Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:30, курсовая работа
Целью работы рассмотреть – как грамотно разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также, какие моменты должны предусмотреть в ней организации.
Основными задачами, при исследовании данной темы являются исследования:
- сущности, структуры и порядка оформления учетной политики;
- организации учетной службы;
- порядка отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности;
- оценки имущества и обязательств, методы их отражения в учете;
- прочих положений учетной политики.
Законодательными и нормативными документами не регламентируется порядок составления учетной политики. Организациям дано право самим разрабатывать ее положения исходя из требований Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/08 и иных положений по бухгалтерскому учету.
При этом существует ряд положений, наличие которых обязательно при утверждении учетной политики по бухгалтерскому учету ( ПБУ 1/08), а именно:
- рабочий план счетов
- хозяйственной деятельности, по
которым не предусмотрены
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота;
-порядок контроля за
- другие решения, необходимые для
организации бухгалтерского
Структура учетной политики по бухгалтерскому учету также устанавливается самой организацией. В качестве примера я предлагаю следующий принцип ее построения:
1) организационные моменты учетной политики;
2) способы оценки имущества и
обязательств и методы
3) прочие положения учетной
Исходя из подобной структуры учетной политики по бухгалтерскому учету, рассмотрим подробнее процесс ее формирования.
Организационные моменты учетной политики включают в себя различного рода положения, касающиеся общих принципов построения бухгалтерского учета в организации (отраслевые особенности, организация бухгалтерской службы, формы учета, порядок составления отчетности и др.).
В учетной политике при определении методов и способов ведения бухгалтерского учета в организации необходимо учесть особенности той отрасли, к которой она относится (розничная или оптовая торговля, общественное питание), а также применение организациями торговли и общепита для целей бухгалтерского учета различного рода отраслевых методик и рекомендаций. К ним, в частности относятся:
1) Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином России 20 апреля 1995 г. №1-550/32-2 (далее по тексту – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения);
2) Методика учета сырья, товаров
и производства в предприятиях
массового питания различных
форм собственности, утвержденная
Отраслевым центром повышения
квалификации работников
3) Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Роскомторга 1996 г. №1-794/32-5 (далее по тексту – Методические рекомендации по учету товаров).
В этой связи необходимо напомнить, что с 1 января 2002 г. исчисление и уплата налога на прибыль для предприятий любых отраслей осуществляется с требованиями гл.25 части второй НК РФ. С вступлением в силу данных положений налогового законодательства прекратило действовать Положение о составе затрат. Соответственно утратили силу и различного рода отраслевые инструкции и методические указания по формированию себестоимости товаров (работ, услуг).
В то же время Письмом Минфина России от 29 апреля 2002г. № 16-00-13/03 рекомендуется организациям до завершения работ по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, руководствоваться имеющимися в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Таким образом, организациям можно руководствоваться ранее принятыми отраслевыми методиками и рекомендациями в части, не противоречащей действующим законодательным и нормативным документам. Кроме того, необходимо учитывать, что приведенные выше отраслевые методики и рекомендации можно применять только к бухгалтерскому учету расходов организации и формированию ею себестоимости товаров (изделий общепита). В целях налогообложения применяются исключительно положения действующего законодательства.
1.3 Организация учетной службы
Под учетной службой понимается структурная единица предприятия, выполняющая функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета.
В зависимости от организационной структуры учетной службой может являться не только бухгалтерия, но и иные подразделения (группа учета налогов, группа сводной отчетности, группа работы с дебиторами, экономический, финансовый отделы и т.д.).
Поэтому в учетной политике целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерской службы) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе. Последнее, кстати, может быть утверждено как отдельным приказом, так и в виде приложения к учетной политике организации по бухгалтерскому учету.
В учетной политике необходимо также отразить порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организации.
При этом следует иметь в виду, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители (п.1 ст.6 Закона о бухгалтерском учете). Поэтому, исходя из объемов учетной работы, руководителям организаций разрешено самим организовывать систему бухгалтерской службы, отразив данный факт в учетной политике организации. Так, в соответствии с п.2 ст.6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (данное положение относится в основном к крупным и средним организациям);
- ввести в штат должность бухгалтера (для небольших организаций, объем работы которых позволяет вести бухгалтерский учет одному бухгалтеру);
- передать на договорных
- вести бухгалтерский учет лично (при незначительных объемах финансово-хозяйственной деятельности малого предприятии).
Если в организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение.
При централизованной форме все аспекты бухгалтерского учета сосредоточены в главной (централизованной) бухгалтерии, являющейся единым подразделением организации. Такое ее построение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и обеспечить контроль со стороны данной учетной службы за всеми производственными, коммерческими и иными в организации.
Однако многие предприятия имеют в своей структуре сеть подразделений, различных как по объемам деятельности (к примеру, сеть универмагов), так и по своему производственному профилю (например, организация общепита реализует изделия через собственный магазин, относящийся уже к сфере розничной торговли).
В этом случае может быть принято решение о децентрализации учета с созданием бухгалтерских служб в каждом подразделении организации.
1.4. Порядок отражения
информации в учете и
В соответствии с п.4 ст.8 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, организациями ведутся регистры бухгалтерского учета. Регистры ведутся в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Такая форма счетоводства называется журнально- ордерной и применяется большинством организаций.
Значительно реже применяется мемориально-ордерная форма учета, при которой на основании данных первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, отражающиеся в регистрационном журнале (журнале хозяйственных операций), а затем в главной книге.
Организациями может применяться также машинно-ориентированные (автоматизированные) формы учета на основе журнально-ордерной или (значительно реже) мемориально-ордерной формы.
Применяемая в организации форма учета должна быть отражена в ее учетной политике.
По своим показателям организации торговли (общественного питания) могут относиться к так называемым «малым предприятиям». Подобные организации-субъекты малого предпринимательства, имеют более широкие возможности выбора, в каком порядке им отражать учетную информацию:
1) аналогично вышеуказанному с применением установленных форм счетоводства (журнально-ордерной или мемориально-ордерной);
2) по форме счетоводства, установленной для малых предприятий (сокращенной).
3) по упрощенной системе
Данные обстоятельства должны быть также зафиксированы в учетной политике малого предприятия. В зависимости от типа и структуры организаций торговли и общепита могут существовать некоторые различия в составляемой ими бухгалтерской отчетности.
Все организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в составе и в порядке, предусмотренном Законом о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99. В то же время субъекты малого предпринимательства могут представлять сокращенный перечень бухгалтерской отчетности (п.85 Положения по ведению бухгалтерского учета). Кроме того, организации, имеющие в своем составе структурные подразделения, выделенные на отдельные балансы, либо территориально обособленные подразделения (представительства, филиалы и др.), должны отразить в учетной политике порядок составления консолидированной отчетности в целом по организации.
2. ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, МЕТОДЫ ИХ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
2.1. Нематериальные активы
Упоминаемое выше ПБУ 1/08 было разработано в рамках реформирования российского бухгалтерского учета в направлении его соответствия международным стандартом. Однако многие формулировки этого документа носят общий характер и дополняются по ряду моментов другими Положениями по бухгалтерскому учету, которые являются российскими стандартами в определенной области бухгалтерского учета. Кроме того, многие методы и способы бухгалтерского учета отличаются от методов учета налогового.
Операции, связанные с движением нематериальных активов (НМА), регламентируются ПБУ 14/2000.
Исходя из требований ПБУ 14/2000 (п.3), все НМА условно можно разделить на две группы: объекты интеллектуальной собственности и прочие нематериальные активы. При этом п.4 ПБУ 14/2000 приведен конкретный перечень объектов, которые могут быть отнесены к НМА, а именно:
1) объекты интеллектуальной собственности (исключительное или имущественное право на результаты интеллектуальной деятельности) :
- исключительное право
- исключительное авторское
- имущественное право автора
или иного правообладателя на
топологии интегральных
- исключительное право
- исключительное право патентооб
2) прочие объекты: