Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:30, курсовая работа
Целью работы рассмотреть – как грамотно разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также, какие моменты должны предусмотреть в ней организации.
Основными задачами, при исследовании данной темы являются исследования:
- сущности, структуры и порядка оформления учетной политики;
- организации учетной службы;
- порядка отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности;
- оценки имущества и обязательств, методы их отражения в учете;
- прочих положений учетной политики.
Пример 2. Согласно учетной политике ООО ПКФ «Полесье», товары приходуются по продажным ценам. При этом на все товры начисляется единая торговая наценка в размере 25 процентов.
За отчетный месяц реализовано товаров по продажным ценам на сумму 240 000 руб.
Расчет торговой наценки, приходящейся на проданные товары, будет выглядеть следующим образом:
240 000 руб. : 1,25 х 25% = 48 000 руб.
Как уже говорилось выше, торговая наценка организациями может начисляться как при оприходовании продуктов, так и при выдаче их в производство.
Расчет торговой наценки, приходящейся на реализованные и изделия кухни, при начислении ее в момент поступления продуктов на склад, будет таким же, как и по товарам, за исключением того, что в качестве остатков продуктов на начало и конец отчетного периода принимаются не только остатки продуктов на складе, но и находящиеся в производстве (на кухне), но не израсходованные в процессе изготовления блюд и изделий кухни.
Пример 3. ООО ПКФ «Полесье» осуществляет учет продуктов (сырья) при их поступлении на склад – по покупным ценам, а при их передаче в производство – по продажным ценам.
В отчетном периоде (месяце) ООО ПКФ «Полесье» приобрел у поставщика продуктов питания на сумму 220 000 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 20 000 руб.). На кухню ресторана было передано продуктов на сумму 180 000 руб. по покупным ценам.
Организацией установлена торговая наценка для всех видов продуктов в размере 50 процентов.
В бухгалтерском учете проводки по данным операциям будут такими:
Содержание операций |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, руб. |
1. Произведена оплата поставщику за продукты |
60 |
51 |
220 000 |
2. Оприходованы продукты на |
41 |
60 |
200 000 |
3. Отражен в учете НДС по приобретенным продуктам |
19 |
60 |
20 000 |
4. Переданы продукты в |
20 |
41 |
180 000 |
5. Начислена торговая наценка на продукты, переданные в производство: (180 000 руб. х 50%) |
20 |
42 |
90 000 |
Таким образом, стоимость продуктов, отпущенных в производство, по продажным ценам будет составлять 270 000 руб. (180 000 руб. + 90 000 руб.).
На начало месяца в учете организации числились:
- остаток продуктов на счете 41 (по покупным ценам) на сумму 30 000 руб.;
- остаток не израсходованных в производстве продуктов на счете 20 по продажным ценам на сумму 25 000 руб.;
- торговая наценка на остаток продуктов на кухне (в производстве) на счете 42 – в размере 5000 руб.;
За месяц реализовано готовой продукции (изделий кухни) по продажным ценам на сумму 240 000 руб. Соответственно остаток продуктов на кухне по продажным ценам 55 000 руб. (25 000 руб. + 270 000 руб. – 240 000 руб.). Предположим, ставка НДС по проданной продукции составляет 18%.
Торговая наценка, приходящаяся на проданные изделия кухни, будет рассчитана так:
240 000 руб. х ((5 000 руб. + 90 000 руб.) : (240 000 руб. + 55 000 руб.) х 100%) = 7288 руб.
Остаток продуктов на складе в данной ситуации не принимает участие в расчетах реализованного торгового наложения, так как отражается в учете по покупным ценам, а не по продажным
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операций |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, руб. |
1. Реализация изделий кухни |
50 |
90-1 |
240 000 |
2. Начислен НДС по реализованной продукции (240 000 руб. : 1,18 х 18%) |
90-3 |
68 |
36 610-20 |
3. Списана себестоимость проданных изделий по продажным ценам |
90-2 |
20 |
240 000 |
5. Прибыль от реализации (240 000 руб. – 36610,20 руб. –(240 000 руб. – 77 288 руб.) |
90-9 |
99 |
40677-80 |
В фактическую себестоимость товаров (продуктов) включаются расходы по заготовке и доставке товаров (продуктов) на склады (как правило, большинство из них составляют транспортные расходы).
Однако п.13 ПБУ 5/01 делается исключение для всех торговых организаций (оптовых и розничных) такие организации могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу (издержек обращения). Для организаций общепита подобный вариант определен Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения.
Таким образом, при формировании учетной политики организации должны решить, как будут отражаться в их учете транспортные расходы по заготовке и доставке товаров до склада предприятия.
Эти затраты могут быть:
1) включены в покупную (продажную) стоимость товаров или продуктов (то есть непосредственно на счет 41 «Товары», либо посредством применения счетов 15 и 16);
2) отнесены на счет 44 «Расходы на продажу».
В последнем случае согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов) такого рода расходы списываются в составе издержек обращения на себестоимость продаж не в полной сумме, а только части, приходящейся на реализованные товары (изделия кухни).
Такой расчет будет производиться следующим порядком:
1) суммируются транспортные расходы, приходящиеся на остаток товаров (продуктов) на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется выручка от
3) определяется средний процент издержек обращения к общей стоимости товаров (продуктов) путем деления определенной впп.1 суммы издержек обращения к сумме реализованных и оставшихся товаров или продуктов (согласно пп.2);
4) умножением суммы остатка товаров (продуктов) на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку товаров (продуктов) на конец месяца.
Рассмотрим на условных примерах расчет среднего процента издержек обращения (транспортных расходов).
Пример1. ООО ПКФ «Полесье» занимается оптовой торговлей товарами. Ее учетной политикой предусмотрено, что транспортные расходы связанные с заготовкой и приобретением товаров, относятся на издержки обращения.
На начало отчетного периода на счете 44 в организации числился остаток издержек обращения (транспортных расходов) в размере 5000 руб.
За отчетный месяц организацией были произведены расходы по оплате транспортных услуг, связанных с доставкой приобретенных товаров на склад, связанных с доставкой приобретенных товаров на склад, на сумму 40 000 руб. (без учета НДС). При этом фактическая себестоимость реализованных за месяц товаров составила 1 000 000 руб. На конец отчетного периода осталось товаров на сумму 400 000 руб. по покупным ценам.
Расчет среднего процента будет выглядеть так:
(5000 руб. + 400 000 руб.) : ( 1 000 000 руб. + 400 000 руб.) х 100% = 3,21%.
Таким образом, сумма транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на конец месяца, будет составлять 12 840 руб. ( 400 000 руб. х 3,21%).
Соответственно на себестоимость продаж следует списать транспортных расходов в сумме 32 160 руб. (5000 руб. + 40 000 руб. – 12 840 руб.).
Для организаций общепита расчет будет производиться таким же образом, за исключением того, что в остаток продуктов на конец месяца будет входить не только их остаток на складе (счет 41), но величина не израсходованных в производстве продуктов ( счет 20 ).
2. Учетной политикой ООО ПКФ «Полесье» предусмотрено, что транспортные расходы, связанные с заготовкой и приобретением товаров, относятся на издержки обращения.
Используя данные п.1 настоящего примера (только вместо товаров – продукты питания), предположим, что помимо остатка продуктов на складе, на счете 20 ( в производстве) также числится остаток неизрасходованных продуктов на сумму 50 000 руб.
В этом случае расчет среднего процента необходимо произвести следующим образом:
( 5000 руб. + 40 000 руб.) : (1 000 000 руб. + 400 000 руб. + 50 000 руб.) х 100% = 3,10%.
Таким образом, сумма транспортных расходов, приходящаяся на остаток продуктов на конец месяца ( на счетах 41 и 20), будет составлять 13 950 руб. ((400 000 руб. + 50 000 руб.) х 3,1 %).
Соответственно на себестоимость продаж следует списать транспортных расходов в сумме 31 050 руб. (5000 руб. + 40 000 руб. – 13 950 руб.).
Оценка товаров (продуктов) при их выбытии (продаже, списании, передаче и т.п.) производится теми же способами, что и материалов ( п.16 ПБУ 5/01):
- по себестоимости каждой
- по средней себестоимости ;
- по себестоимости первых по времени приобретения товаров (продуктов) (способ ФИФО);
- по себестоимости последних
по времени приобретения
Способ оценки по себестоимости каждой единицы применяют те организации торговли (общепита), у которых присутствует небольшая номенклатура товаров (продуктов). Для этого в бухгалтерии и на складе учет движения товаров (продуктов) ведется отдельно по каждой их партии (даже если эти товары (продукты) отличаются только своей ценой). Такой метод является достаточно трудоемким.
Поэтому большинство организаций применяют способ оценки по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) товаров (продуктов) как частное от деления общей себестоимости вида (группы) товаров (продуктов) на их количество. Поскольку порядок применения указанных выше методов одинаков и для торговли (оптовых и розничных), и для общественного питания, то мы рассмотрим их на примере организаций торговли.
Пример 1 : ООО ПКФ «Полесье» отражает стоимость товаров по учетным ценам, под которыми понимаются цены поставщиков.
Остаток стирального порошка на складе организации на начало отчетного периода составлял 5000 упаковок по цене 8 руб. за единицу, всего на сумму 40 000 руб.
За месяц на склад поступило следующее количество порошка:
- 10 000 упаковок по цене 10 руб., на сумму 100 000 руб.;
- 2000 упаковок по цене 10,50 руб., на сумму 21 000 руб.
За отчетный период отпущено в производство 11 000 упаковок порошка.
Среднюю себестоимость 1 упаковки рассчитаем следующим образам:
(500 уп. х 8 руб.) + (10 000 уп. х 10 руб.) + 2000 уп. х10,50 руб.)
------------------------------
5000 уп. + 10 000 уп. + 2000 уп.
Таким образом, стоимость проданного стирального порошка составит:
11 000 уп. х 9,47 руб. = 104 170 руб.
В учете при этом будет
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 41 – 104 170 руб. – списана фактическая себестоимость реализованных товаров (такая проводка делается при использовании любых методах оценки реализованных товаров).
Метод ФИФО основан на допущении, что товары реализуются (либо продукты отпускаются в производство) в течение определенного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть товары (продукты), первыми проданные (поступившие в производство), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости товаров (продуктов), числящихся на начало этого периода.
В данном случае делается предположение, что реализованы (отпущены для производственных целей) товары (продукты) из самой первой поступившей на склад партии. Если количество товаров (продуктов) в этой первой партии меньше израсходованного, то списываются товары (продукты) из второй партии, и так далее.
Пример 2: Используя данные предыдущего примера, рассмотрим порядок оценки методом ФИФО проданных товаров.
Расчет стоимости реализованного порошка будет выглядеть таким образом:
(5000 уп. х 8 руб.) + ((11 000 уп. – 5000 уп.) х 10 руб.) = 100 000 руб.
Соответственно себестоимость 1 упаковки составит в этом случае 9,09 руб. (100 000 руб. : 11 000 уп.).
В условиях растущей инфляции более целесообразно применение метода ЛИФО, основанного на оценке стоимости последних по времени приобретения товаров (продуктов).
При списании делается предположение, что проданы товары (отпущены в производство продукты) из последней поступившей партии. Если количество товаров (продуктов) в последней партии меньше проданного количества товаров (отпущенных в производство продуктов), то для расчета принимается стоимость их предпоследней партии и так далее.