета является Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности, в котором
сформулированы важнейшие принципы учета
в организациях. В дальнейшем многие статьи
данного Положения были приняты в новой
редакции в связи с введением в действие
части первой ГК РФ и других нормативных
актов. Заменив ранее действовавшие положения
о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах,
законодатели учли в указанном Положении
требования рыночной экономики. Однако,
несмотря на всю важность данного документа,
его нельзя однозначно отнести к документам
первого уровня, поскольку оно утверждено
не законодательным органом, а приказом
Минфина России.
Второй уровень составляют
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ),
которые были разработаны Минфином России
согласно государственной программе перехода
Российской Федерации на принятую в международной
практике систему учета и статистики в
соответствии с требованиями развития
рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются
отдельные методологические вопросы учета
конкретных операций, например основных
средств и запасов. Перечень приоритетных
вопросов, подлежащих регулированию, утвержден
упомянутой выше Программой. Многие Положения
по бухгалтерскому учету непосредственно
связаны с составлением отчетности –
прежде всего ПБУ 4/99 "Бухгалтерская
отчетность организации", утвержденное
приказом Минфина России от 6 июля 1999 г.
№43н. Данные Положения по бухгалтерскому
учету утверждаются приказами Минфина
России. Некоторые ПБУ претерпели изменения
с момента их первой публикации. В настоящее
время действуют 23ПБУ.
К числу документов второго
уровня следует отнести также План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности и Инструкцию по его применению,
являющиеся базовыми документами системы
бухгалтерского учета в России. План счетов
– документ общего порядка; этот документ
является единым, обязательным к применению
в организациях любых видов деятельности
и всех отраслей экономики независимо
от форм собственности, подчиненности,
за исключением бюджетных, страховых организаций
и банков. В План счетов неоднократно вносились
корректировки в связи с меняющимися экономическими
условиями. Минфин России приказом от
07 мая 2003 г.№38н утвердил План счетов, который
введен в действие с 1 января 2003 г.
Третий уровень объединяет
ведомственные документы: инструкции,
указания, конкретизирующие общие методологические
указания, изложенные в законах и ПБУ,
в соответствии с отраслевой спецификой.
Документы третьего уровня
регулируют конкретные операции. Так,
если ПБУ 4/99 является документом второго
уровня, то приказы Минфина России, издаваемые
в его развитие и конкретизирующие требования
к отчетности текущего года, являются
документами третьего уровня (например,
приказ от 27 июля 2003 г. №67-н "О формах
бухгалтерской отчетности организаций",
а в настоящее время – Приказ министерства
финансов РФ от 02.07.2010г№66 в редакции Приказа
Минфина РФ от 05.10.2011г
Четвертый уровень включает
приказы, указания, инструкции, выпускаемые
самой организацией. Так, рабочий план
счетов, составленный на основе единого
Плана счетов, или учетная политика организации,
принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются
документами четвертого уровня.
На современном этапе развития
рыночной экономики за Министерством
финансов Российской Федерации, работающим
при активном участии бухгалтерской общественности,
сохраняются функции регулирования, постановки
бухгалтерского учета и составления отчетности.
Вместе с тем все более активное участие
в разработке методологических вопросов
и подготовке профессиональных учетных
кадров принимает созданная в 1997 г. организация
– Институт профессиональных бухгалтеров
(ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех
регионах России.
Формирование современной системы
регулирования бухгалтерского учета и
отчетности в нашей стране происходит
под активным влиянием процесса распространения
во всем мире международных стандартов
финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых
Советом по международным стандартам
финансовой отчетности (InternationalAccountingStandardCommittee
– IASC).
С целью приведения национальной
системы бухгалтерского учета в соответствие
с требованиями рыночной экономики и МСФО;
формирования системы национальных стандартов
учета и отчетности, обеспечивающих полезной
информацией пользователей, в первую очередь
инвесторов; обеспечения увязки реформы
бухгалтерского учета в России с основными
тенденциями гармонизации стандартов
на международном уровне; оказания методической
помощи организациям в понимании и внедрении
реформированной модели бухгалтерского
учета была разработана Программа реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с международными стандартами финансовой
отчетности.
Таким образом, состав нормативных
документов, регламентирующих вопросы
бухгалтерской (финансовой) отчетности
в РФ, достаточно обширен.
В Федеральном законе "О бухгалтерском
учете" определены состав бухгалтерской
отчетности, порядок ее представления
и публикации. В "Положении по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ" содержатся правила
составления отчетности и оценки ее статей.
В ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность
организации" установлены требования
к отчетности, содержание и методические
основы ее формирования. Приказом №66-н
утверждены перечень форм годовой и промежуточной
отчетности и указания по их составлению.
Однако этим Приказом Минфин России утвердил
лишь примерные формы (в качестве образцов).
Организации имеют право вносить в них
изменения. Но, при этом, утверждая собственные
формы бухгалтерской отчетности, организации
должны соблюдать определенные требования.
Главное – сохранить принципы построения
этих форм. Так, разрабатывая собственный
вариант баланса, организация не вправе
нарушать порядок расположения его статей.
Их необходимо размещать по степени возрастания
ликвидности, в соответствии с утвержденными
кодами строк.