Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:30, курсовая работа
Целью работы рассмотреть – как грамотно разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также, какие моменты должны предусмотреть в ней организации.
Основными задачами, при исследовании данной темы являются исследования:
- сущности, структуры и порядка оформления учетной политики;
- организации учетной службы;
- порядка отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности;
- оценки имущества и обязательств, методы их отражения в учете;
- прочих положений учетной политики.
Иом
Отклонения, % = ------------------------ х 100%
Мн + Мом
Где Иом – стоимость ( по планово–учетным ценам) материалов, израсходованных в отчетном периоде (месяце);
Мн – остаток материалов по планово-учетным ценам на складе (на счете 10) на начало отчетного периода (месяца);
Мом – поступило (оприходовано) материалов на счете 10 в отчетном месяце (по планово-учетным ценам).
Полученный процент отклонений умножается на величину отклонений на конец месяца.
Так как действующими нормативными актами в части бухгалтерского учета порядок списания отклонений не предусмотрен, организация сама должна решить, каким образом ей производить такое списание: в полной сумме на счета учета затрат либо пропорционально стоимости израсходованных материалов, отразив данный факт в своей учетной политике по бухгалтерскому учету.
Поскольку порядок отражения в учете подобных операций аналогичен и для материалов, и для товаров (только с применением соответствующих счетов: 10 – для материалов, 41- для товаров), то мы его подробнее рассмотрим в разделе, посвященном товарам.
Оценка материалов при их отпуске на издержки обращения ( и ином выбытии) осуществляется организацией одним из следующих методов (п.16 ПБУ 5/01):
- по себестоимости каждой
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО);
- по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (метод ЛИФО).
Поскольку данные способы применяются и при списании фактической стоимости реализованных товаров (являющихся частью МПЗ), более подробно они будут рассмотрены в следующем разделе, посвященном списанию товаров.
2.4 Отражение в учете и оприходование товаров
Как уже говорилось, товары являются частью МПЗ. Поэтому порядок учета операций, связанных с движением товаров, по многим позициям аналогичен порядку учета материалов и также регламентируется ПБУ 5/01. В то же время имеется ряд особенностей, которые необходимо отдельно выделять в учетной политике организации.
Например, оценка товаров по ценам приобретения (фактической себестоимости) согласно п.13 ПБУ 5/01 аналогична оценке материалов в похожих случаях (при приобретении за плату, безвозмездной передаче (дарении), взносе в качестве уставного капитала, получении в порядке товарообмена). Однако для организаций розничной торговли существует еще одна возможность оценки товаров в учете – по продажным ценам, включающим в себя торговую наценку.
Следовательно, стоимость приобретенных товаров в учете таких организаций может быть отражена либо по покупной стоимости, определенной в соответствии с п.п. 5и 6 ПБУ 5/01, либо по продажным ценам, включающим помимо стоимости приобретения еще и торговую наценку.
В зависимости от выбранного способа у организации розничной торговли стоимость приобретенных товаров может отражаться в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары» по покупным или продажным ценам. В последнем случае будет также применяться счет 42 «Торговая наценка».
Следует иметь в виду, что данным правом могут воспользоваться только организации розничной торговли (п.13 ПБУ 5/01). Оптовые фирмы ведут учет товаров исключительно по покупным ценам.
Что касается организаций общепита, то необходимо обратить внимание, что ни ПБУ 5/01, ни Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) для них не предусмотрено использование подобного способа оценки сырья (продуктов) за исключением товаров для перепродажи в розницу (сигарет, алкогольных напитков, готовых изделий, приобретенных у сторонних организаций и т. п.) Однако такая возможность ранее предусматривалась Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и Методикой учета сырья. Поэтому, отразив в учетной политике применение вышеуказанных отраслевых методических отраслевых методических материалов, организации общественного питания могут применять метод оценки сырья (продуктов) по продажным ценам.
Причем особенностью организаций общепита является то обстоятельство, что начисление торговой наценки может производиться как на стадии оприходования сырья на складе, так и при передаче продуктов в производство для изготовления готовой продукции (Методика учета сырья). Поэтому выбранный вариант оприходования сырья (продуктов) необходимо обязательно зафиксировать в учетной политике организации общепита по бухгалтерскому учету.
Оприходование товаров по покупным ценам в организациях торговли (как оптовых, так и розничных) и продуктов питания в организациях общепита аналогично отражению в учете поступивших материалов. При этом фактические затраты, связанные с приобретением (поступлением) товаров (продуктов), могут собираться предприятиями торговли и общепита как непосредственно на счете 41 (в этом случае схема проводок будет аналогична а разделе, посвященном МПЗ, только вместо счета 10 будет использоваться счет 41), так и на счете 15 (если организацией разработаны на товары (продукты) учетные цены).
Рассмотрим на условных примерах оба способа.
Пример 1. Учетной политикой ООО ПКФ «Полесье» были предусмотрено, что стоимость товаров (продуктов, сырья) отражается по покупным ценам на счете 41.
За текущий месяц ООО ПКФ «Полесье» были произведены следующие расходы, связанные с приобретением товаров (продуктов):
- фактическая стоимость товаров (продуктов), полученных от поставщика, составила 10 000 руб.;
- транспортные расходы по
- прочие расходы, связанные с приобретением товаров (продуктов), включаемые в их фактическую себестоимость ( к примеру, вознаграждение посреднику, оплата экспертам за определение качества и т.п.), - 3000 руб.
Для наглядности примера все указанные выше расходы приведены без учета НДС.
В бухгалтерском учете при этом делается проводка:
дебет счета 41 кредит счета 60 – 14 000 руб. (10 000 руб. + 1000 руб. + 3000 руб.) – расходы, связанные с приобретением товаров (продуктов), включены в их фактическую себестоимость (без учета НДС).
Если же расчетные документы по каким-либо прочим расходам, связанным с приобретением товаров (продуктов) помимо договорной цены поставщика, поступили в организацию после их оприходования, то в учете они отражаются так:
дебет счета 44 кредит счета 60 – отражены расходы, связанные с приобретением товаров (продуктов), расчетные документы по которым поступили после отражения стоимости этих товаров (продуктов) в учете.
Пример 2. Используя данные примера 1, предположим, что учетной политикой ООО ПКФ «Полесье» предусмотрено, что стоимость товаров (продуктов, сырья) отражается по учетным ценам, то есть с использованием счетов 15 и 16.
На начало отчетного месяца на счете 16 числилось кредитовое сальдо в размере 1500 руб. Остаток товаров (продуктов) на счете 41 составлял на начало месяца 24 000 руб.
За отчетный месяц реализовано товаров (отпущено продуктов в производство) по планово-учетным ценам, на сумму 31 000 руб.
Рассмотрим две возможные ситуации: когда учетные цены выше или соответственно ниже фактических цен приобретения.
1. Учетная цена ниже фактической себестоимости товаров (продуктов).
Приобретенные в отчетном месяце товары (продукты) оприходованы по учетным ценам на сумму 12 000 руб. Приобретение и списание фактической себестоимости товаров (продуктов) отразится в учете следующим образом:
1. Отражены в учете расходы, связаны с приобретением товаров (продуктов) (без НДС): (10 000 руб. + 1000 руб. + 3000 руб.).
2. Оприходованы товары (продукты) по учетным ценам.
3. Отражено в учете отклонение учетных цен от фактической стоимости товаров (продуктов): (14 000 руб. – 12 000 руб.).
4. Списана себестоимость
Расчет суммы отклонений, подлежащей списанию на издержки производства и обращения, будет выглядеть следующим образом:
31 000 руб. : (24 000 руб. + 12 000 руб.) х 100% = 86,11 %;
(2000 руб. – 1500 руб.) х 86,11 % = 430,55 руб.
При списании отклонений в учете нужно сделать запись:
дебет счета 90-2 кредит 16 – 430,55 руб. – списано отклонение в стоимости товаров (для организаций торговли);
дебет счета 20 кредит счета 16 – 430,55 руб. – списано отклонение в стоимости продуктов (для организаций общепита).
2. Учетная цена выше фактической себестоимости товаров (продуктов).
Предположим, что приобретенные в отчетном месяце товары (продукты) были оприходованы по учетным ценам на сумму 15 000 руб.
В учете при этом будут сделаны проводки:
дебет счета 15 кредит счета 60 – 14 000 руб. (10 000 руб. + 1000 руб. + 3000 руб.) – отражены фактические затраты, связанные с приобретением товаров (продуктов);
дебет счета 41 кредит счета 15 – 15 000 руб. – оприходованы полученные товары (продукты) по учетным ценам;
дебет счета 15 кредит счета 16 – 1000 руб. ( 15 000 – 14 000) – списаны отклонения в стоимости полученных товаров (продуктов);
дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» или дебет счета 20 кредит счета 41 – 31 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров (продуктов, отпущенных на кухню).
Следовательно, на конец отчетного месяца по счету 16 будет числиться кредитовое сальдо в размере 2500 руб. (1000 руб. + 1500 руб.).
Расчет суммы отклонений, которая подлежит сторнированию со счета 90 «Себестоимость продаж» или со счета 20, будет выглядеть следующим образом:
31 000 руб. : (24 000 руб. + 15 000 руб.) х 100 % = 79,49%;
(1000 руб. + 1500 руб.) х 79,49% = 1987,25 руб.
При списании отклонений в учете нужно сделать запись:
дебет счета 90 «Себестоимость продаж» (или дебет счета 20) кредит счета 16 – 1987,25 руб. – сторнировано кредитовое отклонение в стоимости товаров (продуктов).
При применении организациями торговой наценки следует учесть, что такая наценка может определяться как в целом по компании (по всей номенклатуре товаров или продуктов), так и в разрезе отдельных видов или групп товаров (продуктов).
Данный способ удобен тем, что себестоимость реализованных товаров будет тождественна величине выручки от их реализации. Однако для формирования результатов от операций реализации необходимо установить фактическую себестоимость реализованных товаров, отразив данный порядок в учетной политике.
Согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов)),
Сумма торговой наценки на остаток нереализованных товаров (продуктов) на предприятиях может быть определена по процентному методу. Такой процент исчисляется исходя из отношения величины торговой наценки на остаток товаров (продуктов) на начало отчетного периода (месяца) и оборота по кредиту счета 42 к сумме реализованных по продажным ценам за месяц товаров (изделий кухни) и остатка товаров (продуктов) на конец месяца (также по продажным ценам).
Так
называемый средний процент
(сумма торговой наценки на начало месяца + торговая наценка поступившим за месяц товарам (продуктам)) : (выручка от реализации товаров (изделий кухни) за месяц) + остаток товаров (продуктов) на конец месяца) х 100% = средний процент
или
(сальдо по счету 42-1 на начало месяца + кредитовый оборот по счету 42-1) : (оборот по кредиту счета 90 + остаток по счету 41 (или остаток по счету 41 + остаток по счету 20)) х 100% = средний процент.
Умножая
полученный средний процент
Рассмотрим данные операции на условном примере.
Пример 1. Согласно учетной политике в ООО ПКФ «Полесье»,
товары приходуются по продажным ценам включающим в себя цену приобретения товаров и торговую наценку.
На начало отчетного месяца на складе оставалось товаров на сумму 80 000 руб. Величина торговой наценки (остаток по счету 42) составила 16 000 руб.
За отчетный период на склад предприятия поступило товаров на сумму 200 000 руб. по продажным ценам, включающим в себя также торговую наценку – 40 000 руб.
За отчетный месяц реализовано товаров по продажным ценам на сумму 240 000 руб. Остаток товаров на конец отчетного периода составил, таким образам 40 000 руб. (80 000 руб. + 200 000 руб. – 240 000 руб.).
Расчет процента реализованного торгового наложения будет выглядеть следующим образом:
(16 000 руб. + 40 000 руб.) : (240 000 руб. + 40 000 руб.) х 100% = 20%
Соответственно величина торговой наценки, приходящаяся на реализованные товары, составит 48 000 руб. (240 000 руб. х 20%).
В том случае, если в организации применяется единая торговая наценка на все виды товаров, то ее расчет можно произвести арифметическим способом.