Процесс принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью изучения дипломной работы является рассмотрение процесса принятия управленческих решений в теории и на практике, а также изучение процесса совершенствования принятия данных решений в современном мире.
Исходя из цели работы к задачам относят: - изучение сущности управленческих решений;
- раскрытие стадий принятия управленческого решения;
- исследование методов принятия управленческих решений в ТОО "Меркурий";
- проведение анализа факторов, влияющих на управленческое решение;
- рассмотрение путей совершенствования принятия управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Сущность и содержание процесса принятия решений 8
1.2 Основные стадии процесса принятия управленческих решений 20
2 МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ АНАЛИЗА 33
2.1 Финансово-экономическая характеристика ТОО "Меркурий" 33
2.2 Модели и методы принятия управленческих решений 38
2.3 Анализ факторов влияющих на принятие управленческих решений 48
3 СОВРЕШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 53
3.1 Применение научного подхода в процессе принятия управленческих решений 53
3.2 Автоматизация процесса принятия управленческих решений 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Вложенные файлы: 1 файл

Дипомная работа Процесс принятия управленческих решений на примере ТОО Меркурий.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, общие издержки производства имеют  тенденцию роста, в первую очередь  это связано с увеличением  заемных средств для реализации проекта по реконструкции и модернизации ТОО "Меркурий".

В разделе баланса  «Долгосрочные обязательства» отражена задолженность перед банком АО «Казкоммерцбанк» за полученный кредит. Кредит получен сроком на 5 лет в суме 1 071 461 тенге. Срок первого погашения в январе 2012 года. Данная задолженность составляет  73 % от общих затрат предприятия. Также в разделе «Текущие обязательства» отражена задолженность перед ТОО «Жана-Зан» за полученный заем денежных средств на договорной основе.

Также имеет  место задолженность предприятия  по оплате труда и пенсионному  обеспечению, данная задолженность  отражена в разделе «Кредиторская задолженность» и составляет 1,3% от общих издержек производства. Следует отметить, что данная задолженность увеличивается.

Задолженность по налогам в бюджет также возросла и составила  0,5% от общих затрат предприятия.

Значительно увеличились  затраты, понесенные предприятием перед поставщиками и подрядчиками. Затраты увеличены за счет приобретения материалов, топлива и запчастей для проведения ремонтов и эксплуатационных расходов. В первую очередь это связано с внедрением проекта для увеличения установленной мощности выработки электрической и тепловой энергии. В составе задолженности числится долг предприятию «Гефест» и другим поставщикам сырья и материалов. Данные затраты составили 20,3 % от общих издержек.

Также произошло  увеличение  в разделе баланса  «Прочая кредиторская задолженность». Основной долг в этой сумме составляет вознаграждение банку за полученный кредит, долг ТОО «Жана-Зан» за ТМЦ предоплата, незначительная часть прочим кредиторам. Затраты этого раздела составляют 3,06% от общих производственных затрат.

В итоге мы можем  видеть динамику увеличения сальдо баланса  за 2011-2012 годы включительно.

Анализ финансового  состояния предприятия за 2012 год  начинается с оценки ликвидности  предприятия. Рассчитаем коэффициенты срочной, абсолютной и текущей ликвидности.

Анализ показывает, что в 2012 году, несмотря на реализацию масштабной инвестиционной программы  ТОО «Меркурий» сумело улучшить финансовые показатели: наблюдается повышение  ликвидности и финансовой устойчивости.

Анализ показателей  оборачиваемости показывает некоторое ухудшение ситуации, что в большей мере связано с ростом авансов выданных (и их периода оборачиваемости). Увеличение показателя «чистый цикл» характеризует ухудшение организации финансирования производственного процесса (покупатели и поставщики не достаточно финансируют текущую производственную деятельность предприятия за счет предоплат и кредиторской задолженности, вследствие этого приходится финансировать растущие оборотные активы за счет кредитов).

Анализ показателей  прибыльности также свидетельствует о повышении эффективности деятельности. Повышение отдачи от инвестированного в предприятие капитала дало не только увеличение объема прибыли, но и использование эффекта финансового рычага. Так как средняя ставка процента за использование заемного капитала ниже, чем рентабельность всего капитала, то привлечение заемного капитала (в разумной мере) повышает рентабельность собственного капитала.

 

2.2 Модели и методы принятия  управленческих решений

 

 

В теории принятия управленческих решений используются разнообразные методы, среди которых выделяют аналитические, статистические, математического программирования, эвристические, экспертные, ситуационные и ряд других. Каждый метод основан на использовании специально разработанных моделей. Так, например, аналитические методы основаны на моделях, представляющих требуемый набор аналитических зависимостей, топологические методы используют элементы теории графов - сетевую модель.

Аналитические методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Эти зависимости определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений. В деятельности организации имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер [15, с. 268]:

- зависимость  между спросом и предложением;

- зависимость  жизненного цикла продукции от  времени;

- зависимость  производительности труда от  квалификации персонала;

- зависимость  стиля управления от характера  деятельности компании;

- зависимость качества управленческих решений от полноты и ценности информации.

Хотя практически  каждый руководитель имеет некоторый  набор таких зависимостей (выработанных интуитивно или полученных в результате обучения), многие эффективные зависимости  так и остаются неизвестными ряду руководителей. Большой набор эффективных зависимостей является ценным ресурсом и обычно объявляется конфиденциальной информацией конкретной организации.

Статистические  методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций для разработки и реализации управленческих решений. Необходимые для статистических методов данные могут быть получены как по результатам реальных действий, так и путем статистического моделирования (т.е. выработанных искусственно).

Математический  метод (метод математического программирования) позволяет рассчитать лучший вариант управленческого решения по заданным критериям оптимальности. Лицо, принимающее решение вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению, и критерии. На базе математических соотношений соответствующая компьютерная программа позволяет либо разработать новое решение, либо выбрать подходящее из набора альтернативных решений.

Метод математического  программирования хорошо работает при  наличии четко сформулированной цели.

Решение ряда сложных  управленческих проблем характеризуется  тем, что многие из переменных, входящих в проблему, носят качественный, символический характер, или характер общих соображений, решение этих проблем в большинстве случаев  основано на применении эвристических методов решения [16, с. 241].

Эвристический метод решения состоит из трех основных частей: первая классифицирует тип проблемы, подлежащей решению, вторая разбивает большую проблему на меньшие проблемы, если большая или основная проблема не может быть решена, и третья направлена на применение соответствующей техники решения проблем.

В классическом применении эвристических программ для решения проблем создается  библиотека приемов для решения  соответствующих классов проблем. В общих чертах эвристический метод характеризуется следующим:

Определяется  главная проблема.

Определяется  тип главной проблемы.

Применяется соответствующая  техника решения проблем, 
которая может подойти для данного типа проблем.

Если этого  не происходит, то выделяются подпроблемы, которые классифицируются по типам и соответствующим методам решения, применяемым для каждого из этих типов. Если каждая из подпроблем может быть решена, то, следовательно, существует общее решение главной проблемы.

Если каждая подпроблема не может быть решена, то те проблемы, которые не могут быть решены, в свою очередь делятся на подпроблемы низшего класса, которые снова разбиваются на типы в соответствии с существующей техникой решения. Проведенная выше процедура решения может продолжаться до тех пор, пока:

- решение проблем  на всех уровнях не позволит  получить решения главной проблемы;

- не устанавливается,  что главная проблема или известная  ее часть в принципе неразрешимы.

Рассмотрим  возможности практического применения зависимости «затраты - объем - прибыль» CVP- анализ на примере выпуска календарей  и плакатов предприятия ТОО "Меркурий".

Производственное  предприятие ТОО "Меркурий" выпускает  и продает настенные календари  средние переменные затраты на производство и сбыт которого составляют 100 тг. за 1 календарь. Напиток продается по цене 250 тенге. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 150 тыс. тг. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продает календарей в объеме 4000, 5000, 6000 штук.

Поскольку постоянные затраты предприятия не зависят от объема выпуска, найдем величину маржинального дохода и прибыль (как разность между величиной маржинального дохода и суммой постоянных затрат) для всех трех вариантов (таблица 3).

 

Таблица 3

Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, тенге

Показатели

Объем выпуска, бут

   
 

4000

5000

6000

Выручка от реализации

1000000

1250000

1500000

Переменные  затраты

400000

500000

600000

Маржинальный  доход (п. 1 - п. 2)

600000

750000

900000

Постоянные  затраты

150000

150000

150000

Прибыль (п. 3 - п. 4)

450000

500000

750000

Средняя величина маржинального дохода

50

50

50


 

Так как средняя  величина маржинального дохода одинакова  для всех трех вариантов, расчет прибыли  можно упростить. Определим прибыль  предприятия при любом объеме выпуска. Для этого:

Умножив среднюю  величину маржинального дохода на объем  выпуска получим общую величину маржинального дохода;

От общей величины маржинального  дохода отнимем постоянные затраты.

Например, какую прибыль  получит предприятие, если произведет и продаст 4800штук календарей ?

Величина маржинального  дохода для данного объема составит:

50 х 4800 штук = 240000 тенге.

Прибыль: 240000 тенге - 150000 тенге = 90000  тенге.

ТОО "Меркурий" производит и реализует одновременно два  вида настенных плакатов: календари и плакаты. Данные об объемах продаж и затратах приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

Показатели  предприятия при различных объемах  выпуска, тенге

Показатели

Настенные плакаты

1

2

3

 

Календари

Плакаты

Объем продаж в  месяц, шт

5000

4000

Продолжение таблицы 4

1

2

3

Цена реализации, тг

250

300

Переменные  затраты на единицу изделия, тг

100

80

Постоянные  затраты за месяц, тг

150000

 

 

Рассчитаем:

- размер прибыли,  получаемой предприятием за месяц;

- среднюю величину  маржинального дохода для каждого  изделия;

- норму маржинального  дохода для каждого изделия;

- размер прибыли,  которую получит предприятие, если расширит продажу календарей до 6000 шт., а плакатов - до 5000 штук.

Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведем в таблицу 5.

 

Таблица 5

Расчет средней  величины, нормы маржинального дохода и размера прибыли предприятия

Показатели

Плакаты

Всего

 

Календари

Плакаты

 

Объем выпуска, штук

5000

4000

9000

Переменные  затраты, тенге

500000

320000

820000

Выручка от реализации, тенге

1250000

1200000

2450000

Маржинальный  доход (п. 2 - п. 3)

750000

880000

1630000

Постоянные затраты

   

150000

Прибыль (п. 4 - п. 5)

   

1480000

Средняя величина маржинального дохода (п. 4: п. 1)

50

40

 

Норма маржинального  дохода (п. 4: п. 2)

0,33

0, 33

 

 

Как видно из таблицы 3, за месяц предприятие заработает 1480000 тенге прибыли. Средняя величина маржинального дохода для календарей составляет 50 тенге, а для плакатов - 40 тенге. Норма маржинального дохода для обоих напитков составляет 0,33.

При расширении объема продаж предприятие получит  следующую прибыль:

Величина маржинального  дохода от продажи календарей:

50 х 6000  = 300000 тенге.

Величина маржинального  дохода от продажи плакатов:

40 х 5000  = 200000 тенге.

Величина маржинального  дохода от продажи безалкогольных напитков:

300000 + 200000 = 500000 тенге.

Постоянные  затраты предприятия: 150000 тенге.

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений