Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 01:48, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств ООО «НПФ «НОРД».
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
- изучение методологических основ учета основных средств;
- исследование действующей системы учета основных средств в ООО «НПФ «НОРД»;
- выявление недостатков в учете основных средств исследуемого предприятия;
- определение путей повышения и эффективности использования основных средств.
Введение..................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы учета основных средств...................................................5
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств...................................................5
1.2 Учет наличия и движения основных средств...............................................................15
1.3 Учет амортизации и восстановления основных средств.............................................24
1.4 Налоговые аспекты учета основных средств................................................................29
Глава 2. Учет основных средств в ООО «НПФ «НОРД»..................................................38
2.1 Технико — экономическая характеристика ООО «НПФ «НОРД»............................38
2.2 Бухгалтерский учет основных средств..........................................................................45
2.3 Налоговый учет основных средств................................................................................56
Глава 3. Совершенствование учета основных средств в ООО «НПФ «НОРД»..............62
Заключение.............................................................................................................................78
Список используемой литературы...................................................
Инвентарный номер не меняется в течение всего срока полезной службы актива.
Пообъектный учет основных средств ведется в бухгалтерии на карточках типовой формы № ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств». По групповым объектам открывается Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (ф. ОС-6а). Она заполняется на каждый объект или группу однотипных объектов, поступивших в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно – хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарные карточки в разрезе классификационных групп, определенных ОКОФ, хранятся в специальной картотеке, а в разрезе разделов, подразделов, классов и подклассов – по месту эксплуатации.
Заполнение инвентарных
Таким образом, фактически инвентарные карточки выполняют функции паспорта на конкретный объект или группу однородных объектов, в котором отражается наличие и движение их вплоть до выбытия из эксплуатации.
Учетный процесс основных средств в организации схематично можно представить следующим образом (Рис. 1).
Рис. 1 Учетный процесс основных средств
Итак, процесс движения основных средств в организации состоит из трех основных стадий: 1. стадия поступления основных средств в организацию;
2. стадия эксплуатации основных средств в организации;
3. стадия выбытия основных средств из организации.
На стадии поступления производится принятие основных средств к учету на основе первичных учетных документов и их стоимостная оценка.
Основными способами поступления основных средств являются:
- приобретение основных средств за плату;
- сооружение и изготовление основных средств;
- поступление основных средств в счет вклада в уставный капитал;
- безвозмездное получение
- поступление основных средств в обмен на другое имущество.
Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.
При принятии объекта основных средств к учету определяется его срок полезного использования. Срок полезного использования – период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды организации.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из: - ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно – правовых и
Срок полезного использования не подлежит пересмотру, за исключением случаев,
улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта в результате реконструкции или модернизации. Наличие у объекта нескольких частей с разными сроками их использования дает основание рассматривать каждую из них в текущем учете как самостоятельный инвентарный объект.
Затраты предприятия на создание, сооружение, приобретение за плату основных средств представляют собой долгосрочные инвестиции, или вложения во внеоборотные активы. Поэтому поступление основных средств в учете отражается через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором собираются затраты, связанные с приобретением основных средств и формируется их первоначальная стоимость (Табл. 3).
Таблица 3
Отражение поступления основных средств на счетах бухгалтерского учета
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
Отражена стоимость |
08 |
60 |
2 |
Отражена стоимость основного средства, изготовленного подрядным способом |
08 |
60 |
3 |
Отражена стоимость основного средства, изготовленного хозяйственным способом |
08 |
10, 70, 69 и др. |
4 |
Отражена стоимость основного средства, поступившего в счет вклада в уставный капитал |
75 08 |
80 75 |
5 |
Отражена стоимость основного средства, безвозмездно полученного от юридических и физических лиц |
08 98 |
98 91 |
6 |
Объект основного средства принят к учету по первоначальной стоимости |
01 |
08 |
На стадии эксплуатации основные средства используются в производственном процессе. На этой стадии может происходить восстановление основных средств, их внутреннее перемещение в организации, переоценка. Учет внутреннего перемещения основных средств осуществляется на субсчетах, открытых к счету 01 «Основные средства».
На стадии выбытия основные средства, не способные приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежат списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие основных средств из организации может происходить по различным причинам, основными их которых являются:
- списание основных средств
из – за морального и
- ликвидация основных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- продажа (реализация) основных средств;
- передача основных средств в счет вклада в уставный капитал других организаций;
- безвозмездная передача
- недостача и порча основных
средств, выявленные при
- частичная ликвидация основных средств при выполнении работ по реконструкции.
Расходы и доходы, связанные с выбытием основных средств, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», за исключением передачи основного средства в счет вклада в уставный капитал или для ведения совместной деятельности. В этом случае, выбытие основного средства представляет собой один из видов финансовых вложений организации, и отражается через счет 58 «Финансовые вложения».
Процедура выбытия объектов основных средств может быть отражена в учете одним из двух вариантов – прямым или косвенным. Выбор одного из способов должен быть закреплен в учетной политике организации. При косвенном методе списание стоимости основных средств отражается в учете через субсчет «Выбытие основных средств» (Табл. 4).
Таблица 4
Варианты учета выбытия
Содержание хозяйственной |
Учет выбытия прямым способом |
Учет выбытия косвенным | ||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит | |
Списана первоначальная стоимость |
- |
- |
01. Выбытие |
01 |
Списана начисленная амортизация |
02 |
01 |
02 |
01.Выбытие |
Списана остаточная стоимость |
91 |
01 |
91 |
01. Выбытие |
В соответствии с Приказом Минфина России № 186н утратил силу п. 84 Методических указаний об использовании субсчета «Выбытие основных средств», открываемого к счету 01 «Основные средства». Однако в действительности, как поясняют на семинарах представители Минфина России, отмена п. 84 Методических указаний была вызвана несоответствием представленного в нем порядка применения рассматриваемого субсчета новым установкам на «свернутое» отражение результатов ликвидации основных средств. Отказаться вообще от использования субсчета «Выбытие основных средств» значило бы для Минфина России лишиться возможности требовать уплаты налога на имущество по длительно ликвидируемому объекту в течение всего времени ликвидации (Письмо Минфина России от 03.04.2007 № 03-05-06-01/24).10
Для документального оформления хозяйственных операций, отражающих процесс движения основных средств, в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком.
Приказом или распоряжением по организации необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.
Для оформления документации на поступающие основные средства приказом или распоряжением руководителя организации должна создаваться комиссия в составе соответствующих должностных лиц, в том числе главного бухгалтера, и лиц, на которых предусматривается возложение ответственности за приемку и сохранность поступающих объектов основных средств.
Для учета движения основных средств организации должны применяться следующие унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7:
(ф. ОС-1);
(ф. ОС – 4);
Акты по формам ОС – 1, ОС – 1а и ОС – 16 составляются комиссией не менее чем в двух экземплярах: - первый экземпляр с приложением технической документацией направляется в бухгалтерию;
- второй экземпляр
остается у структурного
Указанные акты применяются для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации. Акты утверждаются руководителями организации – получателя и организации – сдатчика основных средств.
Данные приема и выбытия объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета основных средств.
Для оформления списания основных средств комиссия составляет в двух экземплярах
акты по форме ОС – 4, ОС – 4а, ОС – 4б.
Операции по перемещению объектов между структурными подразделениями организации оформляются Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств. Она выписывается сдатчиком в трех экземплярах, из которых первый экземпляр передается в бухгалтерию; второй экземпляр остается у передающей стороны; третий экземпляр передается получателю.
Следует отметить, что с 1 января 2013 года вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете. Одним из главных изменений, внесенных Законом № 402 ФЗ, является отмена унифицированных форм, в том числе и по учету основных средств. Это значит, что с 2013 года все формы первичных учетных документов будет утверждать руководитель экономического субъекта, а разрабатывать их придется лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Самостоятельная разработка первичных учетных документов может привести к спорам с партнерами, так как каждая фирма будет по - разному заполнять счета и акты. А это значит, что возникнет путаница, организации не смогут сопоставить объемы поставок или провести сверку расчетов. К сожалению, на сегодняшний день ни в Законе, ни в других каких — либо
Информация о работе Совершенствование учета основных средств на примере ООО «НПФ «НОРД»