Теоретические основы анализа объемов производства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Задачами анализа производства продукции являются:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- оценка ритмичности производства.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы анализа объемов производства организации
1.1 Понятие и экономическая сущность производства продукции
1.2 Методика анализа объемов производства
2 Анализ объема производства ОАО «Сыры Приморья»
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Сыры Приморья»
2.2 Анализ структуры, состава, выполнение планов производства ОАО «Сыры Приморья»
2.3 Факторный анализ производства и управление объемами производства ОАО «Сыры Приморья» на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

Прямые показатели – коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции  за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции  за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного  месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

            Косвенные показатели ритмичности  -  наличие доплат за сверхурочные  работы, оплата простоев по вине  хозяйствующего субъекта, потери  от брака, уплата штрафов за  недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции, наличие сверхнормативных  остатков незавершенного производства  и готовой продукции на складах.[7]

            Коэффициент ритмичности – определяется  путем суммирования фактических  удельных весов выпуска за  каждый период, но не более планового их уровня.

            Коэффициент вариации – определяется  как отношение среднеквадратического  отклонения от планового задания  за сутки (декаду, месяц, квартал)  к среднесуточному (среднедекадному,  среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.

            Для оценки ритмичности производства  на предприятии рассчитывается  также показатель аритмичности  – как сумма положительных  и отрицательных отклонений в  выпуске продукции от плана  за каждый день (неделю, декаду). Чем  менее ритмично работает предприятие,  тем выше показатель аритмичности.[20]

            Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции  по декадам (суткам), можно рассчитать  их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности умножить на 100.

            Внутренние причины аритмичности  – тяжелое финансовое состояние  предприятия, низкий уровень организации,  технологии и материально-технического  обеспечения производства, а также  планирования и контроля, внешние  – несвоевременная поставка сырья  и материалов поставщикам, недостаток  энергоресурсов не по вине предприятия и др.[12]

            В процессе анализа необходимо  подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ объема производства ОАО «Сыры Приморья»

2.1 Характеристика деятельности  ОАО «Сыры Приморья»

    Анализ объема  и реализации продукции будет  проводится на примере ОАО «Сыры Приморья».

   ОАО «Сыры Приморья» на протяжении 15 лет обеспечивает потребительский рынок Приморского края плавлеными сырами, имея для этого специализированное оборудование, подготовленные кадры, производственные и складские площади, сложившиеся рынки сырья и сбыта готовой продукции. Производственная мощность предприятия позволяет полностью обеспечить потребность населения Приморского края в данном продукте.

  На предприятии вырабатывается  следующий ассортимент  продукции:

Сыры плавленые колбасные:

    • сыр плавленый колбасный (с массовой долей жира 40% в сухом веществе);

Сыры плавленые брикетные:

    • Городской  (жирность 30%);
    • Орбита (жирность 20%);
    • Костромской (жирность 40%);

Сыры плавленые пастообразные:

    • Янтарь (жирность 60%);
    • Сказка (жирность 30%);
    • Золушка (жирность 20%);
    • Кисломолочный (жирность 45%);
    • Омичка (жирность 50%);
    • Сластена (жирность 30%);
    • Шоколадный (жирность 30%);

Масло:

    • Масло сливочное крестьянское (фасованное по 200г).

Качество продукции является одним из основных факторов, влияющих на объем ее реализации. На предприятии  продукция вырабатывается только из натурального сырья без стабилизаторов и красителей. Продукция вырабатывается по утвержденным в установленном  порядке стандартам, сертифицирована  в калужском центре по стандартизации, метрологии и сертификации.

   Специалистами лабораторий  предприятия и санитарно-эпидемиологической  станции города ведется строгий  химический и бактериологический  контроль за качеством сырья,  материалов и припасов, готовой  продукции, а также контроль  за ходом технологического процесса.

  Выпуск принципиально  новых видов продукции потребует  от предприятия больших капитальных  вложений и много времени на  закупку оборудования, технологии  производства, обучения и переквалификацию  кадров, маркетинговые исследования и рекламу.

Основными конкурентами на рынке сбыта готовой продукции  являются по колбасным сырам –  сыродельные заводы различных регионов России (г. Иваново, г. Великие Луки, г. Брянск, г. Воронеж); по плавленым  ломтевым и пастообразным  фирмы  Германии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии  и т.п.

