Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является выявление особенностей концепций подготовки и представления бухгалтерской отчётности, исследование организационно-методических основ ревизии бухгалтерской отчётности.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
- изучить сущность и содержание концепции бухгалтерской отчётности в отечественной и международной практике;
- выявить направления реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности;
- рассмотреть особенности проведения ревизии бухгалтерской отчетности.
Введение 6
1 Теоретические аспекты ревизии бухгалтерской отчетности 8
1.1 Экономическая сущность бухгалтерской отчетности как объекта ревизии 8
1.2 Нормативно-правовая база регулирующая бухгалтерскую отчетность 15
1.3 Краткая экономическая характеристика предприятия Воропаевская дистанция пути РУП «Витебское отделение БЖД» 16
2 Ревизия бухгалтерской отчетности 20
2.1 Методика проведения ревизии бухгалтерской отчетности 20
2.2 Ревизия бухгалтерского баланса 36
2.3 Ревизия отчета о прибылях и убытках 37
2.4 Ревизия отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к балансу и пояснительной записки 38
2.5 Анализ ошибок 39
3 Расчетная часть 41
Заключение 45
Список использованных источников
Таким образом, по строке 140 «Вложения во внеоборотные активы» собираются остатки по счетам 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
По статье "Прочие внеоборотные активы" (строка 150) показываются долгосрочные активы и вложения, полученные в доверительное управление, а также другие внеоборотные активы, не нашедшие отражения в разделе I бухгалтерского баланса.
По строке 190 «Итого по разделу I» приводится сумма строк 120 «Нематериальные активы», 110 «Основные средства», 130 «Доходные вложения в материальные ценности», 140 «Вложения во внеоборотные активы», и 150 «Прочие внеоборотные активы» баланса.
2. Проверка правильности отражения в балансе оборотных активов.
При проверке соответствия фактического наличия производственных запасов, готовой продукции учетным данным необходимо, во-первых, обратиться к данным годовой инвентаризации, во-вторых, выбрать группы запасов, по которым следует провести сплошную проверку в местах хранения и группы для выборочной проверки.
В подразделе «Запасы и затраты» (строка 210) приводится информация об остатках активов, приобретенных и (или) произведенных организацией, незавершенных производством полуфабрикатах, работах и услугах, суммах издержек обращения, приходящихся на остатки нереализованных товаров, предназначенных для реализации. Расшифровка конкретных видов товарно-материальных ценностей и затрат приводится по строкам 211–219 баланса.
Если на предприятии материальные ценности оцениваются по фактической себестоимости, то остатки по счету 10 должны соответствовать данным, отраженным в балансе по статьям «Сырье, материалы и другие аналогичные активы» (строка 211).
В целях проверки данных по строке 211 целесообразно использовать следующие источники информации (кроме Главной книги): регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых собирается информация о наличии и движении ценностей, отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним первичными документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры, являющиеся источниками проверки.
Строка 212 баланса заполняется в основном предприятиями животноводства и птицеводства. В этой строке указывается дебетовое сальдо по счету 11 «Животные на выращивании и откорме».
При проверке учета затрат на производство ревизор должен установить: неизменность выбранного в начале проверяемого периода метода учета затрат и его соответствие нормативным документам; правильность отнесения материальных затрат; правильность начисления износа по основным средствам, нематериальным активам; правомерность отнесения фактических сумм расходов по командировкам, представительских расходов, расходов на рекламу, аудиторских услуг и их включение в издержки.
По строке 213 «затраты в незавершенном производстве и полуфабрикаты» приводятся суммы остатков незавершенного производства, учитываемых по счетам 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Исходной информацией для проверки составва и оценки незавершенного производства по калькуляционным статьям затрат служат показатели сводного расчета себестоимости товарной продукции (журнала-ордера).
Далее следует установить, применяется ли точно на ривезуемом предприятии отраслевая методика включение в оценку остатков незавершенного производства доли расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
По строке 214 «расходы на реализацию» приводятся суммы издержек обращения и коммерческих расходов, приходящиеся на остаток нереализованных товаров в организации, учитываемые по счету 44 «Расходы на реализацию».
Далее необходимо проверить учет реализации и отгрузки готовой продукции (работ, услуг). Отгруженной и отпущенной продукцией считают продукцию и услуги, которые переданы покупателю, платежные документы, которые сданы в банк, но не оплачены покупателем. Выручку от реализации товаров (работ, услуг) можно определить двумя способами: по мере отгрузки либо по мере оплаты. Способ выбирается в зависимости от условий хозяйствования и заключаемых договоров, устанавливается на длительный период и отражается в учетной политике.
При проверке организации учета отгрузки и реализации продукции необходимо установить и проверить наличие договоров на поставку готовой продукции и правильность их оформления, соблюдение способа определения выручки по счетам 40,41, 43, 45 ведение синтетического и аналитического учета по счетам 40, 43, 45, 62.
По строке 218 «Расходы будущих периодов» отражается сумма признанных в учете расходов, которые не имеют отношения к формированию расходов отчетного периода, но которые будут списаны в будущих периодах.
К таким затратам, например, относятся расходы по ремонту основных средств, если он производится неравномерно в течение года; подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности, затраты организации на получение лицензии на право осуществления определенного вида деятельности; затраты по сертификации продукции, работ или услуг.
В строке 218 указывается дебетовое сальдо по счету 97, не погашенное по состоянию на отчетную дату.
По строке 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается сумма НДС, указанная поставщиками в счетах-фактурах и товаросопроводительных документах по полученным и не оплаченным на отчетную дату товарно-материальным ценностям (работам, услугам).
По строке 220 бухгалтерского баланса указывается дебетовое сальдо по счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», не списанное по состоянию на отчетную дату.
Суммы НДС, учтенные по дебету счета 18, могут быть:
• приняты к вычету;
• списаны на увеличение стоимости приобретенных ценностей или на счета учета затрат (расходов на продажу);
• списаны за счет целевых средств.
В большинстве случаев суммы НДС по приобретенным ценностям (работам, услугам) принимаются к вычету. Это отражается проводкой:
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 18 – произведен налоговый вычет.
Такую запись можно делают только при выполнении следующих условий:
• приобретенные ценности оприходованы на балансе организации (работы выполнены, услуги оказаны);
• ценности (работы, услуги) приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, а также для перепродажи;
• на приобретенные ценности (работы, услуги) есть счет-фактура, в котором указана сумма налога.
Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, уплаченная сумма НДС вычету не подлежит.
Если организация собирается использовать приобретенные ценности (работы, услуги) для осуществления деятельности, которая не облагается НДС, то сумма налога из бюджета не возмещается. Эта сумма списывается на увеличение стоимости купленных ценностей или на счета учета затрат (расходов на продажу).
3. Проверка правильности отражения в балансе денежных средств.
При проверке правильности отражения денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением остатков по главной книге с балансовыми данными. Желательно провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций по расчетному счету с привлечением всех необходимых первичных документов. Балансовая статья «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и совпадать с соответствующими выписками банков.
4. Проверка правильности отражения в балансе расчетных операций.
Расчеты осуществляются с поставщиками, подрядчиками, бюджетом, внебюджетными фондами, подотчетными лицами, учредителями, прочими дебиторами и кредиторами. Проверку расчетов по соответствующим счетам начинают с ознакомления и анализа материалов инвентаризации расчетов. При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяется наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся на счете 60. Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используется на предприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Проверяется, как оформлены договоры поставки продукции (условия оплаты), выясняется реальная задолженность покупателей, как ведется аналитический учет по покупателям.
