Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы рассмотреть – как грамотно разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также, какие моменты должны предусмотреть в ней организации.
Основными задачами, при исследовании данной темы являются исследования:
- сущности, структуры и порядка оформления учетной политики;
- организации учетной службы;
- порядка отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности;
- оценки имущества и обязательств, методы их отражения в учете;
- прочих положений учетной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Под дополнительными расходами понимаются такие затраты как оплата юридических и консультационных услуг, копировально-множительных работ, различных налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), экспертиз, услуг связи, других затрат, непосредственно связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств.

Такого рода дополнительные затраты могут быть либо отнесены в состав операционных расходов непосредственно в периоде их возникновения, либо учитываться обособленно как дебиторская задолженность в разрезе каждого полученного кредита (займа) и включаться в состав операционных расходов равномерно в течение срока погашения данного кредита (займа) (п.20 ПБУ 15/01).

3. В случаях, предусмотренных законодательством, организация может привлекать  заемные средства путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций (далее – выданные заемные обязательства). В этом случае в учетной политике для целей бухгалтерского учета ей необходимо предусмотреть порядок начисления и распределения причитающихся доходов по этим заемным обязательств. Иными словами, данные доходы могут быть предварительно отражены организацией в составе расходов будущих периодов, о чем необходимо сообщить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

4. Перечисленные выше требования  и положения относятся ко всем полученным заемным средствам, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (п.12 ПБУ 15/01). При этом под инвенстиционными активами понимаются объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие много времени и затрат на приобретение или строительство.

Такие затраты по полученным займам и кредитам, связанные с приобретением инвенстиционного актива, могут уменьшаться на величину дохода от временного использования заемных средств, полученных под приобретение (строительство) данного актива, в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

3. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ

3.1 Инвентаризация имущества

 В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, организации могут самостоятельно устанавливать сроки проведения и количество инвентаризаций в отчетном году (кроме обязательных по законодательству), перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

При этом порядок и сроки проведения инвентаризацией утверждаются организацией либо в виде отдельного приказа (Положения о проведении инвентаризации), либо в составе учетной политики по бухгалтерскому учету.

Ниже приведен примерный вариант отражения в учетной политике положений об инвентаризации имущества организации.

Пример. Порядок и сроки проведения инвентаризации в ООО ПКФ «Полесье».

Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.

Инвентаризация в организации проводится в следующие сроки:

- основных средств – не ниже одного раза в два года по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- нематериальных активов – ежегодно  по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- незавершенного капитального  строительства – ежегодно по  состоянию на 1 ноября отчетного  года;

- сырья (продуктов питания), товаров, материалов – ежегодно по состоянию  на 1 ноября отчетного года;

- незавершенного производства  – ежемесячно по состоянию на конец месяца (для организаций общепита);

- расходов будущих периодов  – ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;

- денежных средств на счетах  в учреждениях банков – ежегодно  по состоянию на 31 декабря отчетного  года;

- денежных средств в кассе – не реже, чем один раз в квартал (месяц);

- финансовых вложений – ежегодно  по состоянию на 1 декабря отчетного  года;

- расчетов с дебиторами и  кредиторами – ежеквартально  по состоянию на конец квартала;

- расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды – ежегодно по состоянию на 31 декабря текущего года.

Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается приказом руководителя организации.

3.2 Рабочий план счетов

Все организации независимо от структурной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы руководствуются действующим Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов).

В тоже время Инструкцией по применению Плана счетов организациям предоставлено право самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, производственной структуры, сложности технологического процесса, количества и видов хозяйственных операций организации (см. приложение).

Небольшие и средние организации с незначительными объемами учетной работы (и соответственно количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения субсчетов и нетиповых проводок.

Иные же предприятия (как правило, имеющие многопрофильный характер деятельности, значительный объем учетных данных, разветвленную структурную сеть и т.п.) должны разрабатывать свой так называемый рабочий план счетов с учетом специфики своей финансово-хозяйственной деятельности.

При этом в части субсчетов и аналитического учета организации торговли и общепита могут самостоятельно устанавливать порядок своей учетной работы. В этих целях и разрабатывается рабочий план счетов предприятия, являющийся составной частью его учетной политики и утверждаемый (как правило) в качестве ее приложения.

3.3 Формы первичных учетных  документов

В соответствии с п.1 статьи Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Причем, такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм учетной документации.

Такие унифицированные формы первичных документов утверждаются соответствующими постановлениями Госкомстата России. К примеру, формы первичных документов по операциям, осуществляемым организациями торговли и общественного питания, утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций».

В учетной политике необязательно указывать тот факт, что предприятие применяет унифицированные формы первичной документации, так как данное обязательство установлено на законодательном уровне.

Однако при формировании учетной политики организации необходимо определить, для каких финансово-хозяйственных операций унифицированные формы не утверждены. Если для подтверждения совершенных в учете операций унифицированные формы каких-либо первичных документов отсутствуют, предприятие вправе самостоятельно разработать такую документацию.

Разработанные организацией внутренние формы первичной документации (так же как и учетных регистров) должны быть в обязательной форме зафиксированы в ее учетной политике (обычно альбом неунифицированных форм утверждается в составе учетной политики в качестве ее приложения) (см.приложение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Основным нормативным документом, регламентирующим основы формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета является ПБУ 1/08.

ПБУ 1/08 было разработано в рамках реформирования российского бухгалтерского учета в направлении его соответствия международным стандартам. Однако многие формулировки этого документа носят общий характер и дополняются по ряду моментов другими Положениями по бухгалтерскому учету, которые являются российскими стандартами в определенной области бухгалтерского учета. Кроме того, многие методы и способы бухгалтерского учета отличаются от методов учета налогового.

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.

Это в свою очередь потребовало разработки учетной политики предприятия. Учетная политика предприятия – это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностях предприятия. Кроме учетной политики на предприятии разрабатывается налоговая политика, наличие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждому предприятию.

Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее финансовой отчетности предприятия.

Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому. Это означает, что даже, если организация каждый год утверждает год новую учетную политику, ее положения (особенно в части применения методов отражения операций в бухгалтерском учете) все равно основываются на учетной политике предыдущего года. Однако это вовсе не значит, что учетную политику совсем нельзя изменять. В ПБУ 1/08 приводятся случаи, когда возможно изменение учетной политики организации.

Если организацией произведены изменения учетной политики или отдельных ее положений, то они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения (то есть с начала следующего финансового года).

Разработанная методика помогла выявить, что учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Недопустимо, чтобы некоторые факторы учитывались и понимались предприятием и налоговыми органами по разному, в разные моменты времени. Например, недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с применением одних счетов, а в следующем – других. В зависимости от принятия в учетной политике предприятия того или иного способа оценки средств, начисления износа и так далее по-разному формируется себестоимость, отражаются операции.

Таким образом документом, охватывающим всю хозяйственную деятельность предприятия является учетная политика.

Каждое предприятие имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя способ учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Такая возможность имеется благодаря учетной политике, благодаря гибкости учетной политике ее использование предполагается всеми организациями независимо от организационно-правовых норм.

В ПБУ  1/08 «Учетная политика организации» сказано: «Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету». Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности.

Существующие законодательные документы по учетной политике не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий, в связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые должны четко обосноваться и аргументироваться.

Для обеспечения сохранности сохранности имущества, законности и целесообразности ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации должна быть налажена система внутрихозяйственного контроля.

В этой связи Положение о внутреннем (внутрихозяйственном) контроле может быть утверждено руководителем предприятия как в виде самостоятельного документа, так и в составе учетной  политики в качестве ее приложения.

К числу позиций, которые целесообразно было бы включить в состав Положения о внутреннем контроле можно отнести следующие:

- распределения сфер ответственности  и делегированных полномочий, включая  перечень конкретных лиц, наделенных  полномочиями утверждения различных видов типичных и нетипичных операций (например, правом подписи финансовых документов);

- применение руководством организации (бухгалтерии) процедур контроля  за вводимыми данными в компьютерную  бухгалтерскую программу с целью  обеспечения уверенности в том, что все утвержденные операции по вводу данных обработаны правильно и проведены через данную электронную систему единственный раз;

- существование методов контроля  за использованием и хранением  файлов на внешних накопителях  и внутренних файлов, включая хранение необходимых данных в виде резервных копий (в т.ч. сроки соблюдение сроков хранения документов);

Информация о работе Учетная политика