Теоретические основы анализа объемов производства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Задачами анализа производства продукции являются:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- оценка ритмичности производства.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы анализа объемов производства организации
1.1 Понятие и экономическая сущность производства продукции
1.2 Методика анализа объемов производства
2 Анализ объема производства ОАО «Сыры Приморья»
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Сыры Приморья»
2.2 Анализ структуры, состава, выполнение планов производства ОАО «Сыры Приморья»
2.3 Факторный анализ производства и управление объемами производства ОАО «Сыры Приморья» на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

    • организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
    • принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
    • рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
    • быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.[6]

Одним из ключевых экономических  ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

В условиях рыночной экономики  все перечисленные выше экономические  ресурсы свободно покупаются и продаются  и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:

    • рента (земля.);
    • процент (капитал);
    • заработная плата труда (управленческие способности);
    • прибыль (предпринимательская способность)
    1. Методика анализа объемов производства

Информационной базой  для анализа объемов производства и реализации продукции может  быть:

1.      Статистические  показатели (приложение к балансу  – форма № 4, «движение готовых  изделий, их отгрузка и реализация»  – форма №16);

2.      Оперативные  отчеты;

3.      Планы-графики  производства;

4.      Планы  экономического и социального  развития предприятия;

5.      Различные  виды сопроводительной документации.

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Основные задачи:

1.      Оценка  объема, качества, динамики, структуры  продукции;

2.      Проверка  сбалансированности и оптимальности  намечаемого вида продукции, а  также оценка реальности и  напряженности производственных  показателей;

3.      Выявление  влияния отдельных факторов на  конечный результат;

4.      Разработка  рекомендаций (мероприятий) как текущего  характера, так и на перспективу.[5]

Основными  показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – это  стоимость всей произведенной продукции  и выполненных работ, включая  незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих  ценах.

Товарная продукция –  отличается от валовой тем, что в  нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция  совпадает с товарной, если нет  внутрихозяйственного оборота и  незавершенного производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы  имеют и натуральные показатели объемов производства продукции (Штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.[8]

            Условно-натуральные показатели, как  и стоимостные применяются для  обобщенной характеристики объемов  производства продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста  выпуска продукции рассчитывается путем отношение показателя текущего периода, к базисному, и умножением на сто процентов. Темп прироста рассчитывается путем разницы темпа роста и ста процентов.[17]

            Оперативный анализ производства продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

При анализе товарной  продукции устанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции.

Номенклатура – это  перечень наименований изделий и  их кодов (в кодификаторе) установленных  для соответствующих видов продукции  в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

Ассортимент  - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:

  • полный;
  • групповой;
  • внутригрупповой.

            При формировании ассортимента  и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать,  с одной стороны, спрос на  данные виды продукции, а с  другой – наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых  и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.[1]

  Оценка выполнения  плана по ассортименту продукции  обычно производится с помощью  одноименного коэффициента, который  рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска  продукции, зачтенного в выполнение  плана по ассортименту, на общий  плановый выпуск продукции (продукция,  изготовленная сверх плана или  не предусмотренная планом, не  засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

            Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли  при увеличении  удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.[3]

            Расчет влияния структуры производства  на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом цепной  подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции.[6]

            Расчет влияния структурного  фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести с помощью  средневзвешенных цен (если продукция  однородная). Для этого сначала  определяется средневзвешенная  цена при фактической структуре  продукции, а затем при плановой  и разность между ними умножается  на фактический объем производства  продукции в условно-натуральном выражении.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится  на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака  ведет к повышению себестоимости  продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака  по абсолютной сумме и удельному  весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.[10]

            Затем изучаются причины понижения  качества и допущенного брака  продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и  разрабатываются мероприятия по  их устранению. Основными причинами  понижения качества продукции  являются плохое качество сырья,  низкий уровень технологии и  организации производства, квалификация  рабочих, аритмичность производства и др.

            Важным показателем деятельности  промышленных предприятий является  качество продукции. Его повышение  – одна из форм конкурентной  борьбы, завоевания и удержания  позиций на рынке. Высокий   уровень качества продукции способствует  повышению спроса на продукцию  и увеличению суммы прибыли  не только за счет объема  продаж, но и за счет более высоких цен.[16]

            Качество продукции – понятие,  которое характеризует параметрические,  эксплутационные, потребительские,  технологические, дизайнерские свойства  изделия, уровень его стандартизации  и унификации, надежность и долговечность.  Различают обобщающие, индивидуальные  и косвенные показатели качества продукции.

            Обобщающие показатели  характеризуют  качество всей произведенной  продукции независимо от ее  вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • средневзвешенный балл продукции;
  • средний коэффициент сортности;
  • удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели -  качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
  • надежность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
  • эстетичность изделий.[12]

Косвенные показатели –  это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес зарекламированной  продукции, потери от брака и др.

            Одна из задач анализа –  изучить динамику перечисленных  показателей, выполнение плана  по их уровню, причины их изменения  и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

            По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией,  рассчитываются доля продукции  каждого сорта (кондиции) в общем,  объеме производства, средний коэффициент  сортности, средневзвешенная цена  изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана  по первому показателю фактическую  долю каждого сорта в общем,  объеме продукции сравнивают  с плановой, а для изучения  динамики качества – с данными прошлых периодов.

            Средний коэффициент сортности  можно определить двумя способами:  отношением количества продукции  I сорта к общему количеству; отношением  стоимости продукции всех сортов  к возможной стоимости продукции I сорта.[9]

            Если предприятие выпускает продукцию  по сортам, и произошло изменение  сортового состава, то вначале  необходимо рассчитать, как изменилась  средневзвешенная цена и средневзвешенная  себестоимость единицы продукции,  а затем по приведенным алгоритмам  определить влияние сортового  состава на выпуск товарной  продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

            При изучении деятельности предприятия  важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.

Ритмичность – равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

            Для крупносерийного или массового  производства разрабатываются графики  равномерного выпуска продукции,  а оценочным показателем является коэффициент равномерности который определяется отношением фактического объема произведенной продукции в единицу времени к среднему плановому объему произведенной продукции в единицу времени.[2]

Анализ рассматривает  скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное  обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

            Ритмичная работа является основным  условием своевременного выпуска  и реализации продукции.   Для  оценки выполнения плана по  ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Информация о работе Теоретические основы анализа объемов производства организации