Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 19:41, дипломная работа
Цель выполнения дипломной работы – провести учет и анализ формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и разработать рекомендации по повышения эффективности управления финансовыми ресурсами организации.
Для достижения поставленной цели предполагаются следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы учета и анализа использования финансовых ресурсов предприятия.
2. Рассмотреть синтетический и аналитический учет финансовых результатов и их использования на основе нового плана счетов бухгалтерского учета по МСФО
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………..6
1.1Экономическая сущность финансовых ресурсов……………………………6
1.2 Документальное оформление учета финансовых ресурсов и их использование………………………………………………………………………13
1.3 Методы анализа финансовых ресурсов……………………………………...18
ГЛАВА 2. УЧЕТ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «Рыбный Мир»………………………………………………....28
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия………..28
2.2 Учет финансовых ресурсов ООО «Рыбный Мир»………………………...30
2.3 Анализ финансовых ресурсов ООО»Рыбный Мир»………………………42
ГЛАВА 3.МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ
РЕСУРСОВ В ООО «Рыбный Мир»……………………………………………....59
3.1 Пути совершенствования формирования и использования
финансовых ресурсов в ООО «Рыбный Мир»……………………………………59
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий……………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..71
Построение аналитического учета по счету 99 должно обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.
1.3 Методы анализа финансовых ресурсов
В зависимости от источников формирования финансовые ресурсы предприятия можно разделить на собственные, заемные и привлеченные средства. Источники финансовых ресурсов, как и сами ресурсы, также могут быть:
- собственными - представляют собой совокупность финансовых ресурсов компании, сформированных за счёт средств учредителей (участников) и финансовых результатов собственной деятельности.
- заемными - ресурсы, полученные в виде долгового обязательства. В отличие от собственных, имеют конечный срок и подлежат безоговорочному возврату. Обычно предусматривается периодическое начисление процентов в пользу кредитора (облигации, банковский кредит, различные виды небанковских займов, кредиторская задолженность).
Могут быть также дополнительные источники, которые возникли при положительном сальдо денежных потоков предприятия. Они делятся на внешние и внутренние [17,с.156].
Внешние дополнительные источники представляют собой полученные дивиденды, проценты, дотации, средства от эмиссии ценных бумаг и пр.
К внутренним дополнительным источникам относятся взносы учредителей, доходы от всех видов деятельности, задолженность по заработной плате персонала и пр. Если внутренних источников достаточно для формирования собственных финансовых ресурсов, то внешние источники не привлекаются.
К источникам финансовых ресурсов также можно отнести такую форму кредиторской задолженности, как устойчивые пассивы, т.е. постоянно находящиеся в обороте предприятия, приравненные к собственным, но не принадлежащие ему оборотные средства. Источниками финансовых ресурсов являются финансовая помощь со стороны физических и юридических лиц, государственные субсидии и дотации, гранты и др.
В общем виде все источники финансирования схематически можно разделить на две группы.
Рис.2 Источники финансирования предприятия
Внутреннее финансирование – подразумевает использование собственного капитала;
Внешнее финансирование: его источник – заемный капитал.
Рассмотрим подробнее обе группы источников финансирования.
Внутренне финансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов (амортизация и прибыль) и должно обеспечить процессы самоокупаемости и самофинансирования.
Самофинансирование представляет собой финансирование деятельности хозяйствующего субъекта за счет собственных средств. Различают самофинансирование в узком и в широком смысле. Первое - это финансирование только инвестиционной деятельности за счет собственных средств. Второе - самофинансирование не только развития предприятия, но и его текущей (операционной) деятельности. Основа самофинансирования - финансовая самостоятельность субъектов рынка [17,с.158].
1. Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и его обязательствами. Собственный капитал предприятия включает различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов уставный капитал; нераспределенную прибыль; фонды специального назначения; резервный фонд; средства целевого финансирования, направленные на увеличение фондов накопления предприятия (пополнение его оборотных средств, капитальные вложения и др.). Он имеет вид, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Собственный капитал
Долгосрочный: |
Текущий: | |
1. Уставный |
1. Кредиты |
1. Кредиты |
2. Резервный |
2. Займы |
2. Займы |
3.Нераспределенный доход (убыток) |
3. Авансы (субсидии) |
3.Текущая кредиторская задолженность |
Собственный капитал предприятия - это те оборотные активы, которые остаются у предприятия в случае единовременного полного (стопроцентного) погашения краткосрочной задолженности предприятия.
Другими словами, это тот запас финансовой устойчивости, который позволяет предприятию осуществлять деятельность, не опасаясь за свое финансовое положение даже в самой критической ситуации (когда все кредиторы предприятия одновременно потребуют погасить образовавшуюся текущую задолженность).
Недостаток собственного оборотного капитала приводит к увеличению переменной и уменьшению постоянной части текущих активов, что также свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости его положения.
Коэффициент маневренности капитала, который рассчитывается по следующей формуле:
Где Кмк – коэффициент маневренности капитала;
Сок – собственный оборотный капитал;
Ск – совокупный собственный капитал. [7,с.158].
Коэффициент маневренности капитала показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств предприятия. Нормальное ограничение коэффициента маневренности > 0,5. Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.
Для обобщающей характеристики эффективности использования собственного капитала служат коэффициенты рентабельности. Экономический смысл показателей рентабельности собственного капитала заключается в определении, сколько денежных единиц чистого дохода приходится на денежную единицу собственного капитала. Рентабельность капитала исчисляется отношением чистого дохода к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Коэффициент рентабельности собственного капитала определяется по формуле:
где П – прибыль (чистый доход) предприятия находится путем разницы между суммой доходов предприятия и суммой расходов;
Rск – рентабельность собственного капитала предприятия.
СВск – среднегодовая величина собственного капитала.
Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого тенге, вложенного в собственный капитал. [21,с.230].
2. Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Заемные средства могут быть кратко- и долгосрочными. Это обязательства, которые заемщик обязан погасить в течение одного года. Соответственно срокам привлечения заемного капитала подразделяются кредиторы предприятия. Краткосрочный кредитор - это обычно поставщик (продавец) продукции и держатель векселя предприятия. Сроки предоставления заемных средств, а также стоимость их привлечения формируют условия привлечения заемных средств. Формами привлекаемых заемных средств выступают финансовый (банковский и небанковский), коммерческий (в виде предоплаты, авансирования покупателями), товарный (в виде вещи, с рассрочкой платежа) и прочие формы кредитования. Основными кредиторами являются финансово-кредитные учреждения и поставщики.
Внешнее финансирование может быть не только заемным, но и формировать собственный капитал предприятия в процессе дополнительной (вторичной) эмиссии акций. Финансовые ресурсы предприятия (или его активы), сопоставленные с их источниками – обязательствами и собственным капиталом, характеризуют его финансовое положение, которое всегда можно оценить по балансу.
Финансовые отношения предприятия всегда представляют собой составную часть его производственных отношений. Они опосредуют в денежной форме экономические связи между предприятием и отдельными субъектами рыночного хозяйства: государством, финансовыми учреждениями и организациями, юридическими и физическими лицами
Из вышеизложенного следует, что существуют различные источники финансирования. В связи с этим задачей руководства предприятия является поиск таких источников финансирования, которые обеспечивали бы получение денежных средств по самой низкой стоимости, а их использование приносило бы наибольшую прибыль. Распределение финансовых ресурсов предприятия представлено на рисунке 3
Рис. 3 Распределение финансовых ресурсов предприятия
Анализ распределения и использования финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.
На первом этапе изучается общий объем формирования финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного и заемного капиталов темпам прироста имущества и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных и заемных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.
На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного и заемного капиталов за счет различных источников. [22,с.321].
На третьем этапе анализа оценивается достаточность финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в отчетном периоде.
На четвертом этапе, проводится оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных и заемных финансовых ресурсов.
Основными методами, связанными с оценкой и последующим управлением финансовыми ресурсами являются методы экономического анализа и в частности финансовый анализ. На основании финансового анализа текущего состояния ресурсов предприятия проводится разработка рекомендаций, которые позволили бы оптимизировать их структуру.
Финансовый анализ проводится с помощью разного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности, что позволяет более эффективно управлять финансовыми потоками. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные [13,с.256].
I. Дескриптивные модели это модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним можно отнести построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, систему аналитических коэффициентов, аналитические записи к отчетности.
Горизонтальный (временной) анализ - это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией в предыдущем периоде или за более длительный промежуток времени. В зависимости от вкладываемого смысла горизонтальным анализом также называют сравнение статей актива и пассива баланса и сравнительный анализ статей форм отчетности одного предприятия с другими предприятия данной отрасли.
Трендовый анализ - это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией ряда предыдущих периодов и определение тренда, т, е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем.
Вертикальный анализ - это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением изменения каждой позиции по сравнению с предыдущим периодом.
Анализ относительных показателей (коэффициентом) - это расчет соотношений отдельных показателей позиций отчета с позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Относительные показатели подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических методов исследования. Он может быть прямым (собственно анализ) и обратным (синтез).
II. Предикативные модели - это модели прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного характера.
III. Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с, ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов и к анализу отклонений фактических данных от их нормативов.
Любая из форм финансового анализа осуществляется по следующим основным этапам:
- отбор и подготовка к аналитическому исследованию необходимой исходной финансовой информации;
Информация о работе Учет и анализ использования финансовых ресурсов ООО «Рыбный Мир»