ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АУДИТА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА……………………...5
- Возникновение аудиторской
деятельности и ее регламентация в РФ….5
- Сущность оплаты труда, ее виды
и формы и организация бухгалтерского
учета………………………………………………………9
- Методики аудита бухгалтерского
учета расчетов по оплате труда…...16
- ОАО «МАГНИТ» — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………23
- Технико-экономическая характеристика
предприятия………………...23
- Анализ основных финансовых
показателей деятельности…………….27
- Организация бухгалтерского
учета и анализ учетной политики………32
- АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА РАСЧЕТОВ
С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
В ОАО «МАГНИТ» …………….37
- Проверка организации документального
оформления и аналитического учета расчетов
с персоналом по оплате труда…………………………..37
- Проверка организации синтетического
учета расчетов с персоналом по оплате
труда………………………………………………………………49
- Аудиторское заключение и мероприятия
по совершенствованию бухгалтерского
учета расчетов с персоналом по оплате
труда………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие
произошли кардинальные изменения во
многих сферах экономической деятельности,
в том числе в системе оплаты труда и отчислений
страховых взносов в социальные фонды.
Сложились новые отношения между государством,
предприятием и работником по поводу организации
труда. Сегодня предприятия вправе выбирать
системы и формы оплаты труда самостоятельно,
исходя из специфики и задач, стоящих перед
ними, а непосредственной юридической
формой регулирования трудовых отношений
между работодателем и работником теперь
являются тарифные соглашения и коллективный
договор.
Рассматривая проблемы
аудита учета труда и заработной платы,
можно заметить, что одно только определение
размера заработной платы может вызвать
значительные затруднения у всех участников
трудовых взаимоотношений. Работник всегда
желает иметь как можно более высокий
уровень дохода, тогда как работодатель
стремиться сократить свои издержки.
Для большинства людей
заработная плата является основным источником
доходов и зачастую именно она является
той причиной, которая приводит рабочего
на его рабочее место. В то же время все
предприятия и организации обязаны уплачивать
страховые взносы в государственные внебюджетные
фонды России. Поэтому предприятия и организации,
естественно, заинтересованы не только
в снижении затрат на оплату труда, но
и в уменьшении суммы обязательных отчислений
с нее в социальные фонды, что позволит
увеличить чистую прибыль предприятия.
Все это определяет
ответственность и значимость учета оплаты
труда с персоналом, и поэтому аудит расчетов
с персоналом по оплате труда несомненно
является актуальным.
Исходя из этого, объектом
исследования выбрана методика аудиторской
проверки расчетов с персоналом по оплате
труда. Экономический субъект исследования
— ОАО «Магнит».
Цель работы — выразить
мнение о соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета расчетов с персоналом
по оплате труда в ОАО «Магнит» законодательству
РФ и предложить мероприятия по его совершенствованию.
Для достижения поставленной
цели в работе предстоит решить следующие
задачи:
— исследовать возникновение
аудиторской деятельности и ее регламентацию
в РФ;
— раскрыть сущность
оплаты труда, ее виды и формы;
— рассмотреть методики
аудита бухгалтерского учета расчетов
с персоналом по оплате труда;
— дать технико-экономическую
характеристику исследуемой организации;
— выполнить анализ
основных финансовых показателей деятельности
организации;
— выполнить анализ
организации бухгалтерского учета и учетной
политики организации;
— проверить организацию
документального оформления и аналитического
учета расчетов с персоналом по оплате
труда;
— проверить организацию
синтетического учета расчетов с персоналом
по оплате труда.
Методологической
и методической основой для написания
работы послужили законы РФ, указы президента
РФ, постановления правительства, приказы
министерств и ведомств РФ, документы
саморегулируемых организаций, труды
отечественных и зарубежных ученых и материалы
периодических изданий.
Работа состоит из
введения, заключения, трех глав, проиллюстрирована
6 таблицами.
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
- Возникновение аудиторской
деятельности и ее регламентация в РФ
Переход России к рыночным
отношениям выявил необходимость создания
новых экономических институтов, регулирующих
взаимоотношения различных субъектов
предпринимательской деятельности, и
среди них одно из ведущих мест должно
принадлежать институту аудиторства,
главная цель которого — обеспечить контроль
за достоверностью информации, отражаемой
в бухгалтерской (финансовой) и налоговой
отчетности [15]. Данные по использованию
имущества, денежных средств, проведению
коммерческих операций и инвестиций у
юридических объектов могут быть объективно
подтверждены независимым аудитом.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона «Об аудиторской деятельности»
от 30.12.08 г. №307-ФЗ аудиторская деятельность
(аудиторские услуги) — деятельность по
проведению аудита и оказанию сопутствующих
аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими
организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит — независимая проверка
бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемого лица в целях выражения мнения
о достоверности такой отчетности.
Аудитор — физическое лицо,
получившее квалификационный аттестат
аудитора и являющееся членом одной из
саморегулируемых организаций аудиторов.
Саморегулируемой организацией
аудиторов признается некоммерческая
организация, созданная на условиях членства
в целях обеспечения условий осуществления
аудиторской деятельности.
Становление и развитие аудита
в России прошло несколько этапов.
Первый этап (1987—1993) характеризовался, с одной стороны,
созданием аудиторских организаций директивным
путем (1987 г. — создание первой аудиторской
организации «Интераудит»), с другой —
стихийным зарождением аудиторской деятельности
(подготовка кадров, неупорядоченная выдача
первых сертификатов и лицензий в период
1990-1993 гг.).
Второй этап (декабрь 1993
г. до принятия Федерального закона «Об
аудиторской деятельности» — август 2001 г.) — период становления российского
аудита. В этот период началась активная
работа по аттестации аудиторов и лицензированию
аудиторской деятельности, были созданы
аудиторские общественные объединения
и аудиторские фирмы, стали проводиться
обязательные аудиторские проверки и
оказание сопутствующих аудиту услуг.
В 1994—2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной
аудиторской комиссией Минфина России
(ЦАЛАК) было выдано 23 600 лицензий лицензиатам
(аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным
аудиторам — 8900). Число действующих лицензий
составило около 8900, в том числе по общему
аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов
и аудиту страховщиков — 266.
За тот же период ЦАЛАК было утверждено
к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов
аудитора. Число действующих аттестатов
составило 24 900.
За этот период Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ было разработано
и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской
деятельности, а также методика проведения
аудита, что и составило методологическую
основу российского аудита.
Третий этап аудиторской деятельности в России начался
после принятия Федерального закона от
07.08.01 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [5].
Принятие Федерального закона подтвердило
окончательное становление аудита в России,
позволило принять ряд нормативных правовых
актов по регулированию аудиторской деятельности
в нашей стране, сделать шаг по пути интеграции
российского аудита в международную аудиторскую
систему.
И наконец четвертый этап
– принятие Федерального закона №307-ФЗ
от 30.12.08 г. «Об аудиторской деятельности»,
что положило начало формированию новой
модели рынка аудита. Новый закон должен
повысить качество аудиторских услуг,
дать возможность установить контроль
над сомнительными аудиторами со стороны
саморегулируемых организаций.
В России создана соответствующая
правовая база аудиторской деятельности,
определилась система ее нормативного
регулирования, проводится работа по аттестации
аудиторов и лицензированию аудиторской
деятельности, осуществляемой по установленным
государством правилам. Регулирование
аудиторской деятельности в Российской
Федерации возложено на Министерство
финансов РФ.
Система нормативного
регулирования аудиторской деятельности
в России находится в стадии становления.
Происходит процесс определения прав
и обязанностей органов, регулирующих
аудиторскую деятельность, определение
роли и функций государственных и общественных
аудиторских организаций. Наиболее целесообразной
представляется четырехуровневая система
нормативного регулирования аудиторской
деятельности.
Эта система включает
четыре основных уровня, расположенных
сверху вниз. Каждый уровень обладает
определенными видами документов, областью
регулирования и степенью их разработанности.
Первый
уровень включает законодательные
акты, кодексы, указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ, приказы, положения
которых закрепляют обязательные и непреложные
требования для каждого аудитора. Основным
нормативным документом первого уровня
системы нормативного регулирования,
определяющим правовые основы регулирования
аудиторской деятельности в России является
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
№307-ФЗ. Закон об аудиторской деятельности
в России относится к основным законодательным
актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной
деятельности в качестве ее необходимого
равноправного элемента. Для РФ это особенно
важно, поскольку исторически государственный
финансовый контроль превалировал над
другими видами контроля.
К документам второго уровня,
регулирующим аудиторскую деятельность
в РФ, относятся федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности, обязательные
для исполнения аудиторами и организациями-клиентами
и правила (стандарты) аудиторской деятельности,
одобренные Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ, рекомендованные
к применению.
Третий
уровень охватывает внутренние
стандарты профессиональных аудиторский
объединений, а также методические рекомендации
(указания), инструкции, комментарии, письма
Минфина РФ, нормативные акты министерств
и ведомств, устанавливающие правила организации
аудиторской деятельности и проведения
аудита применительно к конкретным отраслям,
организациям и по отдельным вопросам
налогообложения, финансов, бухгалтерского
учета, хозяйственного права.
Четвертый
уровень включает внутренние
стандарты аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов. Они не могут
противоречить федеральным стандартам,
их требования не могут быть ниже требований
федеральных стандартов. Содержание и
форма таких документов — прерогатива
аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты
определяют качество работы и престиж
аудиторских фирм. К данному уровню относятся
также профессиональные этические нормы,
зафиксированные в положениях Кодекса
этики аудиторов России.
- Сущность оплаты труда, ее виды
и формы и организация бухгалтерского
учета
Оплата труда — система отношений,
связанных с обеспечением установления
и осуществления работодателем выплат
работникам за их труд в соответствии
с законами, иными нормативно – правовыми
актами, коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами и трудовыми
договорами (ТК. РФ, ст. 129) [3].
Заработная плата — вознаграждение
за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы, а также
выплаты компенсационного и стимулирующего
характера.
Различают основную и дополнительную
оплату труда. К основной оплате труда
относится оплата труда, начисленная работникам
за отработанное время, количество и качество
выполненных работ, количество и качество
произведенной продукции, доплата за квалификацию,
работу в ночное время, сверхурочную работу
и т.д.
К дополнительной оплате труда
относятся выплаты за непроработанное
время, предусмотренные законодательством
по труду: оплата очередных отпусков, за
время выполнения государственных обязанностей,
льготных часов подростков и т.д.
Формы и системы
заработной платы — это способ установления
зависимости между количеством и качеством
труда, результатами труда и его оплатой.
Для этого используются различные показатели,
отражающие результаты труда и фактически
отработанное время. Иными словами, форма
оплаты труда устанавливает, как оценивается
труд при его оплате: по конкретной продукции,
по затраченному времени или по индивидуальным
или коллективным результатам деятельности.
От того, какая форма труда используется
на предприятии, зависит структура заработной
платы: преобладает ли в ней условно-постоянная
часть (оклад) или переменная (сдельная
расценка, премия, комиссионные проценты).
Соответственно разным будет и влияние
материального поощрения на показатели
деятельности отдельного работника или
коллектива.