Процесс принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью изучения дипломной работы является рассмотрение процесса принятия управленческих решений в теории и на практике, а также изучение процесса совершенствования принятия данных решений в современном мире.
Исходя из цели работы к задачам относят: - изучение сущности управленческих решений;
- раскрытие стадий принятия управленческого решения;
- исследование методов принятия управленческих решений в ТОО "Меркурий";
- проведение анализа факторов, влияющих на управленческое решение;
- рассмотрение путей совершенствования принятия управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Сущность и содержание процесса принятия решений 8
1.2 Основные стадии процесса принятия управленческих решений 20
2 МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ АНАЛИЗА 33
2.1 Финансово-экономическая характеристика ТОО "Меркурий" 33
2.2 Модели и методы принятия управленческих решений 38
2.3 Анализ факторов влияющих на принятие управленческих решений 48
3 СОВРЕШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 53
3.1 Применение научного подхода в процессе принятия управленческих решений 53
3.2 Автоматизация процесса принятия управленческих решений 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Вложенные файлы: 1 файл

Дипомная работа Процесс принятия управленческих решений на примере ТОО Меркурий.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

Прибыль предприятия: 500000 тенге - 150000 тенге = 350000 тенге.

Приведенные данные показывают, что CVP-анализ позволяет  отыскать наиболее выгодное соотношение  между переменными и постоянными  затратами, ценой и объемом производства продукции. Ситуации, которые мы рассмотрели, свидетельствуют, что главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации; увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат, пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения предприятия также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. Одним словом, в использовании величины маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятий.

Также в ТОО "Меркурий" используют метод директ-костинг, рассмотрим его на примере.

ТОО "Меркурий" рассматривает возможности увеличения прибыльности за счет оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. Бухгалтерией предоставлены следующие данные:

 

Таблица 6

Показатели  деятельности ТОО "Меркурий"

Показатели

Календарик "Животние"

Календарик "Звезды кино"

Календарик "Цветы"

Календарик "Дети"

Итого

1. Объем выпуска,  шт.

1300

1000

9800

4300

 

2. Выручка от  реализации, тенге

44900

37800

164700

97100

344500

3. Расходы на  прямые материалы, тенге

2650

1380

10420

7630

22080

4. Зарплата работников (только на изготовление данных  календариков)

2900

2500

2450

3400

11250

5. Распределенные  постоянные затраты, тенге

1170

1010

9850

1370

1 3390

6. Всего расходов,

6720

4890

22720

12400

46730

7.Прибыль (убыток), тенге

38180

32910

141980

84700

297770

8 Прибыль (убыток) на единицу продукции, тенге

29,3

32,9

14,48

19,7

 

 

Дополнительная  информация: постоянные расходы распределены пропорционально расходам на зарплату ОПР.

То есть на основании  информации финансового учета каждый здравомыслящий руководитель примет решение  о сокращении производства календарик "Цветы", как менее прибыльного  и более материальноемкого, и  календарика "Дети", как малоприбыльного. Рассмотрим результаты подобного сокращения (таблица 7).

 

Таблица 7

Показатели  деятельности ТОО "Меркурий" после  сокращения ассортимента

Показатели

Календарик "Животние"

Календарик "Звезды кино"

Итого

1. Объем выпуска,  шт.

1300

1000

 

2. Выручка от  реализации, тенге

44900

37800

82700

3. Расходы на  прямые материалы, тенге

2650

1380

4030

4. Зарплата работников (только на изготовление данных  календариков)

2900

2500

5400

5. Распределенные  постоянные затраты, тенге

1170

1010

2180

6. Всего расходов,

6720

4890

11610

7.Прибыль (убыток), тенге

38180

32910

71090

8 Прибыль (убыток) на единицу продукции, тенге

29,3

32,9

 

 

Необходимо  отметить, что эвристические методы решения не гарантируют получения  решения управленческой проблемы во всех случаях. Кроме того, решение, которое может быть получено, необязательно будет оптимальным решением, поскольку целью метода является не столько выбор лучшего варианта из многих возможных, сколько нахождение решения путем использования того или иного известного метода. Вместе с тем, мы часто, сами, не подозревая того, применяем эвристические методы поиска решения, испытывая различные подхода к управленческой проблеме, разбивая ее на части и находя решения отдельных частей в случае, когда проблема целиком не поддается решению.

При разработке управленческих решений широкое  использование находит метод сценариев, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.

Метод сценариев  предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

Сценарии развития анализируемой ситуации, разрабатываемые специалистами, позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, определить картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация.

С одной стороны, профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии позволяют своевременно осознать опасности, которые могут быть следствием неудачных управленческих воздействий или неблагоприятного развития событий.

Активизирующие  методы имеют несколько вариантов практического использования [17, с. 214].

К активизирующим методам относятся две группы методов:

- методы психологической  активизации;

- методы подключения  новых интеллектуальных источников.

К психологическим  методам относятся:

- конференции  идей;

- методы мозговой  атаки;

- методы вопросов  и ответов.

Методы подключения  новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под контролем высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся:

- теоретико-игровой  метод;

- метод наставничества;

- работа с  консультантами.

Рассмотрим  методику принятия управленческого решения в ТОО "Меркурий".

