Теоретические основы анализа объемов производства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Задачами анализа производства продукции являются:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- оценка ритмичности производства.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы анализа объемов производства организации
1.1 Понятие и экономическая сущность производства продукции
1.2 Методика анализа объемов производства
2 Анализ объема производства ОАО «Сыры Приморья»
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Сыры Приморья»
2.2 Анализ структуры, состава, выполнение планов производства ОАО «Сыры Приморья»
2.3 Факторный анализ производства и управление объемами производства ОАО «Сыры Приморья» на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

 

   Изучаются причины  понижения качества и допущенного  брака продукции по местам  их возникновения и центрам  ответственности и разрабатываются  мероприятия по их  устранению. Основными причинами понижения  качества продукции являются  плохое качество сырья, низкий  уровень  технологии и организации  производства, квалификации рабочих,  аритмичность производства и  другие.

Ритмичность – равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная  работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели – коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции  за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности -  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов  за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

 Коэффициент ритмичности  – определяется путем суммирования  фактических удельных весов выпуска  за каждый период, но не более планового их уровня.

 Коэффициент вариации  определяется как отношение среднеквадратического  отклонения от планового задания  за сутки (декаду, месяц, квартал)  к среднесуточному (среднедекадному,  среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.     

Анализ ритмичности выпуска  продукции выполнен в таблице 11.

Таблица 11- Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада 

Выпуск продукции за год, млн. руб.

Удельный вес, %

Выполнение плана, Коэффициент

Доля продукции зачтенная  в выполнение плана по ритмичности, %

План 

Факт 

План 

Факт 

Первая 

30 500

32 000

34,1

33,6

1,049

34,1

Вторая 

26 000

28 000

29,1

29,6

1,076

29,1

Третья 

33 000

35 000

36,8

36,8

1,06

36,8

Итого:

89 500

95 000

100

100

1,061

100


 

Из таблицы видно, что  удельный вес фактически изготовленной  продукции в первой декаде составил 33,6 %, что меньше  планового показателя на 0,5 %. Во второй декаде фактический  удельный вес составил 29,6 %, что больше показателя по плану на 0,5 %, а в  третьей декаде фактический и  плановый удельный вес равны   36,8 %.  Выполнение плана по первой, второй и третье декаде соответственно составили 1,05 %, 1, 08 % и 1,06 %. Доля продукции  зачтенная в выполнение плана  по ритмичности составила: по первой декаде 34,1 %, по второй – 29,1 %, по третьей – 36,8 %.

К ритм = 34,1 + 29,1 + 36,8 = 100 %

То есть выпуск продукции  по декадам в среднем отклоняется от графика на 6,2 %.

Далее нужно уделить внимание коэффициенту аритмичности. Он рассчитывается как сумма положительных и  отрицательных отклонений в выпуске  продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. На предприятии ОАО «Сыры Приморья» он равен:

К арит = 0,049 + 0,076 + 0,06 = 0,185

На основе расчетов проведенных  в данном разделе можно сделать  выводы о производстве продукции  на ОАО «Сыры Приморья».

В данном разделе была рассмотрена  производственная деятельность ОАО  «Сыры Приморья» на основе проведенного анализа выявлено, что за период с 2008 по 2010 год объем производства вырос на 11,7%, в то время как  потери от брака в период с 2009 по 2010 год снизились на 120 млн. руб. В целом на предприятии отмечена положительная тенденция роста выпуска продукции.

    1. Факторный анализ производства и управление объемами производства ОАО «Сыры Приморья» на основе проведенного анализа

На объем производства, а, следовательно, и на выполнение программы

воздействуют различные  факторы. Их воздействие может быть как положительным,

так и отрицательным. В  современных условиях работы, при  рыночных отношениях

большое значение придается  изучению факторов, воздействующих на объем

производства.

Эти факторы делятся на производственные и непроизводственные, которые не

зависят от самого предприятия, а происходят по причинам сторонним. Они

воздействуют на объем  производства косвенно, через производственные факторы.

Производственные факторы  подразделяются на:

    • Технические – техническая оснащенность предприятия, производственная мощность

цехов, участков, прогрессивность  технических средств, т.е. это обеспеченность

предприятия основными промышленно-производственными  фондами и степень их

использования.

    • Организационные – режим работы предприятия и его подразделений, сменность

работы оборудования, уровень  организации производства и труда  и пр.

    • Экономические факторы воздействуют на объем производства продукции через

экономические рычаги, такие, как ценообразование, рентабельность продукции,

стимулирование труда.

    • Социальные – включают в себя условия труда и быта работающих, их

квалификационный состав, обеспеченность социальными учреждениями и пр.

С социальным фактором тесно  переплетается человеческий фактор: соблюдение

дисциплины и правил (распорядка) рабочего времени, творческая активность и пр. Этому фактору также следует уделять большое внимание, так как от активности трудовых ресурсов, их подготовленности и квалификационного состава

зависит результативность работы предприятия в целом.

Факторы, воздействующие на объем производства, подразделяются на три основные группы: труд, средства труда, предметы труда. В каждую из этих групп входят

факторы, действие которых  взаимообусловлено. Влияние отдельных факторов на объем производства может оцениваться с помощью различных приемов экономического анализа.

Проведем последовательно  анализ влияния разных факторов на объем производства, используя данные таблицы 12.

Таблица 12 - Влияние разных факторов на объем производства ОАО «Сыры Приморья»

Показатели 

2009

2010

Отклонение

Отношение 2010 г. к 2009 г. в %

Товарная продукция, тыс. руб.

972200

804970

+132770

116,8

Численность персонала, чел.

8888

8683

-205

97,7

Производительность труда, тыс. руб.

75,63

92,71

+17,08

122,6

Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс. руб.

1033348

2014215

+980867

194,9

Фондоотдача, руб.

0,65

0,4

-0,25

61,5

Материальные затраты, тыс. руб.

201470

362842

+161372

180,1

Материальная отдача, руб.

3,34

2,22

-1,12

66,7


 

Анализ приведенных данных показывает, что товарная продукция в 2010 г. по ОАО «Сыры Приморья» увеличилась против 1999 г. на 132770 тыс. руб. или на 19,8%. Этопроизошло под влиянием разных факторов. За этот же период численность рабочих сократилась на 205 человек или на 2,3%, а производительность труда увеличилась на 17,08 тыс. руб., или на 22,6%

В результате переоценки основные промышленно-производственные фонды

увеличились на 980867 тыс. руб. Частично это объясняется так  же приобретением двух новых станков. Данные таблицы свидетельствуют, что прирост основных фондов произошел на 94,9%, т.е. почти вдвое. За указанный период фондоотдача снизилась с 0,65 в 2009 г. до 0,4 руб. в 2010 г. на 0,25 руб. или 48,5%

В то же время материальные затраты на товарную продукцию увеличились на 161372 тыс. руб. или на 80,1%. Здесь оказал влияние социальный фактор. В результате проводимой ценовой политики в стране цены на материалы, сырье, пр. материальные ценности существенно увеличились. Некоторой влияние оказало увеличение выпуска продукции в натуральном измерении.

В рассматриваемый период материальная отдача снижается с 3,34 руб. до 2,22 руб., т.е. снижение составило 1,12 руб. или 33,3%. Это говорит о том, что на рубль материальных затрат выпуск продукции снижается, что является отрицательным фактором в работе предприятия.

Базируясь на данных таблицы 12  произведем расчеты влияния разных факторов на изменение объема производимой продукции.

1.      Расчет  влияния трудовых факторов.

За счет снижения численности  ППП в анализируемом году по сравнению с базиснымвыпуск продукции снизился на:

               (-205) * 75,63 - -15504,1 тыс. руб.,              

т.е. снижение выпуска составило 15504,1 тыс. руб.

В анализируемый период производительность труда ППП увеличилась на 17,8 тыс.

руб. За счет этого выпуск продукции ОАО «Сыры Приморья» увеличился на:

                +17,08 * 8683 - +148305,6 тыс. руб.               

это говорит о влиянии  интенсивного фактора на увеличение выпуска продукции.

Суммарное влияние трудовых факторов определилось как:

              148305,6 – 15504,1 = 132801,5 тыс. руб.             

2.      Расчет  влияния изменения стоимости  основных фондов и фондоотдачи  на

изменение объема производства продукции:

В анализируемый период среднегодовая  стоимость основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) увеличилась на 980867 тыс. руб. Прирост продукции за счет этого составил:

                +980867 * 0,65 = 636324,6 тыс. руб.               

За этот же период эффективность  использования ОППФ – фондоотдача  снизилась на

0,25 руб. За счет этого  выпуск товарной продукции снизился  на:

             (-0,25) * 2014215 = -503553,75 тыс. руб.,            

т.е. выпуск снизился на 503553,75 тыс. руб., что является отрицательным фактором в работе предприятия.

Суммарное влияние перечисленных  факторов составило:

            636324,6 – 503553,75 = +132770,85 тыс. руб.           

Расчеты показывают, что  основное влияние оказало увеличение стоимости основных фондов.

3.Расчет влияния факторов, связанных с наличием и использованием материальных ресурсов.

В анализируемый период на предприятии имело место увеличение материальных затрат на производство продукции в сумме 161372 тыс. руб. За счет этого прирост товарной продукции составил:

                +161372 * 3,34 = +538983 тыс. руб.,               

т.е. выпуск за счет этого  фактора увеличился на 538983 тыс. руб.

В то же время материалоотдача  на предприятии снижается на 1,12 руб. Это снизило выпуск продукции на

               (-1,12) * 362842 = -406383 тыс. руб.              

Таким образом можно сделать вывод, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. в ОАО

«Сыры Приморья» увеличение выпуска продукции произошло по причинам увеличения

производительности труда, среднегодовой стоимости ОППФ и роста материальных затрат.

Для оценки работы предприятия  за последние два года проведем анализ динамики

показателя выпуска продукции:

Абсолютный прирост равен:           804970 – 672200 = 132770 тыс. руб.

Темп роста:          804970 : 67220 * 100 = 119,8%

Темп прироста:                                  119,8 – 100,0 = 19,8%

Абсолютное значение одного процента прироста товарной продукции  равно:

                 132770 : 19,8 = 6705,6 тыс. руб.                

Такое большое значение величины прироста связано с увеличением производственных мощностей (введены в эксплуатацию два новых станка) и проходящим в стране инфляционным процессом.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе проведен анализ объемов производства и реализации продукции. В части II на примере предприятия ОАО «Сыры Приморья» показаны методы исследования анализа объема производства и реализации продукции. Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объёму производства продукции, он же определяет объём продаж. И по мере насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятию нужно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Информация о работе Теоретические основы анализа объемов производства организации