Основные характеристики конкурентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные характеристики конкурентов ОАО «Сыры Приморья»

Показатели 

Продукция ОАО «Сыры приморья»

Продукция других регионов России

Импортная продукция 

Качество продукции

Высокое

Среднее

Высокое

Внешний вид (Привлекательность)

Средняя

Средняя

Высокая

Объем продаж (тонн/год)

- колбасные

- плавленые пастообразные 

 

640

 

70

 

300

-

 

-

490

Занимаемая доля рынка (%)

-колбасные

-плавленые пастообразные

 

68

12

 

32

-

 

-

88

Стабильность продаж:

-колбасные

-плавленые пастообразные

 

Высокая

Средняя

 

Средняя

-

 

-

Высокая


 

Анализ конкурентов показывает, что 32 % рынка по колбасным сырам  занимают сыродельные заводы различных  регионов России, по причине низкой отпускной цены на готовую продукцию.

Низкая цена колбасных  сыров у конкурентов складывается :

    • в летний период за счет изготовления собственного сырья для плавленых сыров по летним сниженным на 10 - 15 % ценам на молоко;
    • в осенне-зимний период за счет закладки на хранение дешевого собственного летнего сырья (сыра жирного, сыра нежирного, масла, сухого молока).

При наличии финансовой возможности  у предприятия осуществлять закладку дешевого летнего сырья, осенне-зимние цены на колбасные сыры приблизятся  к ценам конкурентов, но более  высокое качество готовой продукции  позволит увеличить продажу колбасных сыров.

По плавленым ломтевым, пастообразным сырам картина  на рынке складывается следующим  образом: главными поставщиками таких  сыров  являются зарубежные фирмы  за счет широкого ассортимента и высокого качества готовой продукции, а также  качества и дизайна упаковки и маркировки.

 Основными поставщиками  сыров, масла, сухого молока  в летний период по сниженным  сезонным ценам являются молочные  заводы, работающие на местном  сырье. В осенне-зимний период, из-за резкого снижения надоев  молока, предприятие вынуждено искать  поставщиков и закупать сырье  по более высоким ценам в  других регионах России и СНГ  или на предприятиях, заготовивших  сырье впрок. Сырьевая база  очень не стабильна и носит  сезонный характер. Единственным  источником стабилизации цен  на сырье является летняя закупка  сырья, закладка на хранение  с последующей его переработкой.

2.2 Анализ структуры, состава,  выполнение планов производства ОАО«Сыры Приморья»

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Данные расчеты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Годы 

Объем производства продукции, млн. руб.

Темпы роста, %

Базисные 

Цепные 

2008

85000

100 

100

2009

88000

103,5

103,5

2010

95000

111,7

108


 

Из таблицы видно, что  за три года объем производства вырос  на 11,7 %, это положительная тенденция.

 

   Далее можно проанализировать  и дать оценку выполнению плана  по производству и реализации  продукции за отчетный период, 2010 год. Анализ выполнения плана по выпуску продукции ОАО «Сыры Приморья» представлен в таблице  3.

Таблица 3  - Анализ выполнения плана по выпуску продукции предприятием ОАО «СырыПриморья» за 2010 год

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

План 

Факт 

Отклонение 

% изменение к плану

Сыр Колбасный

40 000

44 000

+ 4000

+ 10

Сыр Брикетный

30 500

32 500

+2000

+ 6,5

Сыр Пастообразный

19 000

18 500

- 500

-2,63

Итого:

89 500

95 000

+ 5500

+ 13,9


 

  Из таблицы видно,  что фактический выпуск сыра  в отчетном году по сравнению  с планом увеличился на 5500 млн.  рублей, это составило 13,9 %, а реализации  на 8000 млн. рублей, 20,2 %.

Если анализировать по сортам сыра, то фактический выпуск колбасного сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 4000 млн. руб. (что составило 10 %), а  реализация на 7500 млн. руб. (18,9 %); брикетного – выпуск на 2000 млн. руб.     (6,5 %), реализация -  также на 1500 млн. руб. (6,5 %); выпуск пастообразных сыров по сравнению с планом уменьшился на 5000 млн. руб. (2, 6%).

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:

    • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
    • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к  выпуску продукции;
    • изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
    • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Анализ выполнения плана  по ассортименту продукции ОАО «Сыры  Приморья» представлен в таблице 4.

Информация о работе Теоретические основы анализа объемов производства организации