Расчеты по исчислению налогов и их перечислению в бюджет отражают на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборов» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При проверке данных расчетов ревизор должен установить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность: исчисление налогооблагаемой базы; применения ставок налогов и платежей; расчетов суммы налогов; применения льгот при расчете и уплате налогов; полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет; составление бухгалтерских записей по начислению и уплате налогов и платежей; составления и своевременности представления в инспекцию по налогам и сборам отчетности; ведение аналитического учета по счетам 68 и 69.
5. Проверка правильности отражения в балансе источников собственных средств.
Уставный капитал отражается на счете 80 «Уставный фонд», на котором учитывается только состояние и движение уставного капитала предприятия. При проверке следует иметь в виду, что величина уставного фонда соответствует размеру, зарегистрированному в учредительных документах как совокупность вкладов учредителей. Полнота внесения вкладов контролируется путем сопоставления его размера (кредита счета 80) с величиной задолженности по счету 75.
Резервный фонд учитывается на счете 82. При проверке обращается внимание на целевое расходование средств. В части фондов необходимо проверить законность создания фондов специального назначения и правильность их использования.
6. Проверка правильности отражения в балансе получения кредитов и займов.
Вопросы, связанные с выдачей и погашением кредитов, регулируются правилами банков и кредитными договорами. При проверке ревизор должен обратить внимание на следующие моменты: использовался ли кредит по назначению или нет; как погашалась задолженность по кредиту и оплачивались ли проценты за пользование кредитом; правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 67, 76.
II. Проверка достоверности показателей Отчета о прибылях и убытках
Выполняя процедуру проверки достоверности показателей Отчета о прибылях и убытках, ревизору необходимо установить порядок формирования показателей Отчета о прибылях и убытках (ф. №2), его соответствие положениям нормативных актов.
В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету “Доходы организации”, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. N 181 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 9-10, 8/10451), и Инструкцией по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. N 182 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 9-10, 8/10452).
отчет о прибылях и убытках составляется на основании Оборотных ведомостей по счетам 90 “Реализация”, 91 “Операционные доходы и расходы”, 92 “Внереализационные доходы и расходы”, 99 “Прибыли и убытки”.
Графа 4 отчета заполняется на основе данных графы 3 отчета за предыдущий год. Если данные за аналогичный период предыдущего года несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных нормативных актов. Исправительные записи в бухгалтерском учете при этом не осуществляются.
В I разделе отчета содержится информация о доходах и расходах по основным видам деятельности.
По статье “Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг” (строка 010) приводится выручка от видов деятельности: от реализации готовой продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, учитываемая по кредиту счета 90 “Реализация” в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов, целевого финансирования, доходов будущих периодов и других. При этом в указанной статье отражается величина выручки от осуществления основных видов экономической деятельности организации, указанных в ее учредительных документах.
В соответствии с методом признания выручки в бухгалтерском учете проверяются данные по счетам:
- по методу отгрузки продукции – 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”;
- по методу оплаты – 50 “Касса”, 51 “Расчетный счет”, 55 “Специальные счета в банках”, 52 “Валютные счета” счета.
По статье “Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг” (строка 011) приводятся налоги и сборы, начисленные от выручки, в том числе экспортные таможенные пошлины, в соответствии с законодательством, в том числе уплаченные и отраженные по дебету счета 90 “Реализация” в корреспонденции с кредитом счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” (по соответствующим субсчетам).
По строке 020 должна отражаться разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и налогами включаемыми в эту выручку.
Строка 030 отражает себестоимость произведенной в отчетном периоде продукции. Здесь также должна быть проверенна правильность включаемых расходов в себестоимость. Завышение себестоимости продукции может привести к уменьшению налогооблагаемой прибыли, что в свою очередь ведет к недоуплате налогов в бюджет.
“Валовая прибыль” (строка 040) отражает разницу между выручкой и себестоимостью.
Также в первом разделе отражаются управленческие и коммерческие (расходы на реализацию) расходы. При расчете прибыли (убытка) от реализации (строка 070) суммы этих расходов также вычитаются.