Первым этапом принятия управленческого решения  является формулировка проблемы.

Проблема - повышение  качества оказываемых услуг через  повышение квалификации кадров на предприятии  ТОО "Меркурий".

Повышение квалификации кадров специалистами творческого отдела ТОО "Меркурий" диктуется следующими соображениями:

1) высокой конкуренцией  на рынке услуг оказания услуг  типографии - в этой ситуации при  практически одинаковом спектре  услуг конкурентные преимущества  обеспечиваются лишь высокой квалификацией специалистов обслуживающего отдела и гибкой ценовой политикой;

2) современные  инновационные компьютерные технологии  требует постоянного повышения  квалификации обслуживающего персонала;

3) высокий профессиональный  уровень специалистов позволяет участвовать и побеждать на региональных и общеказахстанских конкурсах что служит дополнительной рекламой и привлекает клиентов ТОО "Меркурий".

При первом столкновении с проблемой вполне естественной является потребность знать и понимать ее, иметь контроль над довольно неясной и неопределенной ситуацией. Здесь проявляется тенденция локализации или упрощения представления ситуации из-за поспешных определений. Концентрируясь на общепризнанной потребности определения проблемы ясным и точным способом, мы можем часто упустить из виду более основополагающую проблему. Анализируемая проблема может быть лишь формой проявления другой фундаментальной проблемы. И именно на выявление этой фундаментальной проблемы и необходимо направить усилия.

Другая крайность - усложненное представление проблемы. Причиной этого может быть низкая квалификация лица, принимающего управленческое решение, а также наличие большого числа регламентирующих ограничений.

Основными стадиями понимания контекста проблемы являются сбор данных и их анализ, интерпретация и формулировка варианта определения проблемы в анализируемом контексте. Рассмотрим эти стадии.

1) Сбор данных  относительно прикладной области.  Типология данных может быть  проведена по ряду признаков,  в частности:

- по степени  общности - общая либо детальная  информация,

- по степени  достоверности - «твердый факт»  либо мнения, оценки, субъективные  и даже спорные. Эта информация  используется для построения  картины проблемы.

2) Анализ и  интерпретации данных для нахождения самой проблемы, ее основной причины, проявлений и последствий. Простой анализ может включать подсчет частоты наступления определенного события в определенные интервалы времени. Более сложный анализ может потребовать, например, создания определенной модели. Это может быть аналоговая модель, представляющая данные другим способом, например, в виде графика, или более сложная, с использованием специального математического аппарата. Главное требование к выбору методов анализа данных - улучшение нашего понимания ситуации и решаемой проблемы.

Рассмотренные выше две стадии не всегда четко  разграничены и полностью последовательны. Это обусловлено рядом причин. В процессе сбора данных трудно обеспечить полную беспристрастность. Поэтому  на данной фазе невозможно полностью исключить анализ. В ходе анализа может быть выявлена потребность в дополнительных данных. Целесообразно двигаться от сбора данных к их анализу и интерпретации, от вопроса «что?» к вопросу «почему?».

Вторым этапом принятия управленческого решения в ТОО "Меркурий" является определение критериев решения вопроса.

Критерий повышения  квалификации кадров в  ТОО "Меркурий" - рост числа клиентов.

В настоящее  время разработано достаточно много  различных методов и техник сбора  данных, которые используются как при определении проблемы, так и на других стадиях разработки управленческих решений. В ТОО "Меркурий" наиболее часто используют анализ вход-выход, диаграммы процесса, систематизированный поиск данных, карты данных. Комплексное применение различных методов позволяет обеспечить единство структурного, функционального и информационного аспектов анализа.

Третьим этапом является разработка вариантов решения (альтернативы)

Рассмотрение  процесса разработки вариантов решения  в условиях неопределенности является основой всего комплекса проблем разработки управленческих решений. Это обусловлено рядом моментов.

1) Реальные управленческие  ситуации характеризуются сложностью, наличием риска, динамизмом. Решаемые  задачи, как правило, открытые, а  принимаемые решения должны быть программными. Однако основой принятия таких решений являются принципиальные подходы к разработке управленческих решений в условиях определенности. Такие подходы - необходимая ступень к разработке и более сложных решений, в частности программных решений в условиях риска.

2) Управленческие  решения, принимаемые в реальной  хозяйственной практике, далеки  от эффективных. Применение даже  сравнительно простых приемов  и инструментов разработки решений  позволяет существенно повысить  эффективность управления. Значительное число таких приемов и инструментов рассматривается при разработке решений в условиях определенности. Их активное освоение имеет и большую практическую значимость.

3) В процессе  разработки управленческих решений  в условиях определенности рассматривается общая схема, алгоритм разработки управленческих решений. Это та основа, на которой могут и должны быть рассмотрены процессы принятия решений в ситуациях, более приближенных к реальным. И если использование в управленческой практике даже отдельных методов и инструментов принятия решений может дать значительный результат, то еще более значимым является применение целостной схемы разработки управленческих решений.

4) Выбор метода  разработки вариантов решения  в условиях неопределенности  важен с ряда точек зрения[18, с.308].

Мы считаем, что наиболее эффективным с данных условиях является метод составления  списков решений, из которых затем  будет выбрано оптимальное решение, исходя из избранного критерия "повышение  числа клиентов".

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений