Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучить организацию бухгалтерского учета и анализа налогов и неналоговых платежей, выработать предложения по их совершенствованию. Метод исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала. Полученные результаты, их новизна: рассматриваемые в дипломной работе методики налогового учета отличаются новизной и практичностью, а именно разработаны и предложены некоторые пути оптимизации учета и анализа налогов и сборов уплачиваемых Калинковичским райпо в бюджет.

Вложенные файлы: 2 файла

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

 

Фискальной функции противоположно стимулирование лучшего и более  эффективного использования имеющихся  ресурсов – труда, капитала, природных  ресурсов. А налогообложение как  сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе стимулирующие начала. Экономические стимулы заложены и в фискальной функции, так как сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно и, случается, проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому производство – главный объект налогового стимулирования. [8, стр. 41]

 

Это значит, что налог обладает самостоятельной стимулирующей  функцией, которая реализуется через  систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении  объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической  деятельности приоритетных для государства  направлений.

 

Нужно отметить, что в понятие  стимулирующей функции вкладывается как положительное, так и отрицательное  значение. Это объясняется силой  налогов как инструмента стимулирования или подавления производственной и  предпринимательской активности. Стимулирующая  функция означает, что налоги способны оказывать серьезное воздействие  на производство, стимулируя или, наоборот, сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, увеличивая или сокращая платежеспособный спрос.

 

Из сущности налогов вытекает еще одна их функция – распределительная, а точнее перераспределительная, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части – в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

 

Главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления  собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и  централизованного взимания налогов  превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная  функция налогов носит объективный  характер, как объективно и само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с  появлением государства, которому требовались  средства для выполнения своих функций, изымаемые в форме налогов. [7, стр. 23]

 

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально она носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства  стала активно участвовать в  организации хозяйственной жизни  и развитии экономики. У этой функции  появилось регулирующее свойство. Сегодня  регулирующие функции государства  настолько велики, что можно рассматривать  эти процессы как проявление регулирующей функции налогов.

 

Регулирующая функция  налогов состоит в их способности  воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между  объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется  через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер  косвенного воздействия государства  на развитие производства путем изменения  нормы изъятия доходов у предприятий  в бюджет, повышения или понижения  общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую  активность в отдельных сферах предпринимательства  или регионах страны.

 

Регулирующая функция  неотделима от других функций, в частности  фискальной. Однако внутреннее единство функций не исключает противоречий между ними, заложенных в самой  сущности налогов. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная – отношения налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая – отношение государства к налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государственного бюджета и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения. Противоречивость регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства через рост налогового пресса должна ограничиваться возможностями экономики, иначе могут последовать замедление экономического роста и даже необратимые процессы. Через взаимосвязь и взаимодействие этих противоречий должен достигаться оптимальный баланс интересов государства (в росте доходов бюджета) и хозяйствующих субъектов (в повышении эффективности производства).

 

Несмотря на то, что функции  налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и  обособленности. Это проявляется  при рассмотрении различных видов  налогов, например, акцизы на табак  и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог  на землю имеет в большей мере стимулирующую цель.

 

Что касается классификации  налогов, то под ней понимается группировка  налогов по различным признакам. Нельзя не заметить, что количество группировок достаточно велико. Почему тот или иной налог отнесен  к различным группам – это  зависит от того, что положено в  основу разграничения. Иначе говоря, речь идет об основаниях отнесения  налогов к классификационным  группам. Основания могут быть как  экономического, так и юридического характера. [30, стр. 52]

 

 

 

 

 

Рис. 1.1 Классификационный  состав налогов

 

Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых  расчетов, составления отчетности с  использованием машинной обработки  данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп.

 

Общепринято начинать классификацию  налогов с подразделения их на прямые и косвенные. В основе деления лежат особенности объектов обложения и характер взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно не доход и имущество. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, включаемые в отпускную цену.

 

В среде ученых и практиков  идут дискуссии по поводу приоритетов  прямого либо косвенного налогообложения. Как правило, превалирует точка  зрения о том, что косвенные налоги в наибольшей степени несут фискальную функцию, что сдерживает экономический  рост, и, следовательно, необходимо увеличивать  долю прямых налогов в доходах  бюджета.

 

В зависимости от распределения  взысканных сумм между бюджетами  различных уровней налоги делятся  на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами  различных уровней с целью  покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение  сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении  республиканского бюджета на конкретный год.

 

По степени компетенции  органов власти различных уровней  в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные (республиканские) и местные налоги.

 

Установление и введение в действие государственных налогов  осуществляется решением высшего представительного  органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный  бюджет. Они могут зачисляться  в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к  таким платежам можно отнести  НДС, налог на прибыль, акцизы.

 

Местные налоги могут устанавливаться  как высшим представительным органом, так и соответствующим местным  органом власти, но вводятся они  только решением, принятым на местном  уровне (в республике Беларусь к  таким платежам можно отнести  налог с продаж, сборы за услуги и т.д.). Эти налоги всегда поступают  в местные бюджеты. Число таких налогов в отдельных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов – от 30 до 70 %. [6, стр. 36] В некоторых странах, например, США, Швейцария, к местным налогам относятся и налоги, взимаемые местными властями в виде надбавок к налогам, закрепленным за вышестоящими бюджетами.

 

Налоги по порядку их использования  подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь к целевым бюджетным фондам относятся: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; республиканский дорожный фонд и др., а с 2004 года и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

Существуют и другие основания  деления налогов на виды, например, по методу обложения или от источника  уплаты. В принципе в качестве критерия можно взять любой системный  признак налога.

 

Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя  страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в  регулировании экономики страны. Множественность налогов позволяет  решать разнообразные задачи и реализовать  различные функции.

 

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального  дохода страны. В ходе распределения  и перераспределения ВВП и  НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.

 

1.2 Цель и задачи учета  и анализа расчетов организации  по налогам и сборам

 

Основой организации бухгалтерского учета налогов и сборов в конкретном отчетном периоде является Закон  «О бюджете».

 

Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев  финансовой системы, представляет собой  основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства  части доходов общества.

 

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

 

Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное  регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования  его расходной части.

 

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Республики Беларусь.

 

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

 

Налоги являются одним  из важнейших источников государственных  доходов. В общем, объеме доходов  различных стран они составляют до 90%.

 

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

 

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что  можно с уверенностью сказать: без  хорошо налаженной, четко действующей  налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика  невозможна.

 

Рыночная экономика в  развитых странах - это регyлирyемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно. Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

 

С 1 января 2004 г., с вступлением  в силу общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, субъекты хозяйствования должны вести налоговый  учет. Под налоговым учетом понимается осуществление плательщиками (иными  обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

 

Налоговый учет вводится исключительно  в целях налогообложения и  осуществления налогового контроля и основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных  с налогообложением, применением  соответствующих правил и форм учета.

Порядок организации учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.docx

— 54.81